Гимнастика для язычка при стертой форме дизартрии
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
- «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
- «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
«Толстячок». 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и и левой щек попеременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_dlya_yazychka_pri_st.f.dizartrii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для язычка.
- «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
- «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
- «Толстячок». 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек попеременно.
- «Худышка». Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
- «Накажем непослушный язычок». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
- «Причешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
- «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(с-сь-з-зь)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
- «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
- «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
- «Упрямый ослик». Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
- «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
- «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(ш-ж-щ-ч)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
- «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(л - ль)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
- «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Пароход». Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы.
- «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
- «Посчитай зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
- «Поймай звук». Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите АЛ-АЛ-АЛ.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(р - рь)
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
- «Посчитай зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
- «Комарик». Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произносить звук З.
- «Моторчик». Основное упражнение. Во время произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(для развития подъязычной уздечки)
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- «Дотянись до носа». Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.
Гимнастика для язычка.
(для развития подъязычной уздечки)
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- «Дотянись до носа». Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.
Гимнастика для язычка.
(к-г-х)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
- «Лопаточка – иголочка». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.
- «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
- «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
- «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.
- «Катушка». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции
Выпускная аттестационная работа Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...
Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...
Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.
Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Стертая форма дизартрии
Презентация к консультации для педагогов (логопедов, воспитателей) на тему "Стертая форма дизартрии"...