Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. "Путешествие в зоопарк"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Развивающие задачи:
- развивать познавательные способности детей: внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать у детей грамматически правильную связную речь, умение поддерживать беседу. Учить связно, последовательно и логично отвечать на вопросы;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, любознательность, умение говорить свое мнение в разных ситуациях.
Воспитательные задачи:
- расширить социальный опыт детей, научить их выполнять нормы и правила жизни через организацию игровой, проектной деятельности;
- продолжать работу по воспитанию у детей правильной осанки и способствовать охране нервной системы, зрения, слуха, голосового аппарата ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_r.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор _______ К.Л. Балатокова
Конспект
открытого логопедического занятия по речевому развитию в подготовительной группе Накацевой М.З., учителем - логопедом
МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек».
Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».
2017 год.
Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях». Путешествие в зоопарк.
Цель: формирование речевого развития детей.
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
- согласовывать существительные с числительными;
- закреплять навыки словоизменения существительных;
- уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);
- формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
- развивать общую координацию при подвижной речевой игре.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные способности детей: внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать у детей грамматически правильную связную речь, умение поддерживать беседу. Учить связно, последовательно и логично отвечать на вопросы;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, любознательность, умение говорить свое мнение в разных ситуациях.
Воспитательные задачи:
- расширить социальный опыт детей, научить их выполнять нормы и правила жизни через организацию игровой, проектной деятельности;
- продолжать работу по воспитанию у детей правильной осанки и способствовать охране нервной системы, зрения, слуха, голосового аппарата ребенка.
Используемые средства и методы. Игровое путешествие в зоопарк; постановка проблемных вопросов (обращение к чувствам и переживаниям детей). Словесные методы (художественное слово, общение взрослых и детей – культурная языковая среда, их включение в обсуждение, беседа, вопросы, повторение). Рассматривание картинок, слайдов. Артикуляционная гимнастика. Здоровьесберегающие технологии – физминутка, психогимнастика, релаксация, самомассаж лица и шеи, артикуляционная гимнастика. Дидактические и словесные игры «Найди звук в слове», «Накорми животных», «Посчитай животных». Метод проектов, работа по проекту «Говорим правильно» - сообщения детей. Использование ИКТ - показ слайдов (зоопарка, животных); эмоциональный момент под музыку «В мире животных». Интегрированные технологии, личностно-ориентированные технологии, проблемно-игровые технологии, развивающие игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, индивидуально-дифференцированный подход.
Предшествующая работа:
- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];
- развитие направленной воздушной струи;
- формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];
- автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;
- формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;
- формирование умения определять позицию звука в слове;
- согласование существительных с числительными.
Оборудование:
1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]
2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»
- общий вид Зоопарка в слайдах;
- животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;
- животные без звука [Р] в названии;
- дидактическая игра «Накорми животных».
3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.
4. Картинки животных для игры «1-2-5».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу справа
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
2. Минута релаксации: (звучит спокойная композиция). Какой сегодня чудесный день. Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. Ребята, покажите мне свои глазки (педагог смотрит в глаза детям), в ваших глазках столько много добра, вы такие добрые, посмотрите друг на друга, поделитесь своей добротой.
3. Самомассаж лица и шеи:
Логопед: Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки). И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз). Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам). Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей). Щечки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями).
А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам). Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопывание по ним так, чтобы губы удерживали воздух). И губами вправо - влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу). Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам). А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
Логопед: Ребята, а вы любите приключения? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, я сейчас вам загадаю загадку и с помощью отгадки мы узнаем, куда мы отправимся.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём?
И смотреть зверей идём?
Дети: это зоопарк.
Молодец, а вы были в зоопарке? Какие животные там живут? А теперь давайте попутешествуем (под музыку «В мире животных).
4. Психогимнастика.
Отправляемся в поход.
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1, 2, 3, 4-
Полетели, закружились.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдем
На тот берег попадем.
Дальше - глубже в лес зашли,
Налетели комары.
Руки вверх - хлопок над головой,
Руки вниз - хлопок другой.
Комаров всех перебьем
И к болоту подойдем.
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем,
Прыгать будем мы дружнее,
Раз, два, раз, два-
Позади уже вода.
Вдруг мы видим:
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Посмотрите, ребята, медведь спит. Как нам пройти мимо него и не разбудить?
( тихо, на носочках)
Ух, прошли. А теперь бегом от медведя на полянку. Отдохнем немного, посидим на травке, послушаем голоса птиц, позагораем. Как приятно солнышко пригревает. Солнечные лучики пригревают лицо, шею, руки.
Но нам некогда сидеть, нам пора уже вставать.
Веселы, бодры мы снова, к приключениям готовы!
Ребята, зоопарк мы не нашли. Что нам делать?
Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р].
5. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.
Уточнение артикуляции звука [Р].
Собрали грибы, пересели в машину, поехали!
Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давайте вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р]: рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Покажите, как красиво рычит мотор: РРРРРР.
Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.
6. Словесная игра «Эхо». Автоматизация звука [Р] в слогах:
Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ними несколько раз, сейчас вы будете моим эхом, повторите то, что услышите, 3 раза: ра, ро, ры, ар, ор, ур, дра, бра, кра, гра, рма, рмо.
7.Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:
А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]: рысь, слон, жираф, бегемот, тигр, росомаха, носорог, зубр, зебра, мартышка, морж.
Молодцы, а теперь перечислите всех животных, которых выбрали для зоопарка, не забывайте правильно произносить звук [Р].
8. Словесная игра «Найди звук в слове»
Определение позиции звука в слове.
Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.
9.Физминутка. Слон
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он (наклоны головы в стороны).
Головой своей кивает (наклоны головы вперед)
Будто в гости приглашает (голову прямо)
Раз, два, три – вперед наклон
Раз, два, три – теперь назад (наклоны веред, назад)
Головой качает слон –
Он зарядку делать рад (подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Логопед: Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давайте рассмотрим их. Посмотрите, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)
А у тигра шкура, какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).
10. Согласование существительных с числительными
Игра «Посчитай животных», 1-2-5
Вот мы и приехали, давайте посчитаем наших животных
Один жираф Один тигр Один баран | Два жирафа Два тигра Два барана | Пять жирафов Пять тигров Пять баранов |
11. Словесная игра «Накорми животных»
Автоматизация звука во фразе.
Пришло время наших животных накормить. Посмотрите на картинки и выберите, чем можно накормить каждого животного. (Строим фразу: Я накормлю кого? Чем?)
(Я дам мартышке банан, верблюду – траву, тигру – мясо, жирафу – веточки с листьями, моржу – рыбу, воробью – зерно, барану – траву)
12. Сообщения детей по проекту «Говори правильно».
Ребята, когда мы изучали животных, вы подготовили сообщения, кто хочет рассказать?
Тигр
Тигр — очень большая дикая кошка, свирепая, сильная, быстрая, неустрашимая. Цвет меха тигра — оранжевый с красивыми черными полосами по всему телу. Тигр – ловкий, быстрый, он умеет двигаться бесшумно и аккуратно. У него тонкий слух, отличное зрение, высоко прыгает, лазает по горам и плавает в воде.
Жираф
Шёл по городу жираф,
У него был добрый нрав.
Никого не задевал,
Всем приветливо кивал.
Но порой его приветы
Оставались без ответа.
И тогда серчал жираф,
Несмотря на добрый нрав.
И пусть ему за это
Добро его услуг
Заплатят лишь приветом,
Словами:
- Здравствуй, друг!
13. Рефлексия
Ведущая. Вот и подошло к концу наше путешествие по зоопарку. В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Понравилось Вам наше путешествие? Где мы побывали? Что мы увидели? Ребята, вы сегодня хорошо поработали, красиво произносили звук [Р]. Следите за своей речью и всегда произносите звук [Р] правильно.
Звучит песня «Сохрани жизнь всему живому на земле» дети с шарами выполняют танцевально-ритмические движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".
Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме - путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в...
Конспект занятия "Звук Р в словах и предложениях"
Индивидуальное интегрированное логопедическое занятие (звукопроизношение+развитие речи) для детей страшего дошкольного возраста....
Конспект "Автоматизация звука Л в словах и предложениях"
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей старшего возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Автоматизация звука Л в словах и предложениях" с использованием современных...
конспект "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии."
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии." с испол...
Конспект «Автоматизация звука [Л’] в словах».
Цель: Автоматизация звука [Л’] в словах.Задачи: Развитие функции речеслухового анализатора, фонематических представлений, навыков звукового анализа слов, мелкой моторики, общеречевых умений и на...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в страну Смешариков»
Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять навыки произношения звука Ш в слогах, словах и предложениях;- активизировать словарный запас...