Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"
статья по логопедии по теме
Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занятия в занятие сухо проговаривать лексический материал, а вызвать у ребенка положительные эмоции, увлечь его, заинтересовать. Поэтому учитель-логопед постоянно находится в поиске увлекательных заданий на автоматизацию звука в речи, на развитие фонематических процессов.И в этом ему поможет данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_logopedov.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39
пгт. Ильский муниципального образования Северский район
Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи
подготовила:
учитель-логопед
Софьина И.А.
Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занятия в занятие сухо проговаривать лексический материал, а вызвать у ребенка положительные эмоции, увлечь его, заинтересовать. Поэтому учитель-логопед постоянно находится в поиске увлекательных заданий на автоматизацию звука в речи, на развитие фонематических процессов.
Большую помощь в коррекции звукопроизношения могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходным (акустически и артикуляционно) звуком.
Чтобы работа над автоматизацией, дифференциацией звуков проходила более продуктивно, нужно превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Конечно, основная цель занятия - правильное произнесение звука - должна сохраняться на протяжении всей игры.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов ра как рак и ша как шар или шарф. При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Автоматизация изолированного произношения звуков
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Кто дольше?
Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кнопочки
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
Метроном
Ребенок проговаривает звуки под заданный логопедом ритм метронома.
Су-джок
Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
Кубик с цифрами
Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторитьзвук.
Счеты
Ребенок произносит звук столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.
Улиточка
Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги проводя пальцем по спирали - домику улиточки.
Тихо - громко
Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая звук. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
Поедем на машине
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
Прокати мяч
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Кто быстрей дойдёт?»
- определить линию финиша, при правильном произнесении слова делается шаг вперед, при неточном – шаг назад. Играть при этом могут логопед и ребенок, либо воспитатель и ребёнок, либо двое детей, у которых автоматизируется один и тот же звук на одном и том же этапе.
Автоматизация звуков в слогах
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
Научи Петрушку
Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.
Повтори для мишки
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.
Давай проверим!
При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое задание выполняется под контролем родителей.
Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Маленькие ножки бежали по дорожке…
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
Говорящие руки
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
Ступеньки
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Раз - шажок, два - другой…
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.
Телеграмма
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са , ко - го, зу - жу - зу и др.
Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
«Здравствуй, пальчик!» - поочередные касания большого пальца ведущей руки с остальными пальцами с одновременным проговариванием слогов: Са-со-су-сы; Ас-ос-ус-ис; Ста-сто-сту-сты и т.п. То же самое упражнение можно разнообразить, касаясь одного и того же пальца 2 – 3 раза: Са-са-са – со-со-со – су-су-су – сы-сы- сы; Ас-ас-ас – ос-ос-ос – ус-ус-ус – ис-ис-ис и т.д. Упражнение проделывается в медленном, умеренном, быстром темпе.
«Подружим пальчики»
- поочередные касания пальцев правой руки с одноименными пальцами левой руки сопровождаются одновременным проговариванием слогов: Ша-шо-шу-ши-ше; Ла-ло-лу-лы-лэ и т.п
«Игра на рояле» (пианино)
- поочередные прикосновения пальцев рук правой, затем левой руки, затем двумя руками к поверхности стола или имитируемым клавишам. Движения выполняются в направлениях слева направо, справа налево со сменой темпа и с одновременным проговариванием слогов на заданный звук.
«Перепрыгни через лужу» (ручеек, кочку, дощечку, фишку)
– называть слоги или слова с автоматизируемым звуком, одновременно прикасаясь к фишке заданным пальцем. Назвать столько слогов (слов), сколько фишек (луж, кочек, ручейков).
«Маленькие ножки шагают по дорожке»
- проговаривать слоги или слова с заданным звуком, одновременно «шагая» указательным и средним пальцами по поверхности стола или по бедру ребенка.
