Выступление на обще садовском родительском собрании на тему: Дефекты в звукопроизношении детей
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Уважаемые родители!
Рада видеть Вас на нашем собрании. Я учитель-логопед, и сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения -лишь верхушка айсберга. Итак, логопедическая работа направлена на:
• формирование правильного звукопроизношения
• развитие движений органов речи
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции
• совершенствование грамматического строя речи
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму
• развитие связной речи
• подготовка к обучению грамоте
Поставленные задачи реализуются на групповых и индивидуальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defekty_v_zvukoproiznoshenii_detey.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
Выступление на обще садовском родительском
собрании на тему:
Дефекты в звукопроизношении детей
Учитель-логопед
первой
квалификационной
категории
Ларькина С.А.
п.Чамзинка
Уважаемые родители!
Рада видеть Вас на нашем собрании. Я учитель-логопед, и сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения -лишь верхушка айсберга. Итак, логопедическая работа направлена на:
• формирование правильного звукопроизношения
• развитие движений органов речи
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции
• совершенствование грамматического строя речи
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму
• развитие связной речи
• подготовка к обучению грамоте
Поставленные задачи реализуются на групповых и индивидуальных занятиях.
Уважаемые родители, хочется обратить ваше внимание на такой важный раздел речевого развития детей, как звукопроизношение.
Хочется отметить, что самый сенситивный (легко воспринимаемый) для исправления дефектных звуков возраст от 5-7 лет (у некоторых детей и раньше, в зависимости от речевого дефекта). Только в дошкольном возрасте язык ребенка очень пластичен и подвижен, легко может выполнять такие упражнения, которые взрослый человек никогда не выполнит.
Правильное произношение всех звуков не происходит стихийно, каждый правильно произносимый звук способствует появлению нового звука, так в начале у детей появляются звуки нижнего положения языка (свистящие), чуть позже появляются звуки верхнего положения (шипящие), последними у детей появляются звуки сонорные [Р], [Л].
Приведу примеры самых распространенных дефектов звукопроизношения:
искаженное произнесение свистящих звуков:
протаскивание языка сквозь зубы при произнесении свистящих звуков [С], [З], [Ц], [СЬ],[ЗЬ] и также переднеязычных звуков [ТЬ], [ДЬ], [НЬ].
Произнесение свистящих с раздуванием щек (санки-фанки)
искаженное произнесение шипящих звуков:
замена шипящих свистящими звуками [Ш]-[С] (шапка-сапка), [Ж]-[З ](жук-зук), [Щ]-[СЬ] (щетка-сётка)] [Ч]-[ТЬ] (чудо-тюдо)
протаскивание языка сквозь зубы при произнесении шипящих звуков [Ш], [Ж],[Ч],[Щ].
произнесение шипящих с раздуванием щек (шуба-фуба)
искаженное произнесение сонорных звуков:
горловое произнесение звуков [ Р, [Л]
замена звука [Л] на [В] либо замена [Л] на [У] (лук-вук, лодка-уодка)
Я привела примеры типичных дефектов в звукопроизношении детей. Все больше стало появляться детей с не типичными дефектами в звукопроизношении, такими как:
Замена звука [МЬ] на звук [НЬ] (Митя-Нитя)
Отсутствие звука [ВЬ] (Вика- Ика)
Замена звука [К] на [Т], [КЬ] на [ТЬ] (кот-тот, кит-тит)
[ Г] на [Д], [ГЬ] на [ДЬ] (год-дод, Гена- Дена)
Оглушение звонких согласных (зонт-сонт, банка-панка)
Многие причины влияют на речь ребенка: тяжелые роды, экология, питание. В последнее время возросло число родителей, которые с безразличием и непониманием относятся к своей роли в речевом развитии детей. При поступлении ребенка в детский сад учитель-логопед обследует его речевое развитие. И, вот, все чаще стали встречаться несвойственные слышащим детям дефекты звукопроизношения : отсутствие гласных звуков [И], [О], [У], [Ы], (неразборчивая речь) которые не требуют тонких движений языка, а только изменения положения губ. Дело просто в том, что родители, не пели детям в свое время колыбельные песни, не играли с детьми в звукоподражания животной и не живой природы.
Исправление дефектных звуков у ребенка требует от самого ребенка большого усилия над собой и труда. Сами дефектные звуки никуда не исчезнут, только профессиональная и своевременная помощь со стороны учителя-логопеда помогут ребенку избавиться от дефектного произношения, а в дальнейшем овладеть и письменной грамотой.
Родители, вовремя, в дошкольном возрасте в период формирования речевого развития ребенка, обращайте внимание на звукопроизношение ваших детей, и старайтесь вовремя оказать помощь в исправлении, если звукопроизношение нарушено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"
Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занят...
"Дефекты в звукопроизношении детей" ( выступление на общесадовском родительском собрании)
Выступление на общесадовском родительском собрании. На собрании присутствовали родители младшей-подготовительных групп....
Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается общее недоразвитие речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный з...
Выступление на общем родительском собрании детского сада «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на общем родительском собрании старших групп. Знакомство родителей с мини проектом "О правах играя", который реализуется в детском саду №12 "Звездный" г. Тамбова...
Выступление на РМО с докладом на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа работы над звукопроизношением детей с ООП».
Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает ар...
Роль игры в формировании правильного звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использоват...