КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кребс Любовь Владимировна

Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

«Формирование

лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»


        Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Одной из современных технологий, направленных на развитие речи, в том числе и грамматических конструкций,  является сказка.  

Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Ребята легко запоминают необычное и забавное, что облегчает практическое овладение ими той или иной грамматической категорией. 

        Работа строится по следующему алгоритму: воспитатель в совместной деятельности рассказывает сказку, читает, либо прослушивают предложенную аудио-сказку, в соответствии с лексической темой. Чтение сказки сопровождается различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы. Затем на занятиях по развитию речи дети отгадывают  загадку об изучаемой сказке. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования, затем проводятся игры на развитие грамматических конструкций:

         Игра «Один - много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.

        Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательных форм существительных.

        Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.

        Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.

        Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб – грибы.

 «Назови ласково»

Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает вам мяч и заканчивает фразу так, чтобы они звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

 «Назови детенышей»

Цель: Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Взрослый называет животное. Ребенок называет его детенышей

У волка - волчата, у волка много волчат

У ежа - ежата, у ежа много ежат

У медведя – медвежата, много медвежат

«Назови одним словом».

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.

Взрослый называет словосочетание. Ребёнок называет одним словом

У зайца длинные уши – длинноухий,

У репки розовые щёки – розовощёкая

У лисы большие глаза – большеглазая

У медведя толстая пятка - толстопятый

У волка острые зубы – острозубый

« Подбери слова – родственники»

Цель: учить образовывать однокоренные (родственные) слова, способствовать уточнению значения слов, нормализовать процесс  словообразования.

Лес: лесной, лесник, лесок, лесочек

Медведь: медведица, медвежонок, медвежий.

 «Наоборот»

Цель: Закреплять умение подбирать слова противоположные по смыслу (подбор антонимов).

Труд -лень.        Веселиться -грустить.

Дружба - вражда.        Вместе - отдельно.

Сильный - слабый.        Много - мало.

Новый - старый.                        

«Загадки – описания»

Цель: Упражнять в составлении небольшого рассказа описания, выделяя характерные признаки.

Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.

Например, выбрана Лиса из «Колобка»: один ребенок дает внешнее описание – рыжая, с пушистым хвостом, второй рассказывает о характере – хитрая, ловкая, третий вспоминает ее действия – съела колобка, заставив его сесть себе на нос. Если участники затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы-подсказки: какая одежда на персонаже, какого он возраста, размера и т.д.

«Чего не хватает?»

Цель: Упражнять в образовании родительного падежа..

Взрослый закрывает часть на изображении чего-либо. Например, у волка уши.

Ребенок говорит волк без ушей; хвост – волк без хвоста

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Дом из дерева – деревянный

Каша из манки – манная

Варенье из малины - малиновое

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, рубашка — тканью.

«Подбери нужное слово»

Цель: учить подбирать названия действий названиям объектов.

Ветер (что делает?) – дует, завывает, шумит.

Солнце – светит, жарит, пригревает, ласкает

Снег – хрустит, летит, кружится.

Дождь – брызжет, моросит, капает.

Ручей – журчит, звенит, бежит.

Листья – шуршат, колышутся, шелестят.

Гром – гремит, громыхает, бабахает.

Лес – шумит, стих, пугает, зеленеет, кормит.

«Жадина»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными

Большой медведь – мой большой медведь

Хитрая лиса – моя хитрая лиса

Пышные пирожки – мои пышные пирожки


Использование народных при прохождении лексических тем.

Лексическая тема

Русские народные и авторские сказки

Осень. Овощи

«Репка», «Мужик и медведь»

Фрукты

«Крошечка-хаврошечка»

Ягоды

«Волшебные ягоды»

Деревья. Кустарники

«Как коза избушку строила»

Хлеб

«Колосок»

Семья

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Человек

«Маша и медведь»

Домашние животные

«Волк и семеро козлят»

Подготовка птиц и животных к зиме.

«Зимовье зверей»

Зима

«Морозко»

Зимние забавы

«Снегурочка»

Животный мир зимой

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Дикие животные

 «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Хвосты», «Заяц- хваста»

Домашние птицы.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Рыбы.

«Байка о щуке зубастой»

Одежда. Ткань. Обувь

«Царевна-лягушка»

Посуда.

«Лиса и журавль»

Мебель.

«Три медведя»

Транспорт

«Иван царевич и Серый волк»

День защитника Отечества

Илья Муромец и Соловей разбойник

Строительство

 «Теремок»

Весна

«Заюшкина избушка»

Наша Родина

«Никита Кожемяка»


РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«МУЖИК И МЕДВЕДЬ» 

Был богатый урожай.
Убирай же, не зевай.
Разузнал про то медведь
И давай вовсю реветь.
- Отдавай,мужик,вершки.
Забирай же корешки.
Репку на базар повёз,
Получив большой разнос.
А потом посеял рожь.
Что же делать? Ты поймёшь.
Сам забрал мужик вершки.
Отдал мишке корешки.

 

Игра «Один - много».

Мужик -мужики.        Телега -телеги.

Репа - репки.        Лошадь - лошади.

Поле-поля.        Лес -леса.

Медведь - медведи.        Дорога - дороги.

Игра «Назови ласково».

Мужик - мужичок.        Телега - тележечка.

Репа – репка, репушка.        Лошадь - лошадушка.

Поле - полюшко.        Лес -лесок.

Медведь - медведушка.        Дорога – дороженька, дорожка

Игра «Сосчитай».

2 мужика, 5 мужикав.        2 телеги, 5 телег.

2 репы, 5 реп.        2 лошади, 5 лошадей.

2 поля, 5 полей.        2 леса, 5 лесов.

2 медведя, 5 медведей        2 дороги, 5 дорог.

Игра «Слова наоборот».

Злой - добрый.                   Умный - глупый.        

Хитрый - доверчевый.        Брать - отдавать.

Труженик - лентяй.        Встречать - провожать.

Хороший - плохой.        Большая – маленькая          

.        Легко - трудно.


Игра «Слова-родственники».

М ужик – мужчина, мужичок, возмужать, мужать, муженёк.

Медведица, медвежонок, медвежатник, медвежий.

Работа, работница, работник, работящий, работка, подработка.

Закончи фразу

Медведь большойа мужик… (маленький).

Медведь глупый,а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы… (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы… (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

У пшеницы листья узкиеа у репы… (широкие).

У репы корень толстый, а у пшеницы… (тонкий).

Поле засевают веснойа урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки – тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку).

Беседа по сказке «Мужик и медведь».

Вопросы:

  • Где мужик репу сеял?
  • Что решил отдать медведю мужик, когда репа вырастет?
  • Что сделал мужик с репой?
  • Какие были корешки у репы?
  • Что мужик посеял на следующий год?
  • Какую долю от второго урожая забрал медведь?
  • Что медведь сделал со своей частью урожая?
  • А что мужик со своей частью сделал?
  • Какой медведь в этой сказке?

Отгадывание загадок.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это?
(Репка.)

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА» 

Росла, росла яблонька, подросла.

 Цвела, цвела яблонька, отцвела.

Отряхнула яблонька свой наряд

 - И поспели яблоки, но не для всех.

Ветки опускаются для одной,

Девушки-красавицы дорогой.

(«Крошечка-хаврошечка».)

Игра «Один - много».

Хозяйка - хозяйки.        Хлеб - хлеба.

Дочь - дочери.        Глаз - глаза.

Пол е-поля.        Яблоня -яблони.

Корова - коровы.        Трава - травы.

Игра «Назови ласково».

Хозяйка - хозяюшка.        Хлеб - хлебушек.

Дочь - доченька.        • Трава - травушка.

Поле - полюшко.        Глаз - глазок.

Корова - коровушка.        Яблоня - яблонька.

Платок -платочек.        Ветка - веточка.

Игра «Сосчитай».

2 хозяйки, 5 хозяек.        2 сестры, 5 сестёр.

2 дочери, 5 дочерей.        2 платка, 5 платков.

2 поля, 5 полей.        2 яблони, 5 яблонь.

2 коровы, 5 коров.,        2 ветки, 5 веток.

Игра «Слова наоборот».

Легкий - трудный.

Ласка - строгость.        Хороший - плохой.

Радость - горе.        Брать - отдавать.

Труженица - лентяйка.        Встречать - провожать.

Хороший - плохой.        Говорить - молчать.