«Нажми на кнопочку»
- нажимать на кнопочку (пуговицу), одновременно проговаривая слоги или слова с заданным звуком.
«Говорящие руки»
- сливать отдельные звуки в слоги, одновременно изображая звук движением руки: ллл-ааа, ллл-ооо, ллл-ууу, ллл-ыыы. 8. «Шнуровка» - использовать различные пособия по шнурованию и одновременно проговаривать слова или слоги с нужным звуком: Шаг-шаг-шаг-шаг; Шина-шина-шина-шина и т.п. Сколько дырочек, столько слогов (слов).
«Рыбки»
- проговаривать слоги и слова только при помощи одной артикуляции или шёпотом. Наблюдать при этом в зеркало за работой губ, щёк, языка. Позднее можно проделывать это упражнение без зеркала.
«Кто быстрее построит дом?» (лесенку, заборчик, квадрат)
– выкладывать из счётных палочек заданную фигуру, одновременно проговаривая слог или слово с заданным звуком. На каждую палочку – слог (слово).
«У кого больше?»
приём – соревнование. При правильном произнесении слога или слова с заданным звуком ребёнку дается фишка. Играть могут 2-3 детей, у которых автоматизируется один и тот же звук на одном и том же этапе.
«Графические упражнения»
написание в тетради в клеточку различных графических линий, черточек с одновременным проговариванием того или иного изучаемого звука в изолированном положении или в сочетании с другим звуками.
Автоматизация звуков в словах
Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слова.
Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
«Поле чудес»
на одном игровом поле подобраны 12-20 картинок на какой-нибудь один автоматизируемый звук. Ребёнок выполняет задания взрослого на пространственную ориентировку, правильно проговаривая название картинки: «двигайся на одну клетку вверх, на две клетки вправо, на одну вниз» и т.д.
«Весёлая дорожка»
- «шагать» пальчиками по дорожке из картинок, подобранных на заданный звук, одновременно проговаривая их названия. Можно использовать игрушки-персонажи (Красная Шапочка шагает по дорожке и называет картинки).
«Поезд»
- выстраивать «вагончики» из картинок, которые ребенок правильно произнес. Картинки подбираются на какой-нибудь один автоматизируемый звук. «Сколько вагончиков в твоём поезде получилось?»
Автоматизация звуков в предложениях
После того, как звук автоматизирован на уровне слов различной слоговой структуры, переходят к этапу автоматизации поставленного звука во фразовой речи. При заучивании чистоговорок, стихов, потешек так же можно координировать речь с движениями не только пальцев рук, но и с движениями всего тела. Движения можно придумывать вместе с детьми. Речь становится выразительнее, чище, образнее, ритмичнее, а сам процесс заучивания перестает казаться нудным, что положительно сказывается на сроках овладения детьми правильным произношением. «Р» Ра-ра-ра – вот высокая гора. Ры-ры-ры – мы играем у горы. Ро-ро-ро – у Ромы красное ведро. Ру-ру-ру – в квартире мусор уберу. «Ж» Жук жужжит, жужжит, жужжит, (имитация движений) Над лужайкою кружит. Все бело, бело, бело! «Л» Много снегу намело! Вот веселые деньки, Все на лыжи и коньки! Использование в практической работе вышеперечисленных игр и упражнений значительно ускоряют процесс автоматизации всех звуков разных артикуляционных групп, облегчая, тем самым, детям со стертой формой дизартрии нелёгкий путь к овладению чистым и правильным произношением.
Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
Считалочка
С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребенок проговаривает предложения, чистоговорки, стихи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
"Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у дошкольников. Автоматизация звука Ш".
Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей....
Выступление на методическом объединении 2014-15г: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи»
«Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи»...
Выступление на методическом объединении:"Пальчиковая живопись как средство художественного развития детей младшего дошкольного возраста"
Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, да...
Выступление на методическом объединении на тему:" Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"
Литература:1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 4012. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжело...
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...