Особенности профилактической и коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
учебно-методический материал по логопедии на тему

Успенская Светлана Васильевна

 

         Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реабилитационной программе в ГОУ компенсирующего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_rabota_uchitelya_-_logopeda.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Детский сад №1230 компенсирующего вида

Особенности профилактической и коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Составитель:

 учитель-логопед Успенская С.В.

2013 г.

        Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реабилитационной программе в ГОУ компенсирующего вида.

             В настоящее время ежегодно выявляется большое количество речевых нарушений у детей в возрасте 5 – 6 лет, тогда как по нормам (схема нормального развития детской речи по А. Н. Гвоздеву) к этому этапу развития, речь должна быть, в основном, сформирована.

     В начале учебного года в ГОУ было 44 ребенка старшего и подготовительного возраста. Из них у 31 ребенка диагностированы речевые нарушения, т. е. 60% детей отстают в речевом развитии.

     Речевые аномалии у детей с нарушениями ОДА связаны с тем, что основные медицинские диагнозы (ДЦП, вывихи, парезы и т. д.) т. е. двигательные нарушения оказали отрицательное воздействие на формирование речевой деятельности.

     Дети, имеющие нарушения ОДА, отстают в речевом развитии, начиная с 1- х месяцев жизни. Корковые отделы мозга, отвечающие за работу двигательного анализатора, у таких детей нарушены или поражены, что препятствует развитию движений как общего характера, так, в частности, мелкой и артикуляционной моторики. Эти факторы значительно тормозят нормальный ход речевого развития.

     Речь – важнейшая психическая функция человека. С её помощью развиваются высшие формы познавательной деятельности, поэтому и становление её должно быть под особым вниманием.

     Работа учителя – логопеда по формированию правильной речи  у детей состоит из таких основных разделов как:  

1) профилактическая работа;                                      2) индивидуально ориентированная коррекционная работа.

      Профилактическая работа в ГОУ по предупреждению речевых нарушений у детей начинается с раннего возраста (с поступления ребёнка в ГОУ). Работа проводится со всеми участниками образовательно – воспитательного процесса: детьми, родителями, воспитателями, специалистами.

      Становление речи начинается в семье с эмоционального общения. Учитель – логопед проводит для родителей семинары- практикумы, консультации, деловые игры с целью активного участия их в успешном речевом развитии детей.

      Общая задача обучения родному языку ребёнка  состоит из множества частных задач, которые должны учитываться родителями при общении с детьми. Речь родителей – единственный образец, которому ребёнок подражает , поэтому от родителей требуется большое внимание к культуре своей собственной речи. Нужно следить за своей речью, не допускать грубых слов, грубого тона. Родителям даются следующие рекомендации:

      Необходимо обращать внимание на мелодико – интонационную сторону речи: регулировать темп, силу громкости и эмоциональную окраску своего голоса.

      Всегда разговаривать с детьми чистым, правильным русским языком, не подлаживаться под детский лепет, не искажать слов.

      Речь взрослых должна быть согласована с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть структура обращенной к нему речи. Предложения надо строить короче и проще. При длинных предложениях дети не улавливают основного смысла.

      Уделить особое внимание ТОЧНОСТИ, ЯСНОСТИ и ПРОСТОТЕ речи. От этого будет зависеть точность понимания детьми ваших высказываний.

      Проводить с детьми дыхательную и артикуляционную гимнастики, которые способствуют скорейшему овладению правильным звукопроизношением.

       Родителям предлагаются упражнения  дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой  « Кошка», « Насос», « Обними плечи». Упражнения артикуляционной гимнастики « Вкусное варенье», « Шарик», « Лошадка», « Качели», « Часики», « Дудочка» и т. д.

       Надо стремиться создавать в семье такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова.

       Овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, можно не только расширить его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.

        Учитель – логопед совместно с воспитателями и специалистами проводит анализ индивидуальной карты развития каждого ребёнка и выявляет особо проблемных детей. Совместная индивидуальная работа с такими детьми  учителя – логопеда, психолога, массажиста, физиотерапевта и др. способствует развитию компенсаторных возможностей и коррекции имеющихся нарушений.

         Учитель- логопед помогает воспитателю правильно подбирать материал для общих и индивидуальных занятий с учётом речевых нарушений и сложностей овладения грамматическими понятиями.

 Особые сложности возникают у учителя- логопеда при планировании и проведении индивидуальных коррекционных занятий. Это связано с тем, что у детей с нарушениями ОДА чаще всего выявляются и сложные речевые нарушения: задержка речевого развития, дизартрия, ринолалия, логоневроз,  общее недоразвитие речи разных уровней, фонетико- фонематическое недоразвитие речи и т. д. Родители отказываются от перевода ребёнка в специализированные речевые группы, так как ведущим заболеванием является нарушение ОДА.

