Основные направления коррекции ФФНР у дошкольников.
консультация по логопедии
Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию:
- звукопроизношения,
- формирование фонематического восприятия,
- подготовку к обучению грамоте.
Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря. Логопед, осуществляя коррекционное обучение, должен учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ffnr.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления коррекции
фонетико - фонематического недоразвития у детей
дошкольного возраста
Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию:
- звукопроизношения,
- формирование фонематического восприятия,
- подготовку к обучению грамоте.
Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря. Логопед, осуществляя коррекционное обучение, должен учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.
В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
I раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: (4-й слайд)
[а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`], в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.
Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых детьми. Затем логопед в определённой последовательности включает в занятия поставленные к этому времени исправленные звуки.
II раздел работы – дифференцировачный, в котором выделяются 2 этапа:
На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.
Во время второго этапа после усвоения артикуляции из пары взаимозаменяющихся в речи звуков происходит окончательная дифференциация.
III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:
- Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими:
- слово,
- предложение,
- слог,
- звук (согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий).
2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков
типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе:
- односложных слов типа стол, стул,
- двухсложных с закрытым слогом типа кошка,
- трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.
13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов.
Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФНР
Педагогический процесс, реализуемый для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, содержит следующие виды преемственной взаимосвязи в работе логопеда, воспитателя и родителей:
- исправление дефектов произношения,
- устранение лексико-грамматических пробелов,
- обучение грамоте
- развитие внеречевых психических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции
Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....
Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"
Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями и приёмами коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...
основные направления логопедической работы по коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста
основные направления работы по ФФНР...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Модель идеального рассказа ребёнка, к составлению которого следует стремиться педагогам и родителям в процессе обучения...
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития
В статье представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада....
Основные направления словарной работы с дошкольниками.
Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами...
Статья. Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.
Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста...