Использование пословиц, поговорок, чисто- и скороговорок при ознакомлении детей с окружающим миром.
консультация по логопедии на тему
Для развития произносительной стороны речи (закрепления и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчетливой дикции, для развития голосового аппарата: умения говорить громко и тихо, быстро и медленно, изменять тон голоса) следует использовать чисто- и скороговорки. Они применяются и для преодоления вялости, малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для развития фонематического слуха. Но воспитатель должен подбирать их, учитывая и их познавательное значение, с целью обогащения знаний детей об окружающем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пословиц, поговорок, чисто- и скороговорок при ознакомлении детей с окружающим миром.
Для развития произносительной стороны речи (закрепления и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчетливой дикции, для развития голосового аппарата: умения говорить громко и тихо, быстро и медленно, изменять тон голоса) следует использовать чисто- и скороговорки. Они применяются и для преодоления вялости, малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для развития фонематического слуха. Но воспитатель должен подбирать их, учитывая и их познавательное значение, с целью обогащения знаний детей об окружающем.
Содержание большинства чистоговорок построено таким образом, что они лишь констатируют какой-то факт («Мама Милу в ванне мыла», «Прохор и Пахом ехали верхом»), в познавательном отношении не представляют интереса. Желательно использовать те чисто – и скороговорки, которые, кроме своего основного значения, несут полезную информацию о растениях, о жизни животных, о назначении предметов и их свойствах, о явлениях природы. Дети должны получать дополнительные сведения об окружающей действительности, расширять кругозор, уточнять или закреплять знания об окружающем. Заучивание таких чисто- и скороговорок, как «У елки иголки колки», «Лежит ежик у елки, у ежа иголки», «Ткет ткач ткани на платье Тане», «Коси, коса, пока роса», «Иголка, иголка, ты остра и колка», «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке» и др., несомненно, будет оставлять определенный след в умственном развитии детей с особыми образовательными потребностями, обогащать их знания.
Прежде чем давать детям некоторые чистоговорки, воспитателю следует уточнить понимание отдельных слов, объяснить значение незнакомых, раскрыть содержание чистоговорок. Например, прежде чем заучивать такую чистоговорку: «Ткач ткет ткани на платье Тане», надо спросить их: «Из чего шьют платья? Как называеся человек, который ткет ткани?» И т, д.
Расширение представлений детей о животном мире, развитие мыслительных навыков можно показать на примере чистоговорки «Лежит ежик у елки, у ежа иголки». Воспитатель спрашивает детей: «Чем покрыто тело ежа?» - «Колючками», - отвечают дети. После заучивания чистоговорки на этот же вопрос дети уже говорили «не колючками», а «иголками». В конце занятия предложенная воспитателем загадка «Кто иглы при себе носит, а шить не умеет?» легко может быть отгадана.
Не менее полезными для речевого и умственного развития являются упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, связанные с
Лузан Любовь Николаевна
заучиванием пословиц и поговорок. Небольшие по объему, они заключают в своем содержании ясную, четкую, краткую мысль, а в процессе высказывания обогащают речь говорящего. Пословицы и поговорки могут использоваться в качестве речевого материала для закрепления звуков, для развития фонематического восприятия.
Тематика пословиц и поговорок разнообразна, многие из них имеют назидательно-воспитательное значение. В них отражен огромный опыт народа, выработанный в течение длительного времени («Апрель с водою, май с травою», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Много снега - много хлеба, много воды - много травы»). Некоторые поговорки отражают те или иные стороны жизни человека («Где вода есть, там саду цвесть»).
Пословицы и поговорки помогают бороться с такими недостатками характера, как трусость («Трусливому зайке и пенек - волк», «У страха глаза велики»), лень («Труд человека кормит, а лень-портит», «Умелые руки не знают скуки», «Долог день до вечера, если делать нечего», «Без труда не_вынешь и рыбки из пруда»), ложь («Кто вчера солгал, тому завтра не поверят»), т. е. способствуют нравственному воспитанию.
Очень полезными являются пословицы и поговорки, которые учат правильно решать жизненные вопросы. Так, поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь», взятая в качестве упражнения для дифференциации звуков «р» и «р мягкое» (назвать сначала слова, в которых есть согласный «р»: раз, потом с «мягким р»: примерь, отрежь), будет способствовать и воспитанию навыка принимать разумные, обдуманные решения.
В старшей возрасте, используя пословицу «Без труда не вынешь и рыбки из пруда», воспитатель предлагает детям называть те слова, в которых есть звук «р»: труда, рыбку, пруда, и вместе с тем напоминает, что нельзя быть ленивым, нерадивым. К месту сказанная пословица или поговорка помогает приучить детей к более точному выражению своих мыслей.
Стихи как речевой материал для воспитания звуковой культуры речи имеют многоцелевое назначение. Они используются для закрепления звуков, в качестве упражнений для выработки четкой дикции, для развития голосового аппарата. Обладая хорошей механической памятью, дети легко запоминают их. Так как тематика стихов, написанных для детей, весьма разнообразна, воспитатель может варьировать их подбор с учетом того, что изучается на занятиях по ознакомлению с окружающим. Заучивая на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи специально подобранные стихи, дети будут одновременно расширять свои представления об окружающем мире, уточнять и обогащать знания о животном мире, о труде и быте людей и т.д.
Лузан Любовь Николаевна
Так, разучивая стихотворение «Бобер» с целью закрепления правильного произношения звука «р», воспитатель имеет возможность расширить представления детей о жизни данного животного, познакомить с некоторыми сторонами жизни бобра, с особенностью строения его зубов:
Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
(Н. Костарев.)
Заучивая стихотворение «Белка», дети упражняются в четком произнесении звуков «л» и «р» и одновременно узнают о том, чем питается белка, какие запасы делает на зиму:
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
(3. Александрова.)
При разучивании стихотворений дети не только узнают что-то новое, но и задумываются над некоторыми сторонами жизни животных, проявляют любознательность, желание больше знать о их жизни.
Воробей живет под крышей,
В теплой норке - домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки - в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
(Т. Волгина.)
Для усвоения интонационных средств выразительности воспитатель может подбирать такие художественные произведения, которые познакомят детей с некоторыми явлениями, происходящими в природе в разные времена года. Например, заучивая стихи об осени, дети узнают о том, какие изменения происходят в природе в данное время года:
Лузан Любовь Николаевна
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев.)
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.
(М. Ходякова.)
Считалки, так же как и стихи, широко используются в качестве упражнений для отработки некоторых разделов звуковой культуры речи. При их разучивании дети могут упражняться не только в отчетливом, громком, неторопливом их произнесении, но и закрепить или уточнить некоторые знания, полученные на других занятиях, например навыки использования порядкового счета. Можно предложить для заучивания такую считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
При выборе считалок надо стремиться подбирать такие, чтобы их содержание шире раскрывало некоторые представления детей с особыми образовательными потребностями об окружающей действительности.
Лузан Любовь Николаевна
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей
в процессе всех режимных моментов
Возложение на воспитателя этой задачи, которой, казалось бы, должен в полном объеме заниматься логопед, связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с особыми образовательными потребностями.
Еще один момент: работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
Следует подчеркнуть, что не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой
Важно учитывать, что у детей с особыми образовательными потребностями снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?'», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?» и т. п.
В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование; кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. В живом уголке попросить детей ответить, какая белка, что может делать попугайчик, какой аквариум, что делают в нем рыбки
и т. п. На улице, во время прогулки, можно спросить детей: «Какое небо?»,
«Какой снег на участке?», «Какие листья лежат на земле?», «Что делают
ветер, дождь, снег?» и т. п.
Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-
пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием музыкальных произведений и музыкально-дидактических игр
Методическая разработка по планированию учебных занятий, основной целью которых, является познакомить детей с окружающим миром, используя при этом музыкальные произведения и музыкально-дидактические и...
Проек по ознакомлению детей с окружающим миром "Страны мира и континенты"
Перед поступлением в школу каждый ребенок должен овладеть элементарными знаниями об окружающем мире, иметь представление о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»
Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлении детей с окружающим миром - «В мире животных» через дидактическую игру
НОД расширит и углубит знания детей о жизни диких животных....
Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций Ребенок познает мир в процессе любой св...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича для детей второй младшей группы. Тема «Транспорт».
Цель: Способствовать систематизации знаний детей о транспорте. Задачи:- учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомобили, автобус, поезд, самолет, а также их о...