Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – вороны» и др.) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekomendats.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп
Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – вороны» и др.) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ещё в 1928 году В.А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук, на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности пальцев рук. Была выявлена следующая закономерность: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть N и выше N. Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипуляции с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения с взрослым. Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.
Дети с задержкой речевого развития нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно точно координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками. Для коррекции этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук, несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи с этим предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых. Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры речи.
Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.
Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.
Гимнастика для рук
1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.
3. Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.
4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.
5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.
6. Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.
7. Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.
8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.
9. Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.
10. Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.
В стороны руки ими помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Руки в замок и назад.
Игры с ладонями
«Быстрые ладошки».
Надо пару подобрать
Да лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать.
Важно - строго по порядку
Всё быстрее, без оглядки
Так в ладони ударять, чтоб самим на удивленье
Все семнадцать упражнений
Без ошибок показать!
Не прохлопать, не зевнуть,
Так держать к победе путь!
Если здорово играть,
Можно лучшей парой стать!
В состязании проворном,
Интересном и задорном,
Кто точнее и быстрее,
Кто всех лучше и резвее?
Вот она как! Вот как он!
Эта пара – чемпион!
Погреемся
Поиграем-ка немножко,
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем
Их сжимаем, разжимаем.
Играя с ладонями, используются различные потешки, считалки, чистоговорки.
Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то он выполняет эти движения пальцами пассивно, т.е. с помощью взрослого. В дальнейшем в результате тренировок пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи. Делать пальчиковую гимнастику можно в любое время – перед занятием, во время занятия, в свободное время.
В качестве упражнений дети изображают с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка… – пальчиковый театр) и выполняемые ими действия (зайцы машут ушами, коза бодает, собака бежит…), различные предметы и объекты (стол, крышу, деревья…). Такая необычная игровая деятельность вызывает у дошкольников интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию их произвольного внимания, двигательной памяти, воображения и других психических процессов. Разученные пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретённые навыки и умения.
Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивается удержание кисти в определённой позе – статическая координация. Предлагаю примерами таких упражнений :
- «Заяц» И.п. – сидя на стуле, локоть руки опирается на крышку стола. Указательный и средний пальцы, ведущей руки, выпрямлены и разведены в стороны, остальные пальцы сжаты в кулак.
- «Коза» И.п. – тоже. Пальцы тренируемой руки сжаты в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены.
- «Собака» И.п. – тоже. Большой, средний и безымянный пальцы соединены между собой подушечками. Указательный палец и мизинец согнуты и подняты вверх.
Другие упражнения развивают переключение с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную, одинаковую и противоположную) кистей обеих рук – динамическая переключаемость.
Примерами такой направленности являются следующие упражнения:
-«Ладонь – кулак». И.п. – сидя, рука на столе ладонью вниз. 1 – кисть руки приподнять, сжать в кулак. 2 – опустить кулак на стол, 3 – приподнять кисть, сжатую в кулак, распрямить пальцы, 4 – опустить кисть на стол ладонью вниз (двумя руками упражнение может выполняться одновременно и последовательно, с одинаковыми или противоположными движениями).
- «Пальчики здороваются». И.п. – сидя, рука опирается на локоть. Кончик большого пальца поочерёдно (1 – 4) соприкасается с кончиками других пальцев.
- «Птичка пьет водичку». И.п. – левая рука в кулаке, сверху оставлено отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки распрямлены и соединены в виде клюва, остальные сжаты в кулак («птичка»). 1 – соединённые вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой руки, 2 – и. п., 3 – тоже.
На расслабление мышц пальцев и кистей рук направлены следующие примерные упражнения:
- «Кулачки». И.п. – сидя, руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулаки. 1 – пальцы разжать, кисти расслабить, 2 – и.п., 3 – 4 тоже (может выполняться двумя руками одновременно и последовательно).
- «Маляры». И.п. – руки перед собой ладонями вниз, кисти расслаблены. 1 – взмах кистями вверх, 2 – кисти вниз, расслабить, 3 – 4 тоже.
- «Весёлый оркестр» Имитация игры на различных музыкальных инструментах (пианино, дудочка, баян).
Координационная-речевая игра «Бубен»
Данная модель многовариантна, что позволяет использовать её в работе с детьми разного возраста.
Перед началом игры детям показывают бубен, демонстрируют, как на нём играют, дать малышам возможность позвенеть бубном, ударить в него и т.д. А потом предложить поиграть на нём правильно. Для этого нужно всем вместе выполнить следующее упражнение:
1 вариант – средняя группа.
Речедвигательная игра без включения инструмента может быть использована в работе с детьми среднего возраста для освоения приёмов игры на нём. Проговаривать текст, имитируя движения рук, используемые в игре на бубне.
«Дили-дили» - встряхнуть перед собой кистью правой руки.
«Дон» - хлопок в ладоши.
Дети повторяют движения.
2 вариант – старшая группа.
Речевая игра с бубном используется для закрепления навыков игры на инструменте.
Проговаривать текст, играя в бубен.
«Дили-дили» - встряхнуть бубен правой рукой.
«Дон» - ударить левой ладошкой.
Дети повторяют движения.
3 вариант – подготовительная группа.
Дети сидят на стульчиках в кругу и держат бубен в правой руке. Все вместе дети проговаривают текст и играют на бубнах.
Бубен весело звенит!
Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!
Ребятишек веселит!
Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!
Бубен спой ещё разок!
Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!
Твой чудесен голосок!
Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!
Также со среднего возраста использовать в работе разнообразные игры с пуговицами, шнурками, кубиками, бусинками, мозаикой.
Игры с пуговицами
Учить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках, (по мере того, как дети взрослеют перейти к кукольным вещам).
Игра «Подбери цветок»- подобрать цветок определённого цвета (формы) и одеть на пуговицу того же цвета (формы).
Ковролиновый конструктор «Застёжки-растёжки»
В набор входит большое поле-ковёр, к которому с помощью липучек прикрепляются детали, набор цветных карточек с сюжетами разного уровня сложности. Складывая фигурки мальчика или девочки, к одежде которых прикреплены пуговицы, ленточки, застёжки и кнопки. Ребёнок может тренироваться в умении обращаться с этими важными элементами одежды.
Игры со шнуровкой
Берётся ронгалитовая пластинка, на которой в определённой последовательности сделаны отверстия. Задания могут быть различные, например:
- Протянуть шнурок последовательно через все отверстия.
- Протянуть шнурок, пропуская одну дырочку.
- Протянуть шнурок, пропуская две дырочки и т. д.
- Выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
- Завязать узел, бант и т. д.
Выполнению этих заданий предшествует моё объяснение и показ. Учитывая навык ребёнка, можно предложить ему выполнить различные узоры, соблюдая принцип постоянного усложнения задания.
Игры с кубиками
- Перед ребёнком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребёнок должен самостоятельно поставить один кубик на другой кубик, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.
- Заранее построить башни из больших и маленьких кубиков.
Цель: научить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом.
- «Дорожка» - выкладывание плашмя нескольких кирпичиков.
- «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.
- «Две дорожки» - соединить поперечными палочками.
- «Скамеечка» - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.
- «Столик» - делается так же как скамейка, поперечная планка накладывается на один кубик.
- «Ворота» - кирпичики ставятся перпендикулярно к планке.
Для развития мелких движений использовать различные виды мозаик. Сначала брать материалы более крупного размера, а затем - меньшего.
Игры с бусинками
Очень нравятся детям игры с бусинками.
На столе бусинки разного размера и одного цвета или одного размера, но разных цветов.
Предложить самостоятельно выполнить несколько вариантов задания, например:
Составить бусы, где чередуются большие маленькие бусинки, красные и синие, красные и белые… При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и, удерживал в памяти определённую последовательность по цвету или размеру. Если выполнение задания вызывает у ребёнка трудности, тогда задание нужно расчленить, предложить сначала отбирать и нанизывать бусинки одного цвета или одной величины. Все выполненные работы сопровождаются объяснением со стороны ребёнка, почему он сделал так, а не иначе.
Играя, в эти игры у ребёнка развивается не только мелкая моторика рук, но и психические процессы, связанные с речью.
С переходом в старшую группу ко всему выше перечисленному нужно добавить:
- Игры со счётными палочками - дети выкладывают контуры предметов по схеме – образцу (очень важен не только контур предмета, но и количество счётных палочек, из которых состоит предмет), печатают буквы, слоги; а в подготовительной группе слова и предложения.
- Игры с проволокой – наматывание её на карандаш (изготовление пружинок, спиралей, жуков).
- Игры с клубками ниток – смотай клубок из двух один, из одного два.
- Игры с крупами – перебери крупу «Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами рис от гречки отлечу».
- Игры с песком.
- Игры с семенами – выложить букву, слог, предложение и т.д.
Особое внимание уделять развитию графических навыков. На индивидуальных занятиях в старшей логопедической группе в тетрадях в крупную клетку выполнять различные задания: рисовать простым карандашом – палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё это в клеточках. Затем постепенно переходить к более сложным рисункам. Вся работа должна сопровождаться забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как постепенно заучиваются. И ребёнок уже не произвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом, идёт оречевление производимых действий.
В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом. Если работа вызывает затруднения, точками наметить предстоящую работу. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.
После овладения играми, развивающими мелкую моторику, добавить игры, развивающие мелкую моторику и связную речь
Игры-диалоги.
Медведь
-Ты куда идешь, медведь?
- В город, ёлку поглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
-Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу.
- Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы глазки помогали?
- Мы искали да смотрели,
- Все пенёчки оглядели.
Обувь
- Был сапожник?
- Был!
- Шил сапожки?
- Шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
После игр – диалогов, добавить игры позволяющие тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. У ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений. Нормализация темпа и ритма общих движений, умение быстро воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры помогают ребёнку правильно оформить речь.
Пилильщики
(упражнение на развитие боковых мышц и точное сочетание речи и движения, выработка ритма и темпа речи).
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и встала
Начинай сначала.
И.П. Дети стоят парами лицом друг к другу. Руки скрещенные. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.
1- 8 – дети двигают руками вперёд – назад.
9 – 10 – дети опускают броском руки вниз.
11 – 12 – дети меняются друг с другом местами.
В результате изучения современной методической литературы, учитывая диагностические данные детей, с нарушениями речи, можно сделать следующий вывод: коррекционная работа над мелкой моторикой даёт положительный результат на развитие их речи, совершенствует психические процессы, связанные с речью: память, мышление, внимание; улучшает усвоение навыков письма будущих школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
15.05.2020 Мастер- класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики рук для успешного овладения письмом "
Мастер- класс для родителей на тему:"Развитие мелкой моторики рук для успешного овладения письмом "Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в ...
Дистанционное обучение. Рекомендации для родителей статья по теме "Развитие мелкой моторики"
Дистанционное обучение для родителей....
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»
Для развития речи детей необходимо больше уделять внимания на развитие мелкой моторики рук....
Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами" 2021-2022 уч. год
https://docs.google.com/presentation/d/1aOB14wh-7LikPqcNI8n4859azojyhx5N/edit?usp=drive_link&ouid=100806906408762381380&rtpof=true&sd=true...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
Цели:1. Развивать двигательную активность пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику пальцев, готовить руку ребёнка к письму.2. Развивать активный и пассивный словарь детей.3. Развивать объяснитель...