Добрый - злой.        Плакать - смеяться.

Высокий - низкий.        Легко - трудно.

Игра «Слова-родственники».

Яблоня, яблонька, яблоко, яблочко, яблочный (пирог), яблоневый (цвет).

Работа, работница, работник, работящий, работка, подработка.

Корова, коровушка, коровник, коровье (молоко).

Развитие общей моторики «Коровушка».

Вот идёт коровушка - Рогатая головушка. (Ходьба на месте, ладони к голове.)

«Нас, коровка, не бодай, (Присесть, погрозить пальцем.)

Молока детишкам дай, (Движение руками, как при дойке.)

Ты бродила по лугам, По озерным берегам. (Ходьба с высоким подниманием ног.)

После дойки вечерком, Угости нас молочком!» (Присесть, руки вперед к груди.)

Беседа по сказке «Крошечка-хаврошечка».

Вопросы:

  • Что любили делать хозяйкины дочки, а что приходилось делать Хаврошечке?
  • Как ты думаешь, хорошо ли, весело ли жила Хаврошечка у хозяйки?
  • Как коровушка помогала Хаврошечке?
  • Кто пожалел коровушку?
  • Выполнила ли Хаврошечка обещание, которое дала коровушке?
  • Какая выросла яблонька в саду? (Яблочки наливные, листья золотые, ветки серебряные.)
  • Чем закончилась сказка?

Отгадывание загадок.

Два соседа - непоседы.

День - на работе,

Ночь - на отдыхе.

(Глаза.)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадёт сама в траву.

(Яблоко.)

И сметану, и кефир,

Молоко, и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пестрая... (корова).

СКАЗКА «МАША И МЕДВЕДЬ» 

Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несёт её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её медведь

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не даёт

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге съесть.

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка.

Это...

(«Маша и медведь».)

 Игра «Один - много».

Подружка - подружки.        Лавка - лавки.

Гриб - грибы.        Печь - печи.

Ягода - ягоды.        Деревня - деревни.

Дерево - деревья.        Гостинец - гостинцы.

Чаща - чащи.        Короб - короба.

Пирог - пироги.

Игра «Назови ласково».

Вкусный гриб - вкусненький грибок.

Сладкая ягода - сладенькая ягодка.

Зелёное дерево - зелёненькое деревце.

Румяный пирог - румяненький пирожок.

Хитрая Маша - хитренькая Машенька.

Игра «Сосчитай».

2 спелые ягоды, 5 спелых ягод.

2 зелёных дерева, 5 зелёных деревьев.

2 деревянные лавки, 5 деревянных лавок.

2 близкие деревни, 5 близких деревень.

2 истопленные печки, 5 истопленных печек.

2 румяных пирожка, 5 румяных пирожков.

Игра «Слова наоборот».

Мудрость - глупость.                        Большой - маленький.

Хитрость - простодушие.                Горевать -радоваться.

Радость - горе.                        Наказывать - поощрять.

Утро - вечер.                        Открывать - закрывать.

Мудрый - глупый.                        Спускаться - подниматься.

Хитрый - простодушный.                Близко - далеко.

Игра «Слова-родственники».

Дом, домик, домишко, домовой.

Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежья.

 Лес, лесок, лесочек, лесной, лесничий.

Ум, умный, умница, умник.

Беседа по сказке «Маша и медведь». Вопросы:

  • Как звали внучку бабушки и дедушки?
  • Куда пошла Машенька с подружками?
  • Как Машенька потерялась в лесу?
  • Что увидела Машенька в чаще леса?
  • Кто жил в избушке?
  • Почему медведь решил оставить Машеньку у себя?
  • Почему медведь не отпускал Машеньку домой?
  • Что придумала Машенька, чтобы убежать от медведя?
  • Зачем попросила Машенька отпустить ее в деревню на денёк?
  • Что испекла Машенька?
  • Куда положила Машенька пирожки?
  • Какие наставления дала Машенька медведю?
  • Как Машенька обманула медведя?
  • Почему Машенька не разрешала медведю садиться на пенек и есть пирожок?
  • Где нашли Машеньку дедушка и бабушка?
  • Как бабушка и дедушка стали называть Машеньку?
  • Кто оказался хитрее и находчивее: Маша или медведь?

СКАЗКА «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ» 

Кот, петух, баран, свинья.
В лес отправились друзья,
Там и поселились.
Жили дружно, веселились
Не боялись никого
Даже волка самого.
(Зимовье)

Игра «Один - много».

Лес - леса.                Дом - дома.

Бык - быки.                Зима - зимы.

Баран - бараны.                Волк - волки.

Кабан - кабаны.                

Кот - коты.                

Петух - петухи.

                

Игра «Назови ласково».

Кудрявый баран – кудрявенький барашек.

Полосатый кот – полосатенький котик.

Тёплый дом – тепленький домик.

Голосистый петух – голосистенький петушок

Холодная зима – холодненькая зимушка.

Игра «Сосчитай».

2 избы, 5 изб.        2 кота, 5 котов.

2 быка, 5 быков.        2 свиньи, 5 свиней.

2 барана, 5 баранов.        2 зимы, 5 зим.

2 петуха, 5 петухов.        2 волка, 5 волков

Игра «Кто что делает».

Бык –мычит, жуёт траву, пасётся на лугу, брёвна носит…

Петух – кукарекает, клюёт зерно, рано встаёт, всех будит, крышу кроет….

Баран – блеет, щепу дерёт, траву жуёт…

Свинья – хрюкает, глину месит, жёлуди роет…

 Кот – мяукает, стены конопатит, мышей ловит…

Волки – воют, по лесу бродят, испугались…

Развитие общей моторики.

Ребята, а легко ли было животным строить Зимовье? Поможем им. Встанем в круг.

И мы станем брёвна носить,                 - идут медленным шагом

Столбы тесать,                                      - скользящие движения ладонями

Столбы тесать,                                      - стучат кулачками друг о друга

Глину месить,                                       - ногами переступают

Кирпичи делать,                                   - показывают прямоугольник

Печку класть,                                       - кладут один на другой

Мох таскать,                                        - наклоняются, рвут мох

Стены конопатить,                              - затыкают щели

Крышу класть,                                     - делают руками крышу над головой.

Беседа по сказке «Зимовье зверей». Вопросы:

 Кто из героев носил бревна?

Кто из злодеев первый вошел в зимовье?

Кто ударил волка в бок рогами?

Какое время года наступило в сказке?

Кто из героев месил глину для зимовья?

Кто из героев сказки находился на печи, когда волк пробрался в зимовье?

Какие герои сказки таскали мох и конопатили стены

Что затрещало, когда пришла лютая зима?

Что хотели волк с медведем сделать с героями сказки?

Кто закричал «Ку-ка-ре-ку!»?

Отгадывание загадок.

На спинке - щетинка. (Свинья.)

Сапоги со шпорами,

Красными узорами. (Петух.)

Шубу теплую надел,

Будто два пирога,

Лбом широким угрожает,

Головой сильно мотает. (Баран.)

В гневе головой мотает,

Копытом нервно землю роет,

Мычаньем воздух сотрясает. (Бык.)


СКАЗКА «ТРИ МЕДВЕДЯ» 

Чашки три и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно.

Убегай, скорей, сестричка,

Из окна лети, как птичка.

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей конец.

По слогам читают дети

Это сказка... («Три медведя»).

Игра «Один - много».

Лес - леса.                Стул - стулья.

Девочка - девочки.                Стол - столы.

Гриб - грибы.                Ложка - ложки.

Ягода - ягоды.                Чашка - чашки.

Дерево - деревья.                Подушка - подушки.

Избушка - избушки.                Кровать - кровати.

Игра «Назови ласково».

Вкусная ягода - вкусненькая ягодка.

Маленький стол - малюсенький столик.

Деревянная ложка - деревянная ложечка.

Синяя чашка - синенькая чашечка.

Деревянная кровать - деревянная кроваточка.

Игра «Сосчитай».

2 гриба, 5 грибов.        2 ложки, 5 ложек.

2 дерева, 5 деревьев.        2 чашки, 5 чашек.

2 избушки, 5 избушек.        2 кровати, 5 кроватей.

2 стула, 5 стульев.        2 подушки, 5 подушек.

Игра «Слова-друзья».

Горница - комната.        Горшок - кастрюля.

Миска - тарелка.        Печь - плита.

Шаль - платок.

Развитие общей моторики «Медведь».

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

(Ребёнок, слегка согнувшись, идёт «вперевалочку», «загребает» слегка согнутыми ногами.)

Находит в дуплах мёд

И в рот его кладёт.

(Изображает, как он достаёт и ест мёд.)

Облизывает лапу Сластёна косолапый,

А пчёлы налетают, Медведя прогоняют.

(Отмахивается от пчёл.)

А пчёлы жалят мишку:

- Не ешь наш мёд, воришка!

(Дети щиплют себя за нос, губы, щёки, ладошки, изображая жалящих пчёл.)

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

(Идёт «вперевалочку».)

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает.

(Ладошки под голову, глаза закрывают.)

Беседа по сказке «Три медведя». Вопросы:

  • Куда пошла девочка? Зачем?
  • Почему девочка заблудилась в лесу?
  • Куда она зашла?
  • Сколько комнат было в избушке?
  • Что делала девочка в столовой?
  • Какие стулья были в столовой?
  • Что случилось с маленьким стульчиком?
  • Что увидела девочка в другой горнице?
  • В какую кроватку легла девочка и почему?
  • Что увидели медведи в столовой, когда пришли домой?
  • Что сказал каждый медведь?
  • Что увидели медведи в другой комнате?
  • Что хотел сделать Мишутка, когда увидел девочку в своей постели?
  • Как отнеслись к её поведению медведи?
  • Как девочка убежала из домика медведей?
  • Правильно ли девочка вела себя?

Игра « У медведей в горнице».

Выставляется большая сюжетная картинка. Дети отвечают на вопросы. При ответах обязательно используют предлоги.

  • Какие герои изображены на картинке?
  • Что стоит на столе?
  • Что лежит на кровати?
  • Что висит над кроватью?
  • Что нарисовано справа на картинке?
  • Что нарисовано слева на картинке?
  • Что висит на гвозде?
  • Кто сидит в середине?
  • Кто сидит справа от Настасьи Петровны?
  • Кто сидит слева от Настасьи Петровны


РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

Она не любит солнышко

И тёплый ветерок.

Зато приводит снежная

Метель её в восторг.

У бабушки и дедушки

Лишь зиму прожила,

А летом белым Облачком

На север уплыла. («Снегурочка».)

Игра «Один - много».

Зима - зимы.                Туча - тучи.

Сугроб - сугробы.                Венок - венки.

Окно - окна.                Облако - облака.

Ком - комья.                Песня - песни.

Костёр - костры.                Жаворонок - жаворонки.

Игра «Назови ласково».

Разноцветный венок - разноцветненъкий веночек.

Белое облако - беленькое облачко.

Чёрная туча - чёрненькая тучка.

Весёлые подружки - весёленькие подруженьки.

Зелёная трава - зелёненькая травушка.

Игра «Сосчитай».

2 зимы, 5 зим.        2 тучи, 5 туч.

2 сугроба, 5 сугробов.        2 облака, 5 облаков.

  1. 2 песни, 5 песен.

             костра, 5 костров.        

Игра «Слова наоборот».

Горе - радость.        Холодный - горячий.

Старость - молодость.        Умный - глупый.

Веселье - грусть.        Радоваться - горевать.

Зима - лето.        Смеяться - плакать.

Холод - жара.        Тепло - холодно.

Старый - молодой.        Быстро - медленно.

Весёлый - грустный.        Можно - нельзя.

Игра Слова-родственники».

Снег, снежок, снежочек, снеговик,

Снегурочка, снежинка, снежный.

Костёр, костерок, костерочек, кострище.

Беседа по сказке «Снегурочка».

Вопросы:

  • Расскажите, как старик со старухой лепили Снегурочку?
  • Любили ли старик со старухой Снегурочку?
  • Какой была Снегурочка?
  • Как менялось настроение Снегурочки с приближением весны?
  • Куда пряталась Снегурочка от солнца?
  • Чему радовалась Снегурочка?
  • Куда позвали подружки Снегурочку?
  • Что делала Снегурочка в лесу с подружками?
  • Для чего разложили в лесу костер?
  • Чем закончилась сказка?


 СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК» 

Рыбку он ловил хвостом

И лису спасал потом.

Вёз до дома на спине.

Кто? Скажите, быстро мне.

 («Лисичка-сестричка и волк».)

Игра «Один - много».

Рыба - рыбы.

Хвост - хвосты.

Пирог - пироги.                Прорубь – проруби.

Дорога - дороги.

Коромысло - коромысла.

Шуба - шубы.

Ведро - вёдра.

Игра «Назови ласково».

Славная находка – славненька находочка

Пушистый хвост – пушистенький хвостик.

Узкая дорога -узенькая дорожка.

Пушистый хвост - пушистенький хвостик.

Зимняя ночь – зимненькая ночка.

Хитрая лиса – хитренькая лисичка

Игра «Сосчитай».

2 рыбы, 5 рыб.        2 хвоста, 5 хвостов.

2 пирога, 5 пирогов.        2 проруби, 5 прорубей.

2 дороги, 5 дорог.        2 коромысла, 5 коромысел.

2 шубы, 5 шуб.        2 ведра, 5 ведер.

Игра «Слова наоборот».

Зима - лето.                        Здоровый - больной.

Друг - враг.                        Живой - мёртвый.

День - ночь.                        Хвалить - бранить.

Награда - наказание.                        Примерзать - оттаивать.

Хитрый - простодушный.                 Шептать - кричать.

Голодный - сытый.                        Тепло - холодно.

Игра «Слова-родственники».

Лиса, лисичка, лиска, лисонька, лисий.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбный.

Волк, волчок, волчата, волчонок, волчий.

Развитие общей моторики «Лиса».

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

(Показать руками, какой у лисы острый нос.)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

(«Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь.)

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево )

 - Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь

И тихонько затаюсь.

(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются.)

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

 (Вскакивают, «хватают» и уносят добычу.)

Игра « Слова-друзья».

Смекнул - догадался.

Браниться - ругаться.

 Колотить - бить.

 Горевать - расстраиваться.

Хитрить - обманывать.

Беседа по сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Вопросы:

  • В какое время года происходит действие в сказке?
  • Кого обхитрила лиса в начале сказки?
  • Расскажи, как лиса обхитрила волка в первый раз.
  • Расскажи, как лиса обхитрила волка во второй раз.

Отгадывание загадок.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лёд.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Лиса.)


РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

За деревьями, кустами

Промелькнуло, будто пламя,

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса.)

Птица серая по болоту

Идет отважно на охоту.

На ней беретик черно-красный,

Лягушкам рядом быть опасно.

(Журавль.)

Игра «Один - много».

Лиса — лисы.                Тарелка - тарелки.

Журавль - журавли.                Кувшин - кувшины.

Гость — гости.                Нос - носы.

Пир - пиры.                Голова - головы.

Стол - столы.                Каша - каши.

 Игра  «Назови ласково».

Лиса - лисонька.                Нос - носик.

Журавль - журавлик.                Голова - головка.

Тарелка - тарелочка.                Кувшин - кувшинчик.

Неделя - неделька.                        Стол - столик.

Игра «Сосчитай».

2 лисы, 5 лис.                2 тарелки, 5 тарелок.

2 журавля, 5 журавлей.                2 кувшина, 5 кувшинов.

гостя, 5 гостей.                2 носа, 5 носов.

2 стола, 5 столов.                2 головы, 5 голов.

Игра «Слова наоборот».

Мир -вражда.                Длинный -короткий.

Голова — хвост.                Встречать - провожать.

Доверие - недоверие.                Высоко - низко.

Высокий - низкий.                Много - мало.

Хитрый - простодушный.                Умно - глупо.

Сытый - голодный.

Игра «Слова-друзья».

Пир - обед.                Наклал - положил.

Досада - огорчение.                                Не обессудь – не обижайся.

Стряпать - варить.                                 Не солоно хлебавши - голодный.

Потчевать - угощать.

IX.Развитие общей моторики «Посуда».

Моем чашку, моем кружку,

(Встать, круговые движения правой рукой перед грудью.)

Ставим высоко на сушку.

(Встать на цыпочки, руки вверх.)

Ой! Упала чашка с полки,

(Наклон вперёд, руки вниз.)

Будем собирать осколки.

(Присесть, изобразить.)

Игра «Слова-родственники».

Лиса, лис, лисичка, лисята, лисёнок, лисий (хвост).

Журавль, журавлик, журавлёнок, журка, журавлиный (крик).

Голова, головка, головушка.

Стол, столик, столовая, застолье.

Беседа по сказке «Лиса и журавль».

Вопросы:

  • Дружат ли лиса и журавль в начале сказки?
  • Как и чем лиса угощала журавля?
  • Как и чем угощал журавль лису?
  • Дружат ли лиса и журавль в конце сказки?
  • Правильно ли поступили журавль и лиса?

Игра «Что лишнее?».

Голова, клюв, крылья, пальцы.

Лиса, волк, журавль, заяц.

Журавль, цапля, лиса, орёл.

Журавль, воробей, цапля, аист.

Кошка, собака, лошадь, лиса

Знакомство детей с пословицами.

Как аукнется, так и откликнется.

Вместе жить - всё делить.

Дружба крепнет правдой.


СКАЗКА «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» 

Снежный терем у лисицы

 Убежал весной водицей.

К зайке попросилась в дом.

 Кто прогнал её потом?

(«Заюшкина избушка».)

Игра «Один - много».

Избушка - избушки.        Петух - петухи.

Лиса - лисы.        Куст - кусты.

Заяц - зайцы.        Нога - ноги.

Волк - волки.        Сапог - сапоги.

Медведь - медведи.        Коса - косы.

Игра «Назови ласково».

Острая коса - остренькая косынька.

Храбрый петух - храбренький петушок.

Красные сапоги - красненькие сапожки.

Хитрая лиса - хитренькая лисичка.

Игра «Сосчитай».

2 ледяные избушки, 5 ледяных избушек.

2 лубяные избушки, 5 лубяных избушек.

2 красных сапога, 5 красных сапог.

2 острые косы, 5 острых кос.

2 Петушка - Золотых гребешка, 5 Петушков - Золотых гребешков.

Игра «Слова наоборот».

Лёд - луб.                Маленький - большой.

Смелость - трусость.                Белый - рыжая.

Хитрость - простодушие.                Впустить - прогнать.

Доверие - недоверие.                Нельзя - можно.

Ледяной - лубяной.                        Тихо - громко.

Смелый - трусливый.                        Больше - меньше.

Хитрый - простодушный.                        Выше - ниже.

Доверчивый - недоверчивый.        Шире - уже.

Игра «Слова-родственники».

Лёд, ледок, ледяной, ледоруб, ледокол.

Сапог, сапожок, сапожище, сапожник.

Петух, петушок, петушище, петушиный.

Развитие общей моторики «Петух».

Ах, красавец-петушок!

На макушке - гребешок,

А под клювом-то бородка.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

(шагает, высоко поднимает ноги),

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встаёт,

Громко на заре поёт: (вытягивает голову)

- Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

Игра «У кого что?».

Ответьте на вопросы полными предложениями.

  1. У кого красный гребешок?
  2. У кого длинные уши?
  3. У кого рыжая шубка и пушистый хвост?
  4. У кого избушка ледяная, а у кого лубяная?
  5. У кого коса на плече?

Беседа по сказке «Заюшкина избушка». Вопросы:

  • Кто был в сказке добрым: лиса или зайчик?
  • Что сделала лиса?
  • Кто из героев сказки хотел помочь зайчику?
  • Кто в сказке оказался самым храбрым?

Отгадывание загадок.

Хвост пушистый,        Кто зимой холодной

Мех золотистый,        Бродит по лесу злой, голодный.

В лесу живёт,        (Волк.)

В деревне кур крадёт.

(Лиса.) 

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

Бежит с горушки,                        А когда придёт весна,

Прижав ушки.                        Просыпается от сна.

(Заяц.)        (Медведь.)

Красненький гребешок,

Рябенький бочок.

Рано встаёт, голосисто поёт,

Деткам спать не даёт.

(Петух.)

Знакомство детей с пословицами.

Кто храбрец - тот молодец.

Храбрым счастье помогает.

Завистливый всех унижает.

Кто смело с врагом бьётся, победителем остаётся.

СКАЗКА «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» 

Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают, 
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут.
Ответ: Гуси-лебеди

Игра «Один - много».

Дом -дома.        Река - реки.

Сестра -сёстры.        Берег - бегера.

Брат-братья.        Гусь - гуси.

Печка - печки.        Готинец -гостинцы.

Яблоня – яблони..        Ярморка -ярморки.

Игра «Назови ласково».

Сестра Маша- сестричка Машенька;

Брат Ваня- братик Ванечка;

Старая изба- старенькая избушечка;

Горячий пирожок – горяченький пирожочек

Спелое яблоко- спеленькое яблочко.

Молочная река – молочная реченька

Вкусные гостинцы – вкусненькие гостинчики

Игра «Сосчитай».

2Сестры Маши-5 сестёр Маш;

2Брата Вани- 5 братьев Вань;

2Старые избы- 5 старых изб;

2Горячих пирожка – 5 горячих пирожков;

2Спелых яблока- 5 спелых яблок.

2Молочных реки – 5 молочных рек;

2Вкусных гостинца – 5 вкусных гостинца

2белых гуся – 5 былых гусей

Игра «Слова наоборот».

Легкий - трудный.

Ласка - строгость.        

Радость - горе.        

Труженица - лентяйка.        Встречать - провожать.

Хороший - плохой.        Говорить - молчать.

Добрый - злой.        Плакать - смеяться.

Высокий - низкий.        Легко - трудно.

Игра «Слова-родственники».

Яблоня, яблонька, яблоко, яблочко, яблочный (пирог), яблоневый (цвет).

Печка,  испечь, печка, печенный, пекарь

Лес , лесник, лесничий, лесок

Река речка, междуречье, речушка, реченька.

Берег береговой, бережок, побережье набережная,

Игра «Слова наоборот».

«Баба Яга была плохая, а стала – …».

«Была злая, стала – … ».

«Была страшная, а стала – … ».

«Была жадная, а стала – …».

«Была грязнуля, а стала –…».

«Была неряшливая, а стала –…».

Развитие общей моторики «Гуси».

Мы летаем высоко-высоко. (Руки верх, тянутся на носочках)

Мы летаем низко-низко (ходьба сидя)

Мы летаем далеко-далеко (Отбегают в сторону)

Мы летаем близко-близко (возвращаются в круг)

Игра «У кого что?».

Ответьте на вопросы полными предложениями.

У кого горячие пирожки?

У кого спелые яблочки?

У кого молочные берега?

Беседа по сказке «Гуси-лебеди». Вопросы:

1).Почему дети оказались одни дома?

2). Какой наказ дали взрослые дочери?

3). Почему девочка не справилась с поручением?

4). Какую ошибку совершила девочка и к чему она привела?

5). Кем был похищен братик?

6). Как девочка догадалась, что гуси-лебеди похитили братика?

7). Кто встретился девочке и почему она не получила помощь?

8). Почему ежик помог девочке?

9). Что делал мальчик в избе Бабы-Яги?

10). Каким образом сестричке удалось вывести братца?

11). Кого отправила Баба-Яга в погоню за детьми?

12). Почему яблоня, печка и речка помогли детям укрыться?

13). Сколько в сказке чудесных помощников?

14). Почему мальчика смогли похитить слуги Яги?

15). Нужно ли слушаться родителей? Почему?

16). Можно ли утверждать, что добро одержало победу над злом?

17). Почему нужно быть добрыми, отзывчивыми и благодарными людьми?

Отгадывание загадок.

С кем гуси лебеди летели, и куда?
Девице скажет лишь тогда,
когда та приподнимет ветвь с земли
и вкусит дикие её плоды.
Тогда и от погони сбережёт,
листвой над братом и сестрою сделав свод.
Условия простые ставит. Кто она?
Дикоростущая лесная … .
(Яблоня)

Своей участи в избушке
ждёт похищенный малыш.
Сторожит его охрана,
что летает выше крыш.
Ждут они свою хозяйку
ту что в ступе к ним спешит.
Чтоб Иванушку поджарить
во печи на ужин свой.
А зовут старуху эту,
просто, — …
(Бабою Ягой)

Стая диких лебедей,
выкрала мальца с крыльца.
И несёт к Яге скорей
в печь отправить малыша.
Но чтоб исправить недогляд,
и не изжарили мальчишку.
Сломя голову, без пят,
сестра помчалась выручать,
… братишку.
(Ивашечку)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...