Гимнастика для язычка при стертой форме дизартрии
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

  1. «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  2. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  3. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  4. «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
  5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  6. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Толстячок». 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и и левой щек попеременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_dlya_yazychka_pri_st.f.dizartrii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика для язычка.

  1. «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  2. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  3. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  4. «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
  5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  6. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
  7. «Толстячок». 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек попеременно.
  8. «Худышка». Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
  9. «Накажем непослушный язычок». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
  10. «Причешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
  11. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой.
  12. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.

  • Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и  выполнять их в течение дня.

Гимнастика для язычка.

(с-сь-з-зь)

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  3. «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
  4. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
  5. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
  6. «Упрямый ослик». Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
  7. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
  8. «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
  9. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
  10. «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.

  • Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и  выполнять их в течение дня.

Гимнастика для язычка.

(ш-ж-щ-ч)

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  3. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  4. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
  5. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  6. «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  7. «Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
  8. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
  9. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  10. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
  11. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
  12. «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
  • Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и  выполнять их в течение дня.

Гимнастика для язычка.

(л - ль)

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  3. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  4. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
  5. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
  6. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
  7. «Пароход». Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы.
  8. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».
  9. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  10. «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
  1. «Посчитай зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
  2. «Поймай звук». Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите АЛ-АЛ-АЛ.
  • Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и  выполнять их в течение дня.

Гимнастика для язычка.

(р - рь)

  1. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
  2. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
  4. «Посчитай зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
  5. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
  6. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
  7. «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
  8. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
  9. «Комарик». Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произносить звук З.
  10. «Моторчик». Основное упражнение. Во время произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

  • Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и  выполнять их в течение дня.

Гимнастика для язычка.

(для развития подъязычной уздечки)

  1. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  2. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
  3. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
  4. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
  5. «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
  6. «Дотянись до носа». Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.

Гимнастика для язычка.

(для развития подъязычной уздечки)

  1. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  2. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
  3. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
  4. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
  5. «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
  6. «Дотянись до носа». Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.

Гимнастика для язычка.

(к-г-х)

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  3. «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
  4. «Лопаточка – иголочка». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.
  5. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
  6. «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
  7. «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.
  8. «Катушка». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
  9. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.

  • Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и  выполнять их в течение дня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...

Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Стертая форма дизартрии

Презентация к консультации для педагогов (логопедов, воспитателей) на тему "Стертая форма дизартрии"...