Особенности профилактической и коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
учебно-методический материал по логопедии на тему
Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реабилитационной программе в ГОУ компенсирующего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_rabota_uchitelya_-_logopeda.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №1230 компенсирующего вида
Особенности профилактической и коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Составитель:
учитель-логопед Успенская С.В.
2013 г.
Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реабилитационной программе в ГОУ компенсирующего вида.
В настоящее время ежегодно выявляется большое количество речевых нарушений у детей в возрасте 5 – 6 лет, тогда как по нормам (схема нормального развития детской речи по А. Н. Гвоздеву) к этому этапу развития, речь должна быть, в основном, сформирована.
В начале учебного года в ГОУ было 44 ребенка старшего и подготовительного возраста. Из них у 31 ребенка диагностированы речевые нарушения, т. е. 60% детей отстают в речевом развитии.
Речевые аномалии у детей с нарушениями ОДА связаны с тем, что основные медицинские диагнозы (ДЦП, вывихи, парезы и т. д.) т. е. двигательные нарушения оказали отрицательное воздействие на формирование речевой деятельности.
Дети, имеющие нарушения ОДА, отстают в речевом развитии, начиная с 1- х месяцев жизни. Корковые отделы мозга, отвечающие за работу двигательного анализатора, у таких детей нарушены или поражены, что препятствует развитию движений как общего характера, так, в частности, мелкой и артикуляционной моторики. Эти факторы значительно тормозят нормальный ход речевого развития.
Речь – важнейшая психическая функция человека. С её помощью развиваются высшие формы познавательной деятельности, поэтому и становление её должно быть под особым вниманием.
Работа учителя – логопеда по формированию правильной речи у детей состоит из таких основных разделов как:
1) профилактическая работа; 2) индивидуально ориентированная коррекционная работа.
Профилактическая работа в ГОУ по предупреждению речевых нарушений у детей начинается с раннего возраста (с поступления ребёнка в ГОУ). Работа проводится со всеми участниками образовательно – воспитательного процесса: детьми, родителями, воспитателями, специалистами.
Становление речи начинается в семье с эмоционального общения. Учитель – логопед проводит для родителей семинары- практикумы, консультации, деловые игры с целью активного участия их в успешном речевом развитии детей.
Общая задача обучения родному языку ребёнка состоит из множества частных задач, которые должны учитываться родителями при общении с детьми. Речь родителей – единственный образец, которому ребёнок подражает , поэтому от родителей требуется большое внимание к культуре своей собственной речи. Нужно следить за своей речью, не допускать грубых слов, грубого тона. Родителям даются следующие рекомендации:
Необходимо обращать внимание на мелодико – интонационную сторону речи: регулировать темп, силу громкости и эмоциональную окраску своего голоса.
Всегда разговаривать с детьми чистым, правильным русским языком, не подлаживаться под детский лепет, не искажать слов.
Речь взрослых должна быть согласована с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть структура обращенной к нему речи. Предложения надо строить короче и проще. При длинных предложениях дети не улавливают основного смысла.
Уделить особое внимание ТОЧНОСТИ, ЯСНОСТИ и ПРОСТОТЕ речи. От этого будет зависеть точность понимания детьми ваших высказываний.
Проводить с детьми дыхательную и артикуляционную гимнастики, которые способствуют скорейшему овладению правильным звукопроизношением.
Родителям предлагаются упражнения дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой « Кошка», « Насос», « Обними плечи». Упражнения артикуляционной гимнастики « Вкусное варенье», « Шарик», « Лошадка», « Качели», « Часики», « Дудочка» и т. д.
Надо стремиться создавать в семье такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова.
Овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, можно не только расширить его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.
Учитель – логопед совместно с воспитателями и специалистами проводит анализ индивидуальной карты развития каждого ребёнка и выявляет особо проблемных детей. Совместная индивидуальная работа с такими детьми учителя – логопеда, психолога, массажиста, физиотерапевта и др. способствует развитию компенсаторных возможностей и коррекции имеющихся нарушений.
Учитель- логопед помогает воспитателю правильно подбирать материал для общих и индивидуальных занятий с учётом речевых нарушений и сложностей овладения грамматическими понятиями.
Особые сложности возникают у учителя- логопеда при планировании и проведении индивидуальных коррекционных занятий. Это связано с тем, что у детей с нарушениями ОДА чаще всего выявляются и сложные речевые нарушения: задержка речевого развития, дизартрия, ринолалия, логоневроз, общее недоразвитие речи разных уровней, фонетико- фонематическое недоразвитие речи и т. д. Родители отказываются от перевода ребёнка в специализированные речевые группы, так как ведущим заболеванием является нарушение ОДА.
Индивидуальные занятия, которые проводит учитель-логопед с детьми, имеющими сложные и отягощенные речевые заключения, будут эффективны при условии напряженной совместной работы всех специалистов, воспитателей и особенно родителей. Учитель-логопед помогает родителям консультациями, мастер-классами в овладении приёмами закрепления выполнения заданий в индивидуальных тетрадях. Эта часть работы вызывает наибольшие затруднения. Особой задачей является вопрос понимания родителями степени сложности речевого дефекта и реализации программы его реабилитации.
Речевые нарушения у детей с двигательными расстройствами очень стойки и с большим трудом поддаются коррекции. Для этих детей необходим значительно больший временной промежуток для закрепления и введения в самостоятельную речь полученных знаний и навыков.
Коррекционная и реабилитационная работа по формированию ребёнка как личности будет завершена при условии высокопрофессионального и творческого подхода к ней всех участников этого процесса.
Профилактическая и коррекционная работа учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реабилитационной программе в ГБОУ компенсирующего вида.
Речевые аномалии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) связаны с тем, что основные медицинские диагнозы (ДЦП, вывихи, парезы и т. д.) т. е. двигательные нарушения оказали отрицательное воздействие на формирование речевой деятельности.
Речь – важнейшая психическая функция человека. С её помощью развиваются высшие формы познавательной деятельности, поэтому и становление её должно быть под особым вниманием.
Работа учителя – логопеда по формированию правильной речи у детей состоит из таких основных разделов как:
1) профилактическая работа;
2) индивидуально ориентированная коррекционная работа.
Профилактическая работа в ГОУ по предупреждению речевых нарушений у детей начинается с раннего возраста (с поступления ребёнка в ГОУ). Работа проводится со всеми участниками образовательно – воспитательного процесса: детьми, родителями, воспитателями, специалистами.
Становление речи начинается в семье с эмоционального общения. Учитель – логопед проводит для родителей семинары-практикумы, консультации, деловые игры с целью активного участия их в успешном речевом развитии детей.
Общая задача обучения родному языку ребёнка состоит из множества частных задач, которые должны учитываться родителями при общении с детьми. Речь родителей – единственный образец, которому ребёнок подражает, поэтому от родителей требуется большое внимание к культуре своей собственной речи. Нужно следить за своей речью, не допускать грубых слов, грубого тона. Родителям даются следующие рекомендации:
Необходимо обращать внимание на мелодико – интонационную сторону речи: регулировать темп, силу громкости и эмоциональную окраску своего голоса.
Всегда разговаривать с детьми чистым, правильным русским языком, не подлаживаться под детский лепет, не искажать слов.
Речь взрослых должна быть согласована с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть структура обращенной к нему речи. Предложения надо строить короче и проще. При длинных предложениях дети не улавливают основного смысла.
Уделить особое внимание ТОЧНОСТИ, ЯСНОСТИ и ПРОСТОТЕ речи. От этого будет зависеть точность понимания детьми ваших высказываний.
Надо стремиться создавать в семье такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова.
Овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, можно не только расширить его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.
Учитель – логопед совместно с воспитателями и специалистами проводит анализ индивидуальной карты развития каждого ребёнка и выявляет особо проблемных детей. Совместная индивидуальная работа с такими детьми учителя – логопеда, психолога, массажиста, физиотерапевта и др. способствует развитию компенсаторных возможностей и коррекции имеющихся нарушений.
Индивидуальные занятия, которые проводит учитель-логопед с детьми, имеющими сложные и отягощенные речевые заключения, будут эффективны при условии напряженной совместной работы всех специалистов, воспитателей и особенно родителей. Учитель-логопед помогает родителям консультациями, мастер-классами в овладении приёмами закрепления выполнения заданий в индивидуальных тетрадях. Эта часть работы вызывает наибольшие затруднения. Особой задачей является вопрос понимания родителями степени сложности речевого дефекта и реализации программы его реабилитации.
Речевые нарушения у детей с двигательными расстройствами очень стойки и с большим трудом поддаются коррекции. Для этих детей необходим значительно больший временной промежуток для закрепления и введения в самостоятельную речь полученных знаний и навыков.
Коррекционная и реабилитационная работа по формированию ребёнка как личности будет завершена при условии высокопрофессионального и творческого подхода к ней всех участников этого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)
Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....
Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...
Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...
ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год
Рабоча программа учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...
ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов родителей...
Адаптационная рабочая программа педагогов МБОУ СОШ №198 дошкольного отделения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Каратаевой Ирины Борисовны, Фурсовой Виктории Евгеньевны
Целевой раздел.1.1. Пояснительная записка. Адаптационная основная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее...