Перспективный план старшей группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Первая и вторая неделя сентября обследование состояния речи, заполнение речевых карт.
1-й раздел. Звукопроизношение
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию.
- Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
- Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.)
- Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки, линейка)
- Проговаривание слогов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
3-й раздел. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
- Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков: [У], [А], [П], [О], [И], [М], [Н], [Т].
- Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить представления о твердости-мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации звуков по твердости-мягкости.
- Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять в умении выделять звук из слова.
- Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, дом.
- Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
- Продолжать работу по развитию речевого дыхания.
- Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
- Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
- Работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса.
- Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
5-й раздел. Подготовка к обучению грамоте.
- Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.
- Познакомить детей с новыми буквами.
- Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании букв.
- Учить детей печатать и читать слоги и слова с новыми буквами.
- Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.
- Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
6-й раздел. Лексика
Сентябрь
1-я неделя – Детский сад
2-я неделя – Овощи
3-я неделя – Фрукты
4-я неделя – Сад. Огород. Ягоды.
Октябрь
1-я неделя – Хлеб
2-я неделя – Дом. Мебель.
3-я неделя – Одежда, обувь, головные уборы.
4-я неделя – Лиственные деревья. Грибы.
Ноябрь
1-я неделя – Осень
2-я неделя – Домашние животные
3-я неделя – Игрушки
4-я неделя – Животные жарких стран
Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях, индивидуальных занятиях, закрепление в домашних условиях.
- Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, одежде, обуви, домашних животных, перелетных птицах. Познакомить с периодами осени (ранняя, золотая, поздняя) и осенними месяцами. Закрепить знания названий деревьев.
- Уточнить понятие «овощи», «фрукты», расширить представление о труде взрослых в огородах, садах, на полях осенью.
- существительные: овощи, фрукты, капуста, чеснок, баклажан, томаты, салат, перец, морковь, картофель, апельсин, мандарин, банан, слива, персик, грядка, огород, садовод, овощевод;
- прилагательные: спелый, ароматный, полезный, горький, сочный, фиолетовый, оранжевый, витаминный, кисло-сладкий;
- глаголы: пропалывать, поливать, рыхлить, заготавливать, сажать;
3. Систематизировать представления детей по теме: «Хлеб»;
- существительные: комбайн, поле, трактор, элеватор, сеялка, комбайнер, хлебозавод, семена, урожай;
- прилагательные: мягкий, черствый, свежий, ароматный, пахучий, ржаной, черный, белый;
- глаголы: сеять, пахать, косить, возить, запасать, сохранять, убирать;
- Закреплять и расширять знания детей об осени как о времени года, о многообразии лиственных деревьев, уточнять знания о грибах.
- существительные: сентябрь, октябрь, ноябрь, дождь, слякоть, листопад, ветер, погода, температура;
- прилагательные: хмурая, дождливая, ветреная, ранняя, золотая, моросящий, порывистый, облачный, ненастный, холодный, пасмурный;
- глаголы: идут, опадают, желтеют, моросит, льет, шуршат, вянут, опадают;
- Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
- существительные: плащ, куртка, брюки, свитер, колготки, шапка, берет, кепка, ботинки, сапоги, рубашка, сарафан, ситец, шерсть, кожа;
- прилагательные: осенний, теплый, шерстяной, резиновые, ситцевый;
- глаголы: одевать, снимать, стирать, гладить, складывать, вытирать, мыть;
- Расширять представления детей о домашних животных, об их детенышах, о том чем они питаются.
- существительные: корова - теленок, коза- козленок, лошадь- жеребенок, овца - ягненок, свинья- поросенок, хлев, коровник, конюшня.
- прилагательные: домашнее, коровий, лошадиный, поросячий, собачий;
- глаголы: жует, мычит, блеет, ржет, блеет, пасется, ходит, скачет;
- Расширять представления детей по темам:
«Дом. Мебель».
- существительные: крыша, стены, потолок, пол, окно, дверь, шкаф, кровать, стол и т.д.;
- прилагательные: кирпичный, деревянный, бетонный, пластиковая, стеклянное и т.д.;
- глаголы: строить, красить, белить, ремонтировать, складывать, штукатурить, перевозить, переносить.
«Лиственные деревья. Грибы»
- существительные: дерево, ствол, крона, корни, ветки, листья, почки, плоды, ножка, шляпка, споры, грибница;
- прилагательные: лиственные, разноцветные, осенний и т.д.;
- глаголы: растут, цветут, радуют, вянут, жухнут, сохнут.
«Животные жарких стран»
- существительные: саванна, пустыня, крокодил, бегемот, носорог, жираф, лев и т.д.;
- прилагательные: хищные, травоядные, опасные, дикие, редкие, исчезающие и т.д.;
- глаголы: плавает, бегает, жует, спит, охотится, нападает, отдыхает и т.д.
- Систематизировать представления детей о семье, как о ячейке общества. Учить подбирать родственные слова. Ввести в активный словарь:
- существительные: традиция, родители, торжество, фамилия, возраст, родственник, племянник, племянница, мачеха, отчим;
- прилагательные: семейный, родной, маленький, двоюродный, сердечный, внимательный, строгий, трудолюбивый, мужественный, милая, дорогая, справедливая;
- глаголы: жить, гордиться, дарить, ухаживать, прощать, уступать, любить, дружить, трудиться, дорожить, помогать, хозяйничать;
- наречия: вежливо, дружно, внимательно, счастливо, стыдно, честно, доброжелательно, радостно, добросовестно;
- антонимы: горе – радость, младший – старший, родной – чужой, ласковый – строгий, добрый – злой, трудиться – лениться, сориться – мериться;
- синонимы: ласка – забота, праздник – торжество;
7-й раздел. Развитие грамматического строя речи
- Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
- Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из - под, из - за.
- Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закрепить их в речи.
- Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
- Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
8-й раздел. Обучение связной речи
- Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
- Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух.
- Совершенствовать навык составления рассказов по картинке (по картинкам, по серии картинок).
- Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно - логическое мышление.
II период
(декабрь, январь, февраль)
1-й раздел. Звукопроизношение
- Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков у детей.
- Формировать правильное произношение звуков у вновь поставленных детей.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
- Проговаривание слова доступного речевого класса.
- Постепенно увеличивать сложность классов.
- 3-й раздел. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
- Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
- Упражнять детей в различении твёрдых – мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов.
- Знакомство со звуками: [Ть], [К], [Кь], [Д], [Дь], [Э], [Б], [Бь], [Г], [Гь], [Ль], [Ы].
- Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.
- Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, лист, крик.
- Учить производить анализ и синтез слов из 5 звуков.
- Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
- Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
- Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
- Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
- Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
- Формировать навык выразительного чтения, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность (на материале коротких стихотворений на выбор логопеда).
5-й раздел. Подготовка к обучению грамоте
- Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения слогов и слов с освоенными буквами.
- Познакомить детей с новыми буквами.
- Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании, «рисовании» в воздухе.
- Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
- Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.
- Закрепить умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Учить детей печатать и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.
6-й раздел. Лексика
Декабрь
1 – я неделя – Дикие животные
2 – я неделя – Посуда
3 – я неделя – Зимующие птицы
4 – я неделя – Новый год
Январь
1 – я неделя – Рождественские каникулы
2 – я неделя – Хвойные деревья
3 – я неделя – Как зимуют наши звери
4 – я неделя – Наш город
5 – я неделя – Транспорт
Февраль
1 – я неделя – Рыбы
2 – я неделя – Зима
3 – я неделя – Наша Армия
4 – я неделя – Животные севера
- Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Ввести в активный словарь:
- существительные: лиса, лось, белка, заяц, волк, медведь, барсук; берлога, логово, дупло, нора; запасы, шерсть, морда, пасть, когти, хищник.
- прилагательные: мохнатый, косолапый, голодный, быстрый, опасный, травоядный, всеядный, ловкая и т.д.
- глаголы: зимовать, питаться, запасаться, охотиться, нападает, убегает.
- Закрепить и расширить представления детей о посуде, её назначении и материалах из которых она сделана. Ввести в активный словарь:
- существительные: кастрюля, сковорода, сервиз, тарелка, ваза, миска, половник, кружка.
- прилагательные: железная, стеклянная, фарфоровая, глиняный, глубокая, мелкая, грязная, чистая.
- глаголы: чистить, мыть, сервировать, варить, кипятить, жарить.
- Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах, их поведении осенью. Ввести в активный словарь:
- существительные: воробей, голубь, сорока, ворона, кормушка, корм, крыло, перо, клюв, тело.
- прилагательные: голодный, замерзший, резвый, пугливый, любопытная, зимующая.
- глаголы: кормить, сыпать, заботиться, перелетать, клевать, летать, скакать.
- Расширить представления детей о хвойных деревьях, закрепить названия деревьев и их частей. Ввести в активный словарь:
- существительные: сосна, ель, кедр, туя, ствол, ветки, шишки, лес, бор, чаща, лесник, хвоя.
- прилагательные: пушистая, раскидистая, ветвистая, вечнозеленая, огромная, красивая, колючая.
- глаголы: расти, охранять, защищать, беречь, сажать, ломать.
- Углубить и расширить знания детей о родном городе, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город. Ввести в активный словарь:
- существительные: город, Ейск, улица, перекресток, вокзал, аэропорт, порт, храм, море, край, страна, ейчанин, ейчанка, ейчане;
- прилагательные: морской, маленький, уютный, гостеприимный, замечательный, любимый, курортный, родной;
- глаголы: возникать, стоять, раскинулся, ухаживать, убирают, строят, отдыхают;
- Закреплять и расширять знания детей о том, как зимуют наши звери. Уточнить представления о подготовке их к зиме. Ввести в активный словарь:
- существительные: берлога, мех, шуба, мороз, снег, логово, пора, дупло, спячка, голод, холод;
- прилагательные: медвежья, лисья, заячья, волчья, хищный, быстрый, голодный;
- глаголы: спит, засыпает, меняет, бегает, строит;
- Расширить представления детей по «Транспорт»
- существительные: автомобиль, шофер, поезд, машинист, корабль, капитан, самолет, летчик, кузов, кабина, мотор, бензин и т.д.
- прилагательные: наземный, воздушный, морской, быстрый, стремительный, железный, смелый, отважный и т.д.
- глаголы: едет, мчится, взлетает, приземляется, приплывает, уплывает, причалил, сломался, новый и т.д.
- Активизировать словарь детей по теме: «Рыбы»
- существительные: судак, тарань, бычок, щука, карась, лещ, рак, камбала, скумбрия, сельдь, телескоп, вуалехвостка, барбус, меченосец.
- прилагательные: морские, речные, аквариумные, живородящие, быстрые и т.д.
- глаголы: плавать, размножаются, питаются, спасаются, охотятся и т.д.
- Закрепить и расширить знания детей по теме: «Зима»:
- существительные: время года, зима, мороз, метель, вьюга, лед, хлопья, снеговик, ком, снежки, санки, лыжи, палки, коньки, горка, снегокат, ледянка, хоккей, каток, шайба, клюшка, спорт.
- прилагательные: холодный, пушистый, скользкий, твердый, белый, рыхлый, рассыпчатый, снежный, спортивный, длинный, короткий.
- глаголы: падать, выпадать, кружиться, ложиться, греть, светить, морозить, замерзать, катать, лепить, кататься, играть.
- наречия: холодно, скользко, морозно. НА, С, В.
- Уточнение, обогащение словаря по теме: «Животные и птицы севера»
- существительные: Арктика, Север, Антарктида, полюс, глобус, карта, страны, животные, детеныши, птицы, птенцы, льдина, сугроб, мороз, снег, холод, фотография, фотоаппарат, олень, морж, тюлень, медведь, их детеныши, пингвин, пингвиненок, части тела животных и птиц; океан, море, самолет, полет, теплоход, мох, рыба, креветки, зоопарк, звери, зверолов.
- прилагательные: северный, белый, холодный, далекий, ледяной, медвежий, моржовый, олений, тюлений, пингвиний, большой, тонконогий, рогатый, серо-коричневый, черно-белый, лохматый, косолапый, усатый, клыкастый и т.д.
- глаголы: ехать, плыть, лететь, жить, водиться, фотографировать, разгребать, доставать, нырять, поймать, ловить, прятаться, выглядывать, привозить, доставлять, ухаживать, кормить.
- наречия: холодно, морозно, далеко. Один - пять. НА, В, У, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА.
7-й раздел. Развитие грамматического строя речи
- Совершенствовать умение образовывать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
- Познакомить детей со способами словообразования (по теме «Транспорт»).
- Продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными (по всем лексическим темам).
- Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам: «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Семья», «Рыбы»).
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги ( по темам «Как зимуют наши звери», «Наша Армия», « Зима», «Наш город»).
- Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками; глаголы обозначающие трудовые действия( по всем темам).
- Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
8-й раздел. Обучение связной речи
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана ( по картинке, по картинкам, по серии картинок).
- Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным и увиденным.
- Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.
- Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
- Учить устанавливать причинно - следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.
III период
(март, апрель, май)
1-й раздел. Звукопроизношение
- Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.
- Провести дифференциацию смешиваемых звуков.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
- Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.
- Проговаривание двустишия и четверостишия.
3-й раздел. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
- Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых - мягких согласных, в выделении звука из слова.
- Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина.
- Знакомство со звуками: [С], [Сь], [Ш], [С – Ш], [В – Вь], [Ц], [Ч], [З], [Зь], [Ж], [З – Ж], [Ф - Фь].
- Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
- Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Закрепить знания известных правил правописания.
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
- Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение.
- Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью в повседневном общении.
- Совершенствовать звучность и подвижность голоса ( быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
5-й раздел. Грамота
- Закрепить навык печатанья слогов, слов.
- Познакомить детей с новыми буквами.
- Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов.
- Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы наложенные друг на друга.
- Обеспечить формирование первоначальных навыков овладение письменной речи.
6-й раздел. Лексика
Март
1 – я неделя – Мамин день 8 Марта
2 – я неделя – Ранняя весна
3 – я неделя – Продукты питания
4 – я неделя – Домашние птицы
Апрель
1 – я неделя – Перелетные птицы
2 – я неделя – Космос
3 – я неделя – Цветы
4 – я неделя – Насекомые
Май
1 – я неделя – День Победы
2 – я неделя – Труд взрослых. Профессии.
3 – я неделя – Сказки
4 – я неделя – Вода
5 – я неделя – Лето
1. Обобщить представление детей о типичных весенних явлениях в живой и не живой природе. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений, насекомых, животных. Ввести в активный словарь:
- существительные: весна, капель, ручей, лужа, проталина, почка, бутон, праздник, подарок, поздравление.
- прилагательные: ранняя, поздняя, теплая, долгожданная, солнечная.
- глаголы: приходит, течет, появляется, набухают, распускаются, звенит.
- наречия: тепло, облачно, ветрено, солнечно, пасмурно, холодно.
2. Закрепить и расширить представления детей о продуктах питания, из чего они сделаны, учить классифицировать(мясные, молочные, хлебобулочные изделия, рыбные) . Ввести в активный словарь:
- существительные: мясо, рыба, молоко, кефир, простокваша, ряженка, творог, масло, сыр, колбаса, сосиски, сардельки, сок, компот, обед, завтрак, ужин.
- прилагательные: мясной, рыбный, молочный, овощной, фруктовый, апельсиновый, вишневый, сливовый.
- глаголы: чистить, мыть, сервировать, варить, кипятить, жарить.
3.Закрепить и расширить знания детей о домашних птицах, их поведении. Ввести в активный словарь:
- существительные: гусь, гусыня, петух, курица, яйцо, курятник, корм, крыло, перо, клюв, тело.
- прилагательные: драчливый, разноцветный, домашняя, пушистый, гусиное, утиное
- глаголы: кормить, сыпать, заботиться, перелетать, клевать, летать, высиживать.
4.Расширить представления детей о космосе, закрепить названия планет в Солнечной системе. Ввести в активный словарь:
- существительные: планета Земля, космос, атмосфера, глобус, космический корабль, космонавт, спутник.
- прилагательные: загадочный, бесконечный, голубая, неизвестная.
- глаголы: лететь, стартовать, приземлятся, крутится, вращаться.
5.Углубить и расширить знания детей о профессиях, об орудиях труда. Воспитывать желание трудится, помогать взрослым. Ввести в активный словарь:
- существительные: профессия, продавец, певец, художник, музыкант, учитель, врач, водитель, строитель,
- прилагательные: почетная, важная, трудная, творческая.
- глаголы: работает, рисует, лечит, играет, стоят, убирают, строят, отдыхают;
6.Систематизировать представления детей по теме: «День Победы».
Ввести в активный словарь:
- существительные: традиция, война, торжество, память, ветеран, возраст, подвиг, герой, награда, голод, Победа.
- прилагательные: великий, бессмертный(полк), мужественный, народный, радостный.
- глаголы: жить, гордиться, дарить, ухаживать, любить, дружить, трудиться, дорожить, помнить.
- наречия: вежливо, дружно, внимательно, счастливо, честно, доброжелательно, радостно,
- антонимы: горе – радость, младший – старший, родной – чужой, трусливый - смелый, добрый – злой, слезы – смех.
- синонимы: солдат – воин, Родина – Отчизна.
- Уточнение, обогащение словаря по теме: «Мамин праздник»
- существительные: Праздник, подарок, учитель, учительница, художник, художница, продавец, продавщица, летчик, летчица, скрипач, скрипачка, пианист, пианистка, спортсмен, спортсменка, портной, портниха, водитель, парикмахер, аппликация, букет, лепестки.
- прилагательные: Женский, алый, красивый, праздничный, замечательный, ранний, мамин, бабушкин.
- глаголы: Учить, рисовать, продавать, летать, играть, шить, водить, стричь, делать прически, воспитывать, лечить, готовить, распускать, колыхать, закрывать, качать, засыпать, поздравлять, дарить, помогать, радоваться.
- наречия: тихо, радостно, весело, на.
- Систематизировать представления детей по теме: «Перелетные птицы»
- существительные: кукушка, утка, журавль, грач, скворец, лебедь, соловей, стая, юг, страны, корм.
- прилагательные: перелетные, теплые, дальние, чернокрылый, длиннокрылый, длинноногий, длинноклювый, белокрылый и т.д.
- глаголы: собираться, разгуливать, клевать, лететь, курлыкать, кружиться, скрыться, замерзать, прятаться, улетать.
- наречия: высоко, низко, далеко, близко, вдали.
- Систематизировать представления детей по теме: «Сказки»
- существительные: автор, зачин, конец, содержание, смысл, фантазия, быт, нрав, польза, герой, персонаж и т.д.
- прилагательные: поучительные, захватывающие, нравственные, страшные, добрые, русские, народные, авторские, зарубежные и т.д.
- глаголы: читать, узнавать, пересказывать, слушать, запоминать, учиться, сопереживать, симпатизировать.
- наречия: поучительна, страшно, весело, грустно, радостно, из, за, под, перед, за.
- Формировать представления детей о воде, как об источнике жизни:
- существительные: вода, море, океан, озеро, пруд, река, ручей, водопад, волна, дождь, облако, туча, пар, туман, снег, сосулька, лед.
- прилагательные: прозрачная, жидкая, газообразная, твердая, бесцветная, безвкусная, пресная, соленая, морская, речная, чистая, грязная, родниковая, загрезненная.
- глаголы: охранять, беречь, экономить, сохранять, любить, наслаждаться, таять, бежать, журчать, стекать, питать, поливать, купаться, умываться, пить, жить.
- наречия: грязно, чисто, экономно, прохладно, приятно.
12.Закрепить и расширить знания детей по темам: «Насекомые», «Цветы», «Лето»
- существительные: лето, время года, солнце, трава, ягоды, цветы (ромашка, василек, колокольчик, незабудка, одуванчик, роза, пион, тюльпан, нарцисс, лилия), насекомые (жук, стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница), речка, вода, пляж, луг, сад, парк, садовник, клумба.
- прилагательные: жаркий, ясный, солнечный, зеленый, разноцветный, дубовый, красивый, ароматный, луговой, садовый, летний, длинный, короткий.
- глаголы: греть, зеленеть, созревать, припекать, загорать, плавать, расти, расцветать, благоухать, ползать, летать, порхать, сажать, выращивать, ловить, нюхать, загорать, плавать, купаться.
- наречия, предлоги: жарко, ясно, солнечно, ярко, тепло, весело, хорошо. НА, В, ПОД, НАД, ПО, С.
7-й раздел. Развитие грамматического строя речи
1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Домашние птицы», «Животные жарких стран», «Насекомые»), согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам).
2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (по темам: «Мамин день 8 Марта», «Профессии. Орудия труда», «Школа»).
4. Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы имен прилагательных (по темам: «Перелетные птицы», «Насекомые»).
5. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
8-й раздел. Обучение связной речи
1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта.
2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
5. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операцией анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)
Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...
Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
Разработан перспективно-тематический план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...
Годовой план старшей группы компенсирующей направленности
Цель: Создание условий для полноценного развития и успешной коррекции речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, через организацию совместной деятельности всех субъектов корр...
Перспективный план по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).
Перспективный план по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет)....
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности/Помораева И.А., Позина В.А. ФЭМП. Старшая группа 5-6 лет.
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности/Помораева И.А., Позина В.А. ФЭМП. Старшая группа 5-6 лет....
Перспективный план по аппликации в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).
Перспективный план по аппликации в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет)....