Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР в подготовительной к школе группе "С чего начинается Родина?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий предназначено для детей с ОНР в подготовительной к школе группе. На данном занятии дети закрпеляют такие понятия как герб, гимн, флаг, т.е. государственные символы России. Актуализация словаря по теме происходит через блиц-опрос.т.к. проведена большая предварительная работа и занятие является итоговым. Воспитывает патриотизм и чувство гордости за принадлежность к России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._gimndocx.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по формированию
лексико-грамматических категорий
для детей с ОНР
подготовительного к школе возраста
«С чего начинается Родина?»
Составила:
учитель-логопед
МАДОУ №12 «Берёзка»
Шаталова Любовь Васильевна
г. Реутов
2017 г.
Цель: формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о государственных символах России (гимн, герб, флаг);
- расширить представления детей о Родине, государстве, столице России, паспорте, визе, обязанностях и полномочиях президента страны.
Развивающие:
- актуализировать словарь по теме, активизировать познавательную деятельность;
- пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями в диалогической речи;
- выполнять музыкально-ритмические движения во время динамической паузы в соответствии с музыкой, сопровождая речью
Воспитательные:
воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к своей Родине, чувство гордости за принадлежность к России.
Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, портрет президента В.В.Путина, изображения герба, флага, флажки-триколор для выполнения динамической паузы, аудиозапись гимна России.
Предварительная работа:
Занятия из цикла «Страна, в которой мы живем», беседы о Москве, России, Кремле, правительстве страны, заучивание стихов о Красной площади, о Родине, гербе, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме.
Ход занятия
I. Организация. Введение в тему
Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?» Логопед читает стихотворение:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
- Это стихотворение посвящено нашей Родине, России. Чтобы стать настоящими гражданами своего Отечества, мы должны много знать о стране, в которой живем. Сегодня мы побеседуем о нашем государстве
II. Беседа о государстве Российской Федерации.
1. Территория, граница государства, национальность.
Логопед: - Как называется наша страна? Ответы детей: (Россия, Российская Федерация)
Логопед: - У любого государства есть своя территория. Территория имеет свой конец и свое начало, т.е. границы. У каждой страны есть своя граница – линия, которая отделяет одну страну от другой. На карте эта линия обозначена обычно каким цветом? (красным).
Логопед: - Вот эта линия (показывает границы на политической карте мира)
Территория - это земля, на которой находится страна, ее площадь. Давайте сравним территорию Российской Федерации с территорией Германии, Англии, Италии.
- У кого самая большая территория? (дети находят на карте страны, рассматривают карту, находят границы России, убеждаются, что Россия – самое большое по территории государство мира.)
- Кто охраняет границу? (пограничники)
- С какими странами граничит Россия? Покажите на карте (дети показывают и называют: Белоруссия, Украина, Китай, Монголия, Казахстан, Грузия, Эстония, Литва, Финляндия граничат с Россией)
- Если мы живем в России, кто мы по национальности? (русские)
-Как нас еще можно назвать? (россияне)
- Какие пословицы мы знаем о России?
* Нет земли краше, чем страна наша.
* Русское раздолье – человеку приволье.
* Родина любимая, что мать родимая.
* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
* Жить – Родине служить.
2. Паспорт гражданина.
- Что нужно для того, чтобы поехать в другую страну? (Паспорт, виза)
- Что такое паспорт? (Это основной документ любого человека, которому исполнилось 14 лет)
- Сколько вам лет? (6 лет)
- Через сколько лет вы получите паспорт? (через 8 лет).
- Вот паспорт российский (показывает), а это – заграничный, загранпаспорт (показывает). С ним я могу пересечь границу зарубежного государства.
- Что такое виза? (Специальное разрешение о въезде в другую страну)
3. Президент страны.
- Кто управляет нашей страной? (президент).
- Как зовут нашего президента?
- Чей это портрет? (В.В.Путина)
- Что делает президент? (руководит страной, старается чтобы наша страна была сильнее, богаче, заботится о всех людях в нашей стране, делает все, чтобы всем людям нашей страны жилось хорошо, мирно).
- Что значит хорошо жилось? (на земле нет войны и все страны дружат между собой.)
Логопед делает вывод: - Да, самое главное, что делает президент - он добивается, чтобы и в России, и в других странах никогда не было войны.
- А что он делает для этого? (Он ездит с визитами по всему миру и договаривается с руководителями других стран, президентами, королями, министрами, канцлерами, чтобы жить со всеми в мире и согласии)
4. Кремль. Столица Родины – Москва.
- Кабинет президента находится в здании правительства, а где именно? (в Москве, в Кремле, на Красной площади.
- Каким городом является Москва для всех россиян? (главным)
- Как еще называют Москву? (столицей нашей Родины).
- Красная площадь – главная площадь столицы.
- Её название «красная» что означает? (Красивая, главная).
- Что происходит на Красной площади? (праздники, парады, разные торжества)
- Прочтите стихотворение о Красной площади, которое мы выучили
(Ребенок читает стихотворение И. Токмаковой «Красная площадь»)
И. Токмакова «Красная площадь»
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени - город Москва,
Для площади – Красная площадь.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Логопед: - А этот торжественный марш мы посвящаем Москве!
Звучит песня О. Газманова «Москва», дети выполняют музыкально-хореографическую композицию «Москва» с флажками
6. Символы Российского государства: герб, флаг, гимн
Логопед: - Итак, в Москве – столице нашей Родины работает правительство во главе с президентом В.В.Путиным. На здании правительства - герб нашего государства (показ на интерактивной доске), а над ним развивается флаг.
- Что изображено на гербе? (двуглавый орел, он смотрит сразу в обе стороны, как будто охраняет страну, и всадник на коне, который копьем пронзает змея).
- Что означает изображение всадника (победу добра над злом).
- Где можно увидеть герб России? (на документах, на паспорте, на монетах).
- Кто знает стихотворение о гербе?
В. Степанов «Герб России»
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный
- Назовите цвета флага нашей страны, что обозначает каждый цвет?
(белый- это снег, облака; синий - реки, море, небо, красный – огонь)
- Как можно назвать цвета российского флага? (триколор).
- Где можно увидеть флаг? (на машинах, самолетах, зданиях, на спортивных соревнованиях)
- Логопед: - флаги стали символами достаточно давно. Трехцветный флаг, триколор, ввел царь Петр I для своего флота, а затем он стал флагом России. Сейчас правительством государства утвержден и другой флаг, какой? (Красное знамя – знамя Победы в Великой Отечественной войне, которое вывешивается на зданиях в День Победы).
- Что такое гимн? (мелодия, музыка).
- Да, само слово «гимн» означает торжество, песнь, восхваление
- Когда исполняется гимн? (во время спортивных соревнований, награждений спортсменов, каждое утро по радио).
- А еще гимн звучит в честь президента, в знак уважения, когда он приезжает с визитом в