Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на преодоление речевых дефектов.
Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу для детей с общим недоразвитием речи, выявило количественные и качественные особенности уровня речевого развития, развития пространственного гнозиса у детей с дизартрией. Недоразвитие пространственного гнозиса выражалось в недостаточном знании схемы собственного тела, пространственных признаков предметов, неумении устанавливать пространственные отношения, в снижении уровня сформированности конструктивной и графической деятельности, в нарушении понимания логико-грамматических структур языка. У дошкольников, имеющих сниженный уровень владения пространственной терминологией, отмечалось нечеткое понимание предложений, содержащих инверсию и двойственные отношения.
На основании логопедического обследования и психолого-педагогической диагностики трудностей восприятия пространства и его отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи была определена основная цель коррекционно-педагогического обучения, направленная на развитие и коррекцию пространственного гнозиса и языковых средств.
Для коррекционной работы мной были разработаны педагогические приемы работы. Были придуманы игры, игровые упражнения, физминутки и другие задания для детей подготовительной к школе с общим недоразвитием речи и дизартрией.
В результате проведения коррекционной работы дошкольники научились осознанно осуществлять дифференциацию сторон тела, устанавливать пространственные отношения относительно разных точек отсчета, устанавливать мысленный перенос на 180 градусов. У них отмечалось совершенствование конструктивной деятельности, овладение пространственной лексикой, усвоение принципа умственных действий при понимании логико-грамматических структур языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Озёрского городского округа
Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»
Комплекс игр и игровых упражнений
для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи и дизартрией
/авторская разработка/
подготовила
учитель-логопед высшей категории
Александрина Людмила Павловна
г. Озёрск
Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на преодоление речевых дефектов.
Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу для детей с общим недоразвитием речи, выявило количественные и качественные особенности уровня речевого развития, развития пространственного гнозиса у детей с дизартрией. Недоразвитие пространственного гнозиса выражалось в недостаточном знании схемы собственного тела, пространственных признаков предметов, неумении устанавливать пространственные отношения, в снижении уровня сформированности конструктивной и графической деятельности, в нарушении понимания логико-грамматических структур языка. У дошкольников, имеющих сниженный уровень владения пространственной терминологией, отмечалось нечеткое понимание предложений, содержащих инверсию и двойственные отношения.
На основании логопедического обследования и психолого-педагогической диагностики трудностей восприятия пространства и его отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи была определена основная цель коррекционно-педагогического обучения, направленная на развитие и коррекцию пространственного гнозиса и языковых средств.
Для коррекционной работы мной были разработаны педагогические приемы работы. Были придуманы игры, игровые упражнения, физминутки и другие задания для детей подготовительной к школе с общим недоразвитием речи и дизартрией.
В результате проведения коррекционной работы дошкольники научились осознанно осуществлять дифференциацию сторон тела, устанавливать пространственные отношения относительно разных точек отсчета, устанавливать мысленный перенос на 180 градусов. У них отмечалось совершенствование конструктивной деятельности, овладение пространственной лексикой, усвоение принципа умственных действий при понимании логико-грамматических структур языка.
- Игра «День рождения»
Цель: закреплять умение определять пространственное расположение людей, стоящих напротив и отражать их в речи.
Правила игры: дети делятся на две группы. Первая группа – «именинники», вторая – «гости». «Именинники» и «гости» выстаиваются в две колонны и встают лицом друг к другу. У каждого гостя в руках «подарок» - геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, круг (или другие картинки с изображением предметов по лексической теме). Логопед берет на себя роль ведущего. Логопед дает задание: «Костя подари кружок тому, кто стоит справа от Кати». После того, как «подарок» вручен, ребенок должен объяснить, почему он подарил «подарок» именно этому ребенку (пример: «Я подарил кружок Диме, потому что он стоит справа от Кати»). Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Условие игры: каждый «гость» должен подарить подарок, каждый «именинник» должен получить подарок. Потом дети меняются ролями.
- Игра «Найди себе место»
Цель: формировать умение правильно определять стороны у другого человека и употреблять их обозначения в речи.
Правила игры: дети сидят на стульчиках, перед ними стоит свободный стул. Логопед дает словесную инструкцию каждому ребенку. Например: «Дима встань впереди стула спиной к детям. Ваня встань справа Димы. Катя встань на стул. Костя встань сзади Вани». Когда все дети нашли себе место, они должны рассказать, как они стоят относительно других ребят (пример: «Я стою справа Димы и впереди Кости»).
Условие игры: должны участвовать все дети. Если словесное обозначение своего пространственного расположения относительно других детей, ребенок затрудняется дать, то предложить ему рассказать о том, как расположены дети относительно его самого.
- Игра «Юные следопыты»
Цель: учить определять пространственное направление движения объекта на плоскости листа, изображать их схематично и обозначать их в речи.
Правила игры: у каждого ребенка лист белой бумаги, на котором нарисована точка (или любая фигура, в зависимости от сюжета).
Логопед объясняет детям, зачем они будут
рисовать карту.
Дальше идут задания:
- найти на листе точку и провести от неё вверх
до середины листа прямую линию;
- повернуть вправо до правого края листа;
- дальше вести прямую линию вверх по правому
краю листа до правого верхнего угла и т.д.
Условие игры: после составление карты дети должны подробно рассказать, как ей воспользоваться, т.е. рассказать маршрут.
- Игра «Сигнальные флажки»
Цель: продолжать учить детей выделять правую и левую руку, закрепить их обозначение в речи.
Правила игры: детям предлагаются флажки. Они четырех цветов: красный, синий, желтый и белый (цвета флажков можно менять). Каждый ребенок берет себе по желанию 2 флажка разного цвета: один флажок в левую руку, а второй в правую. Логопед берет на себя роль ведущего (может и ребенок). Ведущий командует: «Открыть путь синим катерам». Дети, у кого в руке синий флажок (он может быть в любой руке) поднимают её вверх. Чтобы путь был открыт полностью, каждый ребенок должен правильно назвать, в какой руке он держит флажок.
Условие игры: называть цвета надо так, чтобы поучаствовал каждый ребенок хотя бы один раз.
- Игра «Через речку»
Цель: закрепить понятия «справа» и «слева», их речевые обозначения. Активизировать эти понятия в речи детей.
Правила игры: дети встают около «речки» (длинная доска или сделать её из скакалок) в ряд по одному, лицом к речке. Логопед берет на себя роль ведущего. Перейти речку сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос ведущего: «Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?» Дается возможность перейти речку тому, кто справится с заданием: «Поднимет руку тот, у кого справа (или слева) стоит …(имя ребенка)»
Условие игры: задания детям даются с учетом их знаний пространственной терминологии и уровнем речевого развития.
- Игра «Путаница»
Цель: формировать умение правильно определять направление движения от себя и определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.
Правила игры: дети встают в колонну по одному друг за другом. Логопед дает команды, а дети их выполняют. Логопед командует: «Дима делает два шага вправо. Саша делает три шага вправо. Катя делает один шаг влево и один шаг назад. Валя делает один шаг вправо и два шага вперед». Дальше детям предлагают определить, кто, где находится по отношению к нему.
Условие игры: каждый ребенок должен выполнить не менее двух заданий в движении и должен определить своих соседей.
- Игра «Зарядка»
Цель: учить определять направление движения схематически изображенного человека и использовать их в речи.
Правила игры: дети делятся по парам. Каждой паре выдается набор картинок с изображениями схематичного человека, который делает различные движения. Дети сами должны разложить картинки в той последовательности, в которой захотят. Затем один ребенок из пары выходит к доске делать зарядку, а второй используя схемы, дает ему команды (пример: «Поднять руки вверх, опустить их вниз, наклониться влево, вперед»).
- Игровое задание: «Загадки»
Цель: учить детей определять расположение предметов на плоскости листа относительно заданного предмета и выражать их пространственное расположение в речи.
Правила: у каждого ребенка листок, на котором в центре нарисован круг (овал, квадрат и т.п.). Логопед предлагает найти нарисованную фигуру и ответить на вопрос: «Где нарисован круг?».
Дальше логопед дает детям задания:
- провести от круга вниз прямую линию (воздушный шарик);
- нарисовать сверху на круге еще один большой кружок, а по бокам два меленьких (неваляшка) и т.п.
Дети должны ответить на вопрос логопеда: «Что у вас получилось? Как вы это нарисовали?»
Условие игры: задания можно давать детям разные в зависимости от сформированности у них знаний пространственной терминологии.
Конфета. | Шарик. |
Неваляшка. | Снеговик. |
Конура. | Ракета. |
Лесенка. | Пирамидка. |
Сад. | Лицо. |
Конверт. | Машина. |
- Игровое задание: «Письмо другу»
Цель: учить определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа и словесно определять пространственные отношения между изображениями предметов на картинке.
Правила игры: логопед говорит о том, что сегодня они будут писать письмо, но так как они еще плохо пишут, то они его нарисуют. А о чем будет письмо, они должны будут догадаться сами. Дальше логопед диктует: «Нарисовать в правом верхнем углу листа солнце. В центре листа нарисовать квадрат. Сверху на квадрате нарисовать треугольник. Внутри квадрата нарисовать маленький квадрат. Вокруг получившегося домика нарисовать круг. В левом нижнем углу листа нарисовать овал. Внутри овала маленькие кружочки и т.д.» Дальше детям предлагается рассказать, о чем у них получилось письмо, остановившись подробно на том, как расположены предметы на картинке (рисунке).
Условие: задания усложняются по мере того, как дети овладевают пространственной терминологией.
- Игровое задание «Мебель для кукол»
Цель: учить проводить прямые линии вверх, вниз, слева направо и справа налево от заданной фигуры, и обозначать их в речи.
Правила игры: у каждого ребенка на листе в клетку нарисованы 2 квадрата. От этих квадратов надо провести прямую линию в любом направлении, но так чтобы получилось схематическое изображение мебели. Далее ребенок должен рассказать: какая мебель у него получилась, и как он её нарисовал (кровать, стол и стул, два стула и т.д.).
- Слуховой диктант: «Кто спрятался?»
Цель: Развивать умение фиксировать или воспроизводить повороты на плоскости отдельных элементов узора или графических знаков, форм, изображения предметов.
Правила: логопед говорит о том, что на листе в клетку спряталась какая-то фигура, и что бы её найти, надо провести линии от заданной точки. Но найти её сможет только тот, кто правильно проведет все линии.
Условие: в процессе выполнения детьми задания под диктовку, надо проверять правильность её выполнения и поправлять детей по ходу, что бы они сильно не запутались. Ребенок должен найти спрятанную фигуру, что бы у него не пропал интерес к заданиям такого рода.
- Игровое задание: «Задание - вопрос – ответ»
Цель: развивать умение грамматически правильно строить словосочетания и предложения, отвечать на вопросы полными и логически грамотными предложениями. Активное развертывание у дошкольников речевой деятельности с помощью вопросов логопеда.
Правила игры: логопед просит ребенка выполнять все его задания и отвечать на вопросы:
- Покажи правую руку.
- Какая это рука?
- Возьми в правую руку круг (любой предмет согласно лексической теме).
- Что в правой руке?
- Выложи круги на столе около правой руки.
- Где ты выложил круги?
- Сколько кругов ты выложил около правой руки?
- Посчитай круги правой рукой.
- Какой рукой считал круги?
- Выложи около левой руки квадратов на 1 больше, чем кругов около правой руки.
- Где выложил квадраты?
- Сколько квадратов ты выложил около левой руки?
- Обведи карандашом на листе правую (левую) ладонь.
- Какую ладонь ты обвел?
- Посчитай пальцы на правой (левой) ладони.
- Сколько пальцев на правой (левой) ладони?
- Где больше пальцев на правой или левой ладони?
На занятиях для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят проводятся физкультурные минутки. Мной были придуманы физкультурные минутки, которые выполняют, помимо обычной, еще и дополнительную функцию – обучающую: развитие у детей ориентировки в схеме собственного тела и относительно себя. Для достижения наибольшего эмоционального воздействия на детей в моих физминутках движения сопровождаются стихотворным текстом, который произносят сами дети. Приведу пример некоторых из них.
№ | Слова, которые говорят дети. | Движения. |
1. | Мы шагаем вправо: раз, два, три. Мы шагаем влево: раз, два, три. Кто шагает сзади? Посмотри! Ты его с собою позови! | 3 приставных шага вправо. 3 приставных шага влево. Поворот назад. Марш. |
2. | Шаг налево, Шаг направо, Раз, два, три. Что там слева? Что там справа? Посмотри! | Приставной шаг влево. Приставной шаг вправо. Марш. Поворот налево. Поворот направо. Марш. |
3. | Руки вверх, Вперед, Назад, Приседаем и опять: Руки вверх, Вперед, Назад. Не устанем повторять. | Руки вверх. Руки вперед. Руки назад. Приседание. Руки вверх. Руки вперед. Руки назад. Приседание. |
4. | Вот правая рука. Вот левая нога. Это левая рука. Это правая нога. Не запутать вам меня, Знаю стороны все я! | Правая рука вверх. Поднять согнутую в колене ногу. Левая рука вверх. Поднять согнутую в колене ногу. Марш. Марш. |
5. | Хлопнем слева. Хлопнем справа. Хлопнем дружно за спиной. Топнем левой. Топнем правой. Будем топать мы с тобой. | Хлопок слева. Хлопок справа. Хлопок за спиной. Топнуть левой ногой. Топнуть правой ногой. Топать двумя ногами. |
Для проведения работы по формированию понимания детьми логико-грамматических структур языка были придуманы игровые задания для детей:
- Как правильно?
Миша поднял руки? Или. Руки подняли Мишу?
Саша топает ногами? Или. Ноги топают Сашей?
Мальчик опустил голову? Или. Голова опустила мальчика?
Мальчик рисует квадрат. Или. Квадрат рисует мальчика.
Саша провел черту. Или. Черта провела Сашу.
- Как правильно? (с использованием наглядности).
Кубик на столе. – Стол на кубике.
Машина под столом. – Стол под машиной.
Стул около стола. – Стол около стула. (Оба предложения правильные).
Мальчик стоит за девочкой. – Девочка стоит за мальчиком.
Игрушки вокруг домика. – Домик вокруг игрушек.
- Ответь на вопрос.
За тобой сидит Миша. Кто сидит впереди?
Впереди тебя стоит Катя. Кто стоит сзади?
Вокруг тебя обруч. Кто внутри обруча?
Над твоей головой люстра. Что вверху?
Ты встал на стул. Что внизу?
Дима шел сзади Кости. Кто шел впереди?
Ваза стоит на столе. Что внизу?
Стул стоит перед столом. Что стоит сзади стула?
За Колей сидит Маша. Кто сидит впереди?
Ты бросил мяч вниз. Что упало?
Ты подходишь к Диме. Кто тебя ждет?
Дима подошел к Пете. Кто стоит?
Саша убегает от Кати. Кто догоняет?
Солнце нарисовано выше домика. – Что внизу?
Цветы нарисованы вокруг домика. - Что внутри?
Внутри квадрата нарисован круг. - Что снаружи?
Круг нарисован над квадратом. - Что внизу?
- Правильно ли это?
У тебя есть ноги, потому что ты шагаешь вперед. -
Ты шагаешь вперед, потому что у тебя есть ноги.
Ты поворачиваешься во все стороны, потому что у тебя есть шея. –
У тебя есть шея, потому что ты поворачиваешься во все стороны.
- Как правильно, скажи. (С использованием готовых фигур).
Положи в центр листа елочку. – Куда? Что?
Под елочкой посади зайчонка. – Где? Кого?
В лапки зайчонку положи морковку. – Где? У кого? Что?
В левом верхнем углу листа положи солнце. - Куда? Что?
- Послушай и покажи.
Покажи, где центр листа. – Покажи, где листа центр.
Покажи, где низ (верх) листа. – Покажи, где листа низ (верх).
Покажи, где угол листа. – Покажи, где листа угол.
- Ответь на вопрос: «Что ты делал раньше?»
Ты нарисовал круг после того, как нарисовал квадрат.
Ты нашел середину листа до того, как обвел овал.
- Правильно ли это?
Я нарисовал картинку, потому что умею рисовать.
Я умею рисовать, потому что нарисовал картинку.
- Понимание конструкций атрибутивного родительного падежа.
Покажи, где угол клетки. – Покажи, где клетки угол.
Покажи, где центр клетки. – Покажи, где клетки центр.
Список использованной литературы:
- Филатова И. А. Коррекция нарушения речи дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса. Дис… канд. пед. наук. – Екатеринбург – 1998 г.
- Филатова И. А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи / Учебное пособие. – Екатеринбург.–2000. – 35 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....
Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....
Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...
Картотека игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи
У детей с ОНР есть трудности в общении со сверстниками и посторонними взрослыми. Вы можете помочь ребенку в общении, используя предложенные игры и упражнения...
Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"....
Развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
В статье рассматриваются особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Отмечено, что для детей с (ТНР) особенно важно развитие спосо...
«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»
Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и...