ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Вакорина Светлана Алексеевна

Памятк.Развитие речи детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_razvitiyu_rechi.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ 
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК" 



«
ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» СУХОМЛИНСКИЙ В.А. 
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи (исследования М.Н. Кольцовой, Л.В. Фоминой, О.С. Бот). 
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. 
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). 
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук 
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструиро¬вание, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет). 
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов). 
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением («Этот пальчик папочка») и без речевого сопровождения («Зайчик», «Козочка», «Очки», «Деревья», «Птицы»). 
• Пальчиковый театр. 
Для развития ручной умелости дети должны: 
• запускать пальцами мелкие «волчки»; 
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различ¬ные поделки; 
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и от¬крылся, а вечером заснул и закрылся»); 
• делать кулачки «мягкими» и «твердыми»; 
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; 
• махать в воздухе только пальцами; 
• собирать все пальцы в щепотку; 
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску; 
• завязывать узелки на шнурке, веревке; 
• застегивать (расстегивать) пуговицы; 
• играть с конструктором, мозаикой; 
• складывать матрешки, пирамидки; 
• рисовать в воздухе; 
• мять руками поролоновые шарики, губки; 
• рисовать, раскрашивать, штриховать; 
• резать (вырезать) ножницами; 
• выполнять аппликации; 
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл); 
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги; 
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы); 
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги; 
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем; 
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом); 
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе 


ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ 
"МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК"



Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. 

Уважаемые родители, «поиграем с ручками» 
вместе с детьми»! 
Первый вариант 
• дети растирают ладони до приятного тепла. 
• большим и указательным пальцем одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки. 
• массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук. 
• переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны. 
• переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. 
• вытягивам пальчики вверх и шевелим ими. 
• дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. 

Второй вариант 
массаж биологически активных точек (бат), которые находятся на кончиках пальцев. 
Для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтем одной руки между указательным и большим пальцем другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать по часовой стрелке (30 раз) увеличивая силу нажима, затем против часовой стрелки (30 раз), ослабляя силу нажима. Таким образом массируем все пальцы правой и левой руки. На каждый палец затричиваем по 1 минуте, на все пальцы 10 минут. Этот массаж выполняется строго 30 дней подряд, так как за это время формируется нервный импульс, если пропустили один день массаж начиется сначала. 

Третий вариант 
массаж с помощью различных предметов: 
• работа с иппликатором кузнецова или логопедической щеткой «ежик», мячика с шипами, ореха, шишки; 
• прокатывание между ладонями ребристого карандаша, бигуди витые, бигуди ворсистые (вертикально); 
• прокатывание пальцев руки по ребристой поверхности; 
• работа с наждачной бумагой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хотите, чтобы у детей была хорошая речь – развивайте мелкую моторику пальцев рук.

Рекомендую родителям некоторые игры и упражнения для развития мелкой моторики, которые они могут организовать с детьми в домашних условиях: с прищепками, проволокой, крупой и т.д. А хорошо развитая мо...

Презентация для родителей на тему "Пособия по развитию мелкой моторики пальцев рук"

В данной презентации представлен обзор  практических пособий и игры для развития мелкой моторики детей.  Использование любого из предложенных пособий позволит с пользой и интересом провести ...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»

Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей: "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста"

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....

Буклет для родителей "Использование камешков "Марблс" для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста"

Буклет для родителей в помощь при играх с детьми с нетрадиционным материалом - камешки "Марблс"...