          Индивидуальные занятия, которые проводит учитель-логопед с детьми, имеющими сложные и отягощенные речевые заключения, будут эффективны при условии напряженной совместной работы всех специалистов, воспитателей и особенно родителей. Учитель-логопед помогает родителям консультациями, мастер-классами в овладении приёмами закрепления выполнения заданий в индивидуальных тетрадях. Эта часть работы вызывает наибольшие затруднения. Особой задачей является вопрос понимания родителями степени сложности речевого дефекта и реализации  программы  его реабилитации.

         Речевые нарушения у детей с двигательными расстройствами очень стойки и с большим трудом поддаются коррекции. Для этих детей необходим значительно больший временной промежуток для закрепления и введения в самостоятельную речь полученных знаний и навыков.

         Коррекционная и реабилитационная работа по формированию ребёнка как личности будет завершена при условии высокопрофессионального и творческого подхода к ней всех участников этого процесса.

Профилактическая и коррекционная работа учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

        Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реабилитационной программе в ГБОУ компенсирующего вида.

     Речевые аномалии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) связаны с тем, что основные медицинские диагнозы (ДЦП, вывихи, парезы и т. д.) т. е. двигательные нарушения оказали отрицательное воздействие на формирование речевой деятельности.

     Речь – важнейшая психическая функция человека. С её помощью развиваются высшие формы познавательной деятельности, поэтому и становление её должно быть под особым вниманием.

     Работа учителя – логопеда по формированию правильной речи  у детей состоит из таких основных разделов как:  

1) профилактическая работа;                                    

2) индивидуально ориентированная коррекционная работа.

      Профилактическая работа в ГОУ по предупреждению речевых нарушений у детей начинается с раннего возраста (с поступления ребёнка в ГОУ). Работа проводится со всеми участниками образовательно – воспитательного процесса: детьми, родителями, воспитателями, специалистами.

      Становление речи начинается в семье с эмоционального общения. Учитель – логопед проводит для родителей семинары-практикумы, консультации, деловые игры с целью активного участия их в успешном речевом развитии детей.

      Общая задача обучения родному языку ребёнка  состоит из множества частных задач, которые должны учитываться родителями при общении с детьми. Речь родителей – единственный образец, которому ребёнок подражает, поэтому от родителей требуется большое внимание к культуре своей собственной речи. Нужно следить за своей речью, не допускать грубых слов, грубого тона. Родителям даются следующие рекомендации:

      Необходимо обращать внимание на мелодико – интонационную сторону речи: регулировать темп, силу громкости и эмоциональную окраску своего голоса.

      Всегда разговаривать с детьми чистым, правильным русским языком, не подлаживаться под детский лепет, не искажать слов.

      Речь взрослых должна быть согласована с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть структура обращенной к нему речи. Предложения надо строить короче и проще. При длинных предложениях дети не улавливают основного смысла.

      Уделить особое внимание ТОЧНОСТИ, ЯСНОСТИ и ПРОСТОТЕ речи. От этого будет зависеть точность понимания детьми ваших высказываний.

       Надо стремиться создавать в семье такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова.

       Овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, можно не только расширить его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.

        Учитель – логопед совместно с воспитателями и специалистами проводит анализ индивидуальной карты развития каждого ребёнка и выявляет особо проблемных детей. Совместная индивидуальная работа с такими детьми  учителя – логопеда, психолога, массажиста, физиотерапевта и др. способствует развитию компенсаторных возможностей и коррекции имеющихся нарушений.

          Индивидуальные занятия, которые проводит учитель-логопед с детьми, имеющими сложные и отягощенные речевые заключения, будут эффективны при условии напряженной совместной работы всех специалистов, воспитателей и особенно родителей. Учитель-логопед помогает родителям консультациями, мастер-классами в овладении приёмами закрепления выполнения заданий в индивидуальных тетрадях. Эта часть работы вызывает наибольшие затруднения. Особой задачей является вопрос понимания родителями степени сложности речевого дефекта и реализации  программы  его реабилитации.

         Речевые нарушения у детей с двигательными расстройствами очень стойки и с большим трудом поддаются коррекции. Для этих детей необходим значительно больший временной промежуток для закрепления и введения в самостоятельную речь полученных знаний и навыков.

         Коррекционная и реабилитационная работа по формированию ребёнка как личности будет завершена при условии высокопрофессионального и творческого подхода к ней всех участников этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...

ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа  для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов  родителей...

Адаптационная рабочая программа педагогов МБОУ СОШ №198 дошкольного отделения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Каратаевой Ирины Борисовны, Фурсовой Виктории Евгеньевны

Целевой раздел.1.1. Пояснительная записка.         Адаптационная основная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее...