Конспект «Автоматизация звука [Л’] в словах».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Мацупа Галина Григорьевна

 

Цель: Автоматизация звука [Л’] в словах.

Задачи: Развитие функции речеслухового анализатора, фонематических представлений, навыков звукового анализа слов, мелкой моторики, общеречевых умений и навыков, функции речедвигательного анализатора.

Оборудование: Кукла Мальвина или (картинка с её изображением), наборное полотно, предметные картинки, кружки красного, желтого и зеленого цвета, счётные палочки, картинный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   «Автоматизация звука [Л’] в словах».

Тема: «Автоматизация звука [Л’] в словах».

Цель: Автоматизация звука [Л’] в словах.

Задачи: Развитие функции речеслухового анализатора, фонематических представлений, навыков звукового анализа слов, мелкой моторики, общеречевых умений и навыков, функции речедвигательного анализатора.

Оборудование: Кукла Мальвина или (картинка с её изображением), наборное полотно, предметные картинки, кружки красного, желтого и зеленого цвета, счётные палочки, картинный материал.

Ход занятия:

Деятельность логопеда.

Деятельность детей.

Организация начала занятия.

Добрый день ребята. Проходите, присаживайтесь. Сегодня у нас с вами в гостях сказочный герой.

Дружила она с самим Буратино,

Учила его и читать и писать.

Быть аккуратным ему говорила.

Зовут её просто, ребята,- …(Мальвина)

Сегодня на занятии  мы с вами будем говорить о звуке [Л’]. А для этого Мальвина приготовила для вас задания.

 2. Развитие функции речеслухового анализатора.

-Выделение звука [Л’] на фоне слогов, слов.

Я буду называть слоги, а вы слушайте внимательно и если услышите звук  [Л’] хлопните в ладоши.

Ма - ля - ту - ле - со - лю – лё

Аль - оть -  яль - усь- оль- уль

Игра «Магазин»

Игра на выделение звука на фоне слова.
Задание: Мальвина пошла в магазин за фруктами, пришла в магазин, а название фруктов забыла. Помогите Мальвине купить фрукты, в названиях которых есть звук [Л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград.

- Определение места звука в слове.
Игра «Светофор»

Игра на определение места звука в слове (позиции).
В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки.

А теперь посмотрите, Мальвина приготовила для нас разноцветные кружочки. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и если вы услышите звук [Л’] вначале слова, то поднимете красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый.

Лиса, Алиса, Мальвина, Моль, Олень,  Метель, Тюлень, Лес, Соль

3. Развитие мелкой моторики, общеречевых умений и навыков.

Упражнение «Сложи картинку». Послушайте стихотворение. Сложите из счётных палочек (спичек) картинку по образцу. Вспомните и повторите стихотворение.

Посмотрите, Мальвина приготовила для нас счетные палочки и картинки. Сейчас я  прочитаю вам стихотворение, а вы  сложите из счётных палочек  картинку по образцу.

Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают. (Лейка)

Т. Куликовская

Какие слова со звуком [Л’].

вы запомнили из этого стихотворения?

Развитие функции речедвигательного анализатора.

- Произношение изолированного звука [Л’] .

Давайте теперь правильно произнесём звук [Л’]. А кто скажет мне где находится язычок при произнесении звука [Л’]?

 -Повторение серий слогов.

Упражнение «Песенки». Мальвина решила научить своих друзей правильно произносить звук [Л’]. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Мальвиной и её друзьями. Постарайся не ошибаться. (Следить за отчётливым произнесением звука Ль в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложить ему повторить еще раз.)

ля - ля - ля 

ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ
ЛИ - ЛИ - ЛИ
ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ
ЛЮ - ЛЮ – ЛЮ

ЛЯ-ЛЯ-ЛЁ
ЛЁ-ЛЁ-ЛЯ
ЛИ-ЛЕ-ЛЕ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЮ
ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ

ЛЯ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЁ
ЛЁ-ЛИ-ЛЁ-ЛИ
ЛИ-ЛЕ-ЛИ-ЛЕ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ
ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ

АЛЬ - АЛЬ - АЛЬ
ОЛЬ - ОЛЬ - ОЛЬ
УЛЬ - УЛЬ - УЛЬ иль - иль - иль
эль - эль – эль

АЛЬ-ОЛЬ-АЛЬ-ОЛЬ
УЛЬ-ЫЛЬ-УЛЬ-ЫЛЬ
ЭЛЬ-АЛЬ-АЛЬ-ЭЛЬ
ИЛЬ-ИЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ

яль-юль-яль-юль

- Договаривание слова во фразе.

Упражнение «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами.
Повтори фразы полностью.

Оль-оль-оль, оль-оль-оль — покупаем с мамой ....

Ель-ель-ель, ель-ель-ель — Коля постелил ....

Оль-оль-оль, оль-оль-оль — в супе варится ....
Ель-ель-ель, ель-ель-ель — полосатый толстый ....

Ля-ля-ля, ля-ля-ля — это круглая ....
Ель-ель-ель, ель-ель-ель — я пью клюквенный ....

- Выбор картинок со звуком [Л’] в названии и их называние.

Упражнение «Выбери». Мальвина собрала красивый букет. Выбери на картинке цветы вназвании которых есть звук [Л’] и назови их.  

5. Организация окончания занятия.

Молодцы ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Справились со всеми заданиями, которые придумала для вас Мальвина.  

Мальвина

Дети выделяют слоги со звуком

[Л’] и хлопают в ладоши.

Дети выбирают картинки в которых присутствует звук [Л’].

Складывают картинку.

Называют слова со звуком [Л’].

Разбирают артикуляцию [Л’].

Повторяют слоговые песенки.

Договаривают фразу и произносят ее целиком.

Выбирают цветы на картинке в названиях которых есть звук [Л’] и называют их.



Автор: Алпацкая Людмила Михайловна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Автоматизация звука Л в словах и предложениях"

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей старшего возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р.  на тему "Автоматизация звука Л в словах и предложениях" с использованием современных...

конспект "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии."  с испол...

Конспект "Автоматизация звука [С] в словах и предложениях

Закрепить правильное произношение звука [С] в словах и предложениях....

Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...

Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...

Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.

Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...