Звук и буква А
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Евдокимова Ирина Юрьевна

Технологическая карта занятия "Звук и буква А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл thnologicheskaya_karta_zvuk_i_bukva_a.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Марковский детский сад комбинированного вида»

        

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности

по речевому  развитию

в группе компенсирующей направленности

по теме: «Звук [а]. Буква А»

        

Евдокимова Ирина Юрьевна,

Учитель-логопед

р.п. Маркова, 2017г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по речевомуразвитию детей в группе компенсирующей направленности

Тема: «Звук[а]. Буква А»

Цель: Создание условий для выработки навыка четкого произношения звука [а] и знакомства с буквой «А»

Коррекционно-обучающие задачи:

Познакомить детей с механизмом образования  звука [а] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Продолжать знакомить  с понятием: «звук», «буква», «гласный звук».

Продолжать учить определять позицию звука в слове, упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.

Совершенствование навыков конструирования.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фонематический слух и восприятие,  речевое дыхание.

Совершенствовать процессы памяти, мышления, творческого воображения.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

Воспитывать уважение к ответам товарищей, желание активно работать на занятии.  

Образовательные области: приоритетная речевое развитие, в интеграции – художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, конструирование, восприятие художественной литературы.

Оборудование:символы гласных звуков, «логопедический куб» (схемы артикуляционных упражнений), предметная картинка Клоуна Алика, зеркала, фольга для ручной работы, звуковые линейки  на каждого ребенка, мнемосхемы «характеристика звука», «место звука в слове», ноутбук, проектор, экран,   мультимедийная презентация.

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

- У меня сегодня хорошее настроение и мне очень хочется им с вами поделиться. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение.

Выполняется коммуникативное упражнение «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое,                    (поднимают руки вверх, выполняя «Фонарики»)

Здравствуй, небо голубое,                        (вытягивают руки ладонями вверх)

Здравствуй, вольный ветерок,                  (выполняют плавные движения руками вверх-вниз)

Здравствуй, маленький росток,                (присесть, руки опущены вниз)

Здравствуй, милый мой дружок.              (дети хлопают друг друга по ладошкам)

- Вот теперь мы настроились на работу и полны сил и энергии.

Повторим наше правило:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Громко, четко говорим, никогда мы не спешим.

Стоят в кругу

Выполняют коммуникативное упражнение

Повторяют за логопедом правило

Задача: Развитие  артикуляционной моторики

Логопед проводит с детьми обязательные упражнения на развитие артикуляционной моторики. Следит за правильностью выполнения.

1. Самомассаж лица «Дождик»

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев), и снова струйками (поглаживание) (слайд 2)

2. Развитие мимических мышц: «Эмоции»

Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились. (слайд 3)(слайд 4)

3.Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения с использованием «логопедического куба»

Для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть (под счет до 1 до 5)

Для губ, языка

«Прогулочная» (с использованием логопедического куба)

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот –

Губки тянутся вперед.

На качелях оказался:

Вверх взлетел и вниз спускался.

То иголка, то лопата,

Язычок у нас, ребята.

Вот и кончилась прогулка.

Язычок, скорей домой.

Сидят за столами

Выполняют самомассаж лица,

мимическую гимнастику

артикуляционную гимнастику перед индивидуальными зеркалами

II. Основной этап

Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

Актуализация новых знаний

Развитие дыхания и высоты голоса

Развитие фонематического слуха

Самостоятельная работа по определению места звука в слове

Звуковой анализ слова

Знакомство с буквой «А».  

Развитие мелкой моторики рук и конструирование из фольги

1.Логопед вводит сказочного персонажа (картинка с изображением клоуна с артикуляцией звука «А»)  

- Сегодня к нам в гости пришел (картинка) клоун.

- Кто догадается как его зовут? (Алик)

- Как вы догадались? (по губам)

- Алик предлагает нам отправиться в царство гласных звуков, подружимся со звуком А и познакомимся с новой буквой.

2.  Логопед задает вопросы, чтобы дети дали характеристику звука «А» по артикуляционно-акустическим признакам

-Посмотрим в зеркало и произнесем звук[а]. Давайте отметим, в каком положении находятся губы, когда мы произносим этот звук? В каком положении находятся зубы? (открытые) Где находится язычок? (спокойно лежит внизу)

- Давайте проверим, какой это звук: гласный или согласный? (показывается мнемосхема «характеристика звука»). Название «гласный» произошло от слова «глас», «голос». Гласные звуки можно протянуть

-Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и произносим звук. Ниточка длинная или короткая?

-Клоун предлагает пропеть звук. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи.

- Обозначение звука красным цветом.

(Правило: если гласный, значит красный)

3. Проводится упражнение «Низкий звук – высокий звук» (слайд 5)

- Вы научились его правильно произносить. Давайте поиграем вместе с Аликом и со звуком [а]. На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук [а], а на горке высокий звук [а] Найди и покажи место каждого звука. 

Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук [а]

- А теперь попробуйте сами, произнося звук [а] и меняя высоту голоса, провести стрелкой по дорожке. 

Логопед следит за тем, чтобы ребенок, проводя стрелкой по дорожке на одном выдохе, менял высоту голоса.Вдох через нос, выдох плавный, длительный через рот

4. Игра «Поймай звук»

 -Хлопни, если услышишь звук А (на слух изолированно)

-Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А: ЛУК, БАК, БОК, ЛАК, ТОК, ТАК, МАК, СОМ, МАЛ, СОК)

5. Физминутка.

Утром мы во двор идем              

            (шаги на месте)

Листья сыплются дождем                            (взмахи руками перед собой)

Под ногами шелестят                                 (перебирают пальцами)

И летят, летят, летят…                                                                (взмахи руками, разведенными в стороны)

Все уж спать они хотят.                        (имитация сна)

Логопед проводит словарную работу: листопад,  сыплются дождем

6.Выделение начального ударного гласного. Назови, что изображено на картинках.

Найди одинаковый звук в словах (гласный [а]) (слайд 6).

7.  Игра «Найди звук»  (слай7-13)

8.  Игра «Доскажи словечко» (слайды 14,15).  

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (автомобиль)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …(Айболит)

9. Логопед, опираясь на слайд задает вопросы

- Что кричит мальчик, когда заблудился в лесу? (ау) Сколько звуков вы слышите, какой первый звук, второй?    

 Игра «Живые звуки»  Поменяйте звуки местами, что у нас получилось?   УА  (плачет ребенок)

10. Физминутка «Осенние листочки»

Листья осенние тихо кружатся                  (покружиться, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся           (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят               (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят                 (поднимаются и кружатся)

11.  Логопед знакомит детей с буквой «А». Уточняет характеристики звука и буквы

-Звуки мы слышим и говорим, буквы видим и пишем. (слайд)  

- На что похожа буква «А»?

- Нарисуй от дома крышу, перекладину внутри,

Сразу букву «А» я вижу, как красиво, посмотри 

Не промочит дождь щенка, крышей будет буква «А». (слайд)

Вот два столба наискосок, а между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А(слайд)

Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету. (слайд)

- Из каких элементов состоит буква А? (из 3 палочек)

12.  Логопед проговаривает с детьми способы конструирования буквы «А» 

-Из чего можно сделать портрет буквы «А» можно сделать из бусинок, ниточки, счетных палочек, вылепить из пластилина (слайд).

- А мы сделаем букву А из фольги (метод сминания)

Пальчиковая гимнастика. (слайд)

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал                 (плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой   (загибают по одному пальчику на                   обеих руках, начиная с мизинца)

Вот последний лист с осинки,

Ветер сбросил на тропинку.          (спокойно положить руки на стол)

-Пальчики мы подготовили теперь пришло время сделать букву из фольги.

Сидят за столами, делают предположения

Выполняют задание с использованием индивидуальных зеркал

Рассматривание мнемосхемы,

Упражнение «Воображаемая нить»

Поют звук «А» на мотив песни «В лесу родилась елочка»

Проговаривают правило

Выполняют упражнение

Хлопают

Повторяют движения по показу

Дают пояснения слов

Смотрят на картинки, находят одинаковый звук

Работа со звуковыми линейками

Подбирают слова по рифме

Смотрят, отвечают

Имитируют звуки

Выполняют движение по тексту

Слушают

Высказывают возникшие образы

Смотрят на слайды, находят в изображениях букву «А»

Делают предположения

Пальчиковая гимнастика по показу

Изготовление буквы

Рефлексивный компонент

-Вот и закончилось наше веселое путешествие с Аликом в царство гласных звуков.

- С каким звуком мы подружились?

-Какую букву мы понесем домой?

-Сложно было?

-Что нам помогло (были старательными…)

Ответы-рассуждения детей

III. Заключительный этап

Организация перехода к другому виду деятельности

Задание

- Алик предлагает вам в свободное время в группе раскрасить букву А и картинки, названия которых начинаются на данный звук.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....