Памятка для родителей детей имеющих нарушения речи
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений - трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
В комплекс занятий по развитию речи должны входить домашние задания, перечисленные ниже.
- Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
- Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
- Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
- Каждое упражнение повторяйте 3-4 раза.
- Упражнения повторяйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
- Для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
- Родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
- Необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
- Ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!
Советы для родителей
Поговори со мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?
- Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли вы книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
- Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
- Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
- Какими словами, красками можно описать время года;
- Назови слово- предмет, слово- действие, слова –ассоциации, слово- цвет, только веселые слова;
- Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать ( назови как можно больше глаголов) и т.д.;
- Играйте в игру «Если бы да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что…
Если бы я был Музыкой, то я бы…, потому что…
Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что…
Если бы я был Мандарином, то я бы…, потому что…
- играйте в игру «Хорошо- плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
- играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый - грустный, сильный - слабый и т.д.;
- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка- дочка- точка- бочка- кочка…
- Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
- Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес… растут грибы. Шишки растут … елке.)
- Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).
- Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи
В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...
Анкеты для работы с родителями (законными представителями) детей, имеющими нарушения речи
Анкеты для работы с семьями воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Памятк.Развитие речи детей с ОВЗ...
Памятка для родителей детей с нарушениями речи «Организация занятия по развитию речи детей с ОВЗ в домашних условиях»
Для коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ родителям рекомендуется дома организовать рабочее место и регулярно выполнять упражнения....
Советы родителям детей, имеющих нарушения речи
Советы родителям детей, имеющих нарушения речи...
Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи «Учимся, играем – звуки исправляем!»
Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи «Учимся, играем – звуки исправляем!»...