Особенности работы с детьми с сенсорной алалией в условиях I стационарного отделения
статья по коррекционной педагогике

Краткие сведения о направлениях лого-коррекционной работы сенсорными алаликами на начальном этапе коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Марушевская Ю.Н.

Особенности работы с детьми с сенсорной алалией

 в условиях I стационарного отделения

        В I стационарное психиатрическое отделение поступают дети 3-7 лет с грубым отставанием в речевом развитии. В основном, с речевыми диагнозами: моторная алалия, дизартрия, сенсорная алалия, общее недоразвитие речи I-II уровня, ЗРР, сложный комплекс. Как правило, родители таких детей часто жалуются на отставание в речевом развитии, нарушение внимания, общения, трудности в усвоении материала, часто на нарушения поведения, возбудимость.

В последние годы заметно возросло количество детей с сенсорной алалией. Эта форма речевой патологии является достаточно трудной для диагностики. Дети 3-4 лет  при первичном осмотре часто проявляют выраженный речевой и общий негативизм, практически недоступны продуктивному контакту. Для проведения дифференциальной диагностики необходимо длительное наблюдение в условиях стационара. Это достигается совместными усилиями логопеда, психолога, психиатра, психотерапевта, воспитателей на фоне адекватной медикаментозной терапии. Такие дети относительно быстро адаптируются, идут на эмоциональный контакт, хорошо понимают мимику и жесты, охотно выполняют невербальные задания, демонстрируют сохранный невербальный интеллект. Это позволяет полноценно обследовать понимание обращённой речи. Понимание обращённой речи может варьироваться от грубого непонимания отдельных слов до частичного непонимания косвенных вопросов, предложных конструкций, многих грамматических форм, нестандартных оборотов речи. Уровень развития речи также различен у сенсорных алаликов. Часто 3-х летние дети поступают с практически полным отсутствием речи. У них не всегда присутствуют эхолалии, но в большинстве случаев встречается речевой негативизм и нарушения слухоречевого внимания. Эхолалии появляются позже уже в процессе занятий. В более старшем возрасте дети, как правило, имеют собственную фразовую речь с огромным количеством грубых аграмматизмов и «смешных» ошибок. У многих детей эхолалии носят стойкий характер и изживаются очень медленно. По данным нашего статистического исследования моторный компонент встречается в 20% случаев. Это сопровождается грубыми нарушениями звукослоговой структуры.

Комплексная лечебно-коррекционная работа с сенсорными алаликами проводится длительно (на протяжении 3-5 госпитализаций). Динамика в речевом развитии всегда медленная, в значительной степени зависит от устремлений родителей, их возможности сотрудничать со специалистами. Речевое развитие характеризуется нестабильностью, при возрастании речевой активности - кажущимся ухудшением. Также бывают периоды стремительного продвижения вперед, легкости усвоения материала.

На первоначальном этапе (с детьми 3-4 лет) лого-коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического слуха путем приучения ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого.

  1. Расширение понимания обращённой речи, обогащение пассивного словаря:

- понимание отдельных существительных;

- понимание глаголов в единственном и множественном числе настоящего времени;

- понимание простых бытовых инструкций;

- понимание простых словосочетаний (местоимение + существительное);

- понимание простых фраз без предлогов;

- понимание простых предлогов (на, в, под);

Многократное повторение слов формирует устойчивую связь между звуковым образом слова и предметом. Дети быстро набирают номинативный словарь, хуже – предикативный. Сенсорные алалики быстро усваивают речевые штампы и активно ими пользуются.

      3.Стимуляция речевой активности, преодоление речевого негативизма.

На фоне медикаментозной терапии речевая активность возрастает очень быстро.

4. Расширение и уточнение активного словаря по лексическим темам.

Весь материал сначала отрабатывается путём практических действий с реальными предметами, затем работа проводится по картинкам.

5. Работа над грамматическим строем (формирование простого двусоставного предложения, формирование простейших навыков словоизменения).

6. Формирование простейших пространственных представлений.

7. Развитие невербального мышления, конструктивного праксиса и мелкой моторики.

Занятия проводятся как в малых подгруппах (по 2-3 человека), так и индивидуально. Понимание речи лучше развивается на подгрупповых занятиях. Формируется умение слушать не только логопеда, но и других детей. Так как сенсорные алалики по-разному воспринимают знакомые и незнакомые голоса.

В дальнейшем, при наличии распространённой фразы, большое внимание уделяется формированию лексико-грамматического строя, развитию связной речи, умению вести диалог. Многие сенсорные алалики очень быстро учатся читать (если нет дислексического компонента). Это позволяет быстрее усваивать грамматические категории, т.к. многие дети имеют хорошую зрительную память.

В целом, при своевременно оказанной помощи, на фоне адекватного медикаментозного лечения, дети с сенсорной алалией могут быть успешными как в речевой, так и в массовой школе. По нашим статистическим данным в 20% случаев дети успешно обучались в массовой школе, 40% - в речевой, 35% - в коррекционной. В 5% случаев при пограничном интеллекте не удавалось преодолеть непонимание речи, и такие дети смогли учиться только по вспомогательной программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО

   В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания...

Особенности работы с детьми ОНР в условиях логопункта

Особенности работы с детьми  ОНР в условиях логопункта...

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.

Сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно, поэтому ор...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы

Дошкольный возраст -наилучший период для коррекции. Детский сад является наиважнейшей ступенью в развитии детей и кореекции имеющихся нарушений. Специфика работы воспитателя на группе комбинированной ...