Методические рекомендации для педагогов «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
консультация (младшая группа)

Чаганова Любовь Владимировна

Цели:

1. Развивать двигательную активность пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику пальцев, готовить руку ребёнка к письму.

2. Развивать активный и пассивный словарь детей.

3. Развивать объяснительную и доказательную речь.

4. Развивать темп речи и чувство ритма.

Источники способностей дарований детей – на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающеевоздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – вороны» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ещё в 1928 году В.А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть N и выше N. М.М.Кольцова (1973г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения с взрослым. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление (И.М.Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно – манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М.Кольцова).

Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.

Дети с ЗРР нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно точно координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.

Очень часто нарушениям речи способствуют такие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая недостаточность астеневротический и церебрастенический синдромы.

Для коррекции всех этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи с этим предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых. Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры речи.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д.2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Методические рекомендации для педагогов

г.о. Клин, 2020 г.

 «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

Цели:

1. Развивать двигательную активность пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику пальцев, готовить руку ребёнка к письму.

2. Развивать активный и пассивный словарь детей.

3. Развивать объяснительную и доказательную речь.

4. Развивать темп речи и чувство ритма.

Источники способностей дарований детей – на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающеевоздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – вороны» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ещё в 1928 году В.А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть N и выше N. М.М.Кольцова (1973г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения с взрослым. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление (И.М.Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно – манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М.Кольцова).

Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.

Дети с ЗРР нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно точно координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.

Очень часто нарушениям речи способствуют такие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая недостаточность астеневротический и церебрастенический синдромы.

Для коррекции всех этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи с этим предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых. Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры речи.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК

1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.

3. Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.

4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.

5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.

6. Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.

7. Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.

8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.

9. Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.

10. Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.

В стороны руки ими помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

ИГРЫ С ЛАДОНЯМИ

Быстрые ладошки

Научить понемножку, играть в «Быстрые ладошки».

Надо пару подобрать

Да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки –

Значит можно начинать.

Важно - строго по порядку

Всё быстрее, без оглядки

Так в ладони ударять, чтоб самим на удивленье

Все семнадцать упражнений

Без ошибок показать!

Не прохлопать, не зевнуть,

Так держать к победе путь!

Если здорово играть,

Можно лучшей парой стать!

В состязании проворном,

Интересном и задорном,

Кто точнее и быстрее,

Кто всех лучше и резвее?

Вот она как! Вот как он!

Эта пара – чемпион!

Погреемся

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем

Их сжимаем, разжимаем.

Играя с ладонями, используются различные потешки, считалки, чистоговорки.

Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то он выполняет эти движения пальцами пассивно, т.е. с помощью взрослого. В дальнейшем в результате тренировок пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи. Делать пальчиковую гимнастику можно в любое время – перед занятием, во время занятия, в свободное время.

В качестве упражнений дети изображают с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка… – пальчиковый театр) и выполняемые ими действия (зайцы машут ушами, коза бодает, собака бежит…), различные предметы и объекты (стол, крышу, деревья…). Такая необычная игровая деятельность вызывает у дошкольников интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию их произвольного внимания. Двигательной памяти, воображения и других психических процессов. Разученные пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретённые навыки и умения.

Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивается удержание кисти в определённой позе – статическая координация. Примерами таких упражнений могут быть следующие:

«Заяц»

И.п. – сидя на стуле, локоть руки опирается на крышку стола. Указательный и средний пальцы ведущей руки выпрямлены и разведены в стороны, остальные пальцы сжаты в кулак.

«Коза»

И.п. – тоже. Пальцы тренируемой руки сжаты в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены.

«Собака»

И.п. – тоже. Большой, средний и безымянный пальцы соединены между собой подушечками. Указательный палец и мизинец согнуты и подняты вверх.

Другие упражнения развивают переключение с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную, одинаковую и противоположную) кистей обеих рук – динамическая переключаемость.

Примерами такой направленности являются следующие упражнения:

«Ладонь – кулак»

И.п. – сидя, рука на столе ладонью вниз. 1 – кисть руки приподнять, сжать в кулак. 2 – опустить кулак на стол, 3 – приподнять кисть, сжатую в кулак, распрямить пальцы, 4 – опустить кисть на стол ладонью вниз (двумя руками упражнение может выполняться одновременно и последовательно, с одинаковыми или противоположными движениями).

«Пальчики здороваются»

И.п. – сидя, рука опирается на локоть. Кончик большого пальца поочерёдно (1 – 4) соприкасается с кончиками других пальцев.

«Птичка пьет водичку»

И.п. – левая рука в кулаке, сверху оставлено отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки распрямлены и соединены в виде клюва, остальные сжаты в кулак («птичка»). 1 – соединённые вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой руки, 2 – и. п., 3 – тоже.

На расслабление мышц пальцев и кистей рук направлены следующие примерные упражнения:

«Кулачки»

И.п. – сидя, руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулаки. 1 – пальцы разжать, кисти расслабить, 2 – и.п., 3 – 4 тоже (может выполняться двумя руками одновременно и последовательно).

«Маляры»

И.п. – руки перед собой ладонями вниз, кисти расслаблены. 1 – взмах кистями вверх, 2 – кисти вниз, расслабить, 3 – 4 тоже.

«Весёлый оркестр»

Имитация игры на различных музыкальных инструментах (пианино, дудочка, баян).

КООРДИНАЦИОННАЯ – РЕЧЕВАЯ ИГРА «БУБЕН».

Данная модель многовариантна, что позволяет использовать её в работе с детьми разного возраста.

Перед началом игры детям показывают бубен, демонстрируют, как на нём играют, дать малышам возможность позвенеть бубном, ударить в него и т.д. А потом предложить поиграть на нём правильно. Для этого нужно всем вместе выполнить следующее упражнение:

1 вариант – вторая младшая группа.

Речедвигательная игра без включения инструмента может быть использована в работе с детьми среднего возраста для освоения приёмов игры на нём. Проговаривать текст, имитируя движения рук, используемые в игре на бубне.

«Дили-дили» - встряхнуть перед собой кистью правой руки.

«Дон» - хлопок в ладоши.

Дети повторяют движения.

2 вариант – старшая группа.

Речевая игра с бубном используется для закрепления навыков игры на инструменте.

Проговаривать текст, играя в бубен.

«Дили-дили» - встряхнуть бубен правой рукой.

«Дон» - ударить левой ладошкой.

Дети повторяют движения.

3 вариант – подготовительная группа.

Дети сидят на стульчиках в кругу и держат бубен в правой руке. Все вместе дети проговаривают текст и играют на бубнах.

Бубен весело звенит!

Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!

Ребятишек веселит!

Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!

Бубен спой ещё разок!

Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!

Твой чудесен голосок!

Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!

Также со среднего возраста использоватьв работе разнообразные игры с пуговицами, шнурками, кубиками, бусинками, мозаикой.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

Учить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках, (по мере того, как дети взрослеют перейти к кукольным вещам).

ИГРЫ СО ШНУРОВКОЙ

Берётся оргалитовая пластинка, на которой в определённой последовательности сделаны отверстия. Задания могут быть различные, например:

Протянуть шнурок последовательно через все отверстия.

Протянуть шнурок, пропуская одну дырочку.

Протянуть шнурок, пропуская две дырочки и т. д.

Выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Завязать узел, бант и т. д.

Выполнению этих заданий предшествует моё объяснение и показ. Учитывая навык ребёнка, можно предложить ему выполнить различные узоры, соблюдая принцип постоянного усложнения задания.

Для развития движений больное значение имена конструкция и размеры игрушек, кубиков. Предметы должны быть такого размера, чтобы ребёнок мог легко взять их в ладошки.

ИГРЫ С КУБИКАМИ

1. Перед ребёнком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребёнок должен самостоятельно поставить один кубик на другой кубик, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

2. Заранее построить башни из больших и маленьких кубиков.

Цель: научить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом.

3. «Дорожка» - выкладывание плашмя нескольких кирпичиков.

4. «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.

5. «Две дорожки» - соединить поперечными палочками.

6. «Скамеечка» - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

7. «Столик» - делается так же как скамейка, поперечная планка накладывается на один кубик.

8. «Ворота» - кирпичики ставятся перпендикулярно к планке.

Для развития мелких движений использовать различные виды мозаик. Сначала брать материалы более крупного размера, а затем меньшего.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Предложить ребёнку вставить на место в любое отверстие пластинки (количество пластинок произвольное). Порядок расположения материала может быть произвольным.

2.Выложить несколько столбиков одного цвета. Даётся образец, он не убирается.

3.Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, двуцветный).

4.Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

ИГРЫ С БУСИНКАМИ

Очень нравятся детям игры с бусинками.

На столе бусинки разного размера и одного цвета или одного размера, но разных цветов.

Предложить самостоятельно выполнить несколько вариантов задания, например:

Составить бусы, где чередуются большие маленькие бусинки, красные и синие, красные и белые…

При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и, удерживал в памяти определённую последовательность по цвету или размеру. Если выполнение задания вызывает у ребёнка трудности, тогда задание нужно расчленить, предложить сначала отбирать и нанизывать бусинки одного цвета или одной величины. Все выполненные работы сопровождаются объяснением со стороны ребёнка, почему он сделал так, а не иначе.

Играя, в эти игры у ребёнка развивается не только мелкая моторика рук, но и психические процессы, связанные с речью.

С переходом в старшую группу ко всему выше перечисленному нужно добавить:

1. Игры со счётными палочками - дети выкладывают контуры предметов по схеме – образцу (очень важен не только контур предмета, но и количество счётных палочек, из которых состоит предмет), печатают буквы, слоги; а в подготовительной группе слова и предложения.

2. Игры с проволокой – наматывание её на карандаш (изготовление пружинок, спиралей, жуков).

3. Игры с клубками ниток – смотай клубок из двух один, из одного два.

4. Игры с крупами – перебери крупу «Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами рис от гречки отлечу».

5. Игры с песком.

6. Игры с семенами – выложить букву, слог, предложение и т.д.

Особое внимание уделять развитию графических навыков. На индивидуальных занятиях в старшей логопедической группе в тетрадях в крупную клетку выполнять различные задания: рисовать простым карандашом – палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё это в клеточках. Затем постепенно переходить к более сложным рисункам. Вся работа должна сопровождаться забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как постепенно заучиваются. И ребёнок уже не произвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них.

Таким образом, идёт оречевление производимых действий.

В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом. Если работа вызывает затруднения, точками наметить предстоящую работу. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. После овладения играми, развивающими мелкую моторику, добавить игры, развивающие мелкую моторику и связную речь – игры-диалоги.

МЕДВЕДЬ

-Ты куда идешь, медведь?

- В город, ёлку поглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

-Где поставишь ты её?

- В лес возьму, в своё жильё.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы глазки помогали?

- Мы искали да смотрели,

- Все пенёчки оглядели.

ОБУВЬ

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил.

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки.

После игр – диалогов, добавить игры позволяющие тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. У ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений. Нормализация темпа и ритма общих движений, умение быстро воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры помогают ребёнку правильно оформить речь.

ПИЛЬЩИКИ

(упражнение на развитие боковых мышц и точное сочетание речи и движения, выработка ритма и темпа речи).

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала

Начинай сначала.

И.П. –Дети стоят парами лицом друг к другу. Руки скрещенные. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

1- 8 – дети двигают руками вперёд – назад.

9 – 10 – дети опускают броском руки вниз.

11 – 12 – дети меняются друг с другом местами.

В результате изучения современной методической литературы, программы «Радуга», учитывая диагностические данные детей, с нарушениями речи, можно сделать следующий вывод: коррекционная работа над мелкой моторикой даёт положительный результат на развитие их речи, совершенствует психические процессы, связанные с речью: память, мышление, внимание; улучшает усвоение навыков письма будущих школьников.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»


141513, Московская область,
г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

тел. +7(49624) 2-35-95

fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Конспект открытого занятия

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(аппликация)  

«Грачи прилетели, весну принесли!»

(коллективная работа

подготовительная группа)        

Клин, 2021

Цели:

- закрепить знания простейших форм лепки и оригами;                              

- актуализировать и закреплять знания детей о временах года.

Задачи: - закрепить характерные признаки весны;

        - научить складывать из бумаги птиц в стиле оригами;

        - развивать мелкую моторику рук;

        - закрепить знания простейшей лепки;

        - воспитывать аккуратность и организованность в работе;

        - бережное отношение к птицам.

Предварительная работа:

- рассматривание  репродукций картины А.Саврасова «Грачи прилетели»;        

- заучивание стихов о весне;

- наблюдение на прогулках за признаками весны.

Материалы и оборудование: ватман с изображением дерева, пластилин, доски для лепки, бумага чёрного цвета, ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, тему занятия вы узнаете отгадав загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела,

А кого паук боится

Угадай-ка это….

Дети: Птица.

Воспитатель: А когда прилетают к нам птицы?

Дети: Весной.

Воспитатель: Назовите  мне весенние месяца?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Правильно, а кто мне скажет, как называются птицы, которые возвращаются к нам весной?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Молодцы, а кто знает название перелётных птиц?

Дети: Журавли, ласточки, грачи, скворцы, жаворонки.

Воспитатель: Правильно, а теперь я вас попрошу, рассказать какие изменения в природе происходят весной?

Дети: Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, оживает природа, прилетают птицы.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а давайте с вами сделаем картину «Грачи прилетели, весну принесли».

Дети: Давайте.

Воспитатель: Посмотрите у нас дерево, но на нём ничего, нет. Я предлагаю заселить его.

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте сделаем в первую очередь для птиц гнезда из пластилина.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Сначала мы раскатываем длинные колбаски.

Воспитатель: Молодцы. Теперь коллективно по очереди приложим их к нарисованному дереву. Лишние части уберём.

Воспитатель:  Молодцы. Вот наши гнёзда и  готовы.

Воспитатель: А теперь отгадайте ещё одну загадку и вы узнаете, какую птицу мы посадим на дерево.

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг.

Дети: Грач.

Воспитатель: Правильно, а теперь давайте с вами сделаем оригами грача.

Итог: все птицы наклеиваются на ватман с изображением дерева. Дети внимательно рассматривают получившуюся картину, дают оценку своей работе и работе товарищей. Объясняют, чья работа больше понравилась и почему. Учёт ведущего вида деятельности, использование приёмов рассматривания, оценки и сравнения полученных продуктов, варианты использования педагогических посредников.

Обсуждение и определение возможных вариантов использования полученного продукта в других видах деятельности.

Воспитатель:

- ребята, у вас получилась настоящая весенняя картина! Её можно повесить на выставку нашего детского сада, которая скоро будет оформляться, и все смогут любоваться глядя на неё.

Предложить детям убрать свои рабочие места для поддержания порядка в группе.

        C:\Users\Пользоватль\Desktop\20170307_095707.jpg        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» .

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Методические рекомендации для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. О том, какую работу необходимо проводить родителям задолго до школы....

Методические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики

Небольшие рекомендации родителям, как подготовить мелкую моторику рук во время летнего отпуска....

Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае....

Методические рекомендации для родителей: "Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников"

В своей работе мы опираемся на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры г...

Методические рекомендации для родителей. «Развитие мелкой моторики — успешное овладение речью»

Мелкая моторика– это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение и напрямую определяет качество жизни ...

15.05.2020 Мастер- класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики рук для успешного овладения письмом "

Мастер- класс для родителей на тему:"Развитие мелкой моторики рук для успешного овладения письмом "Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в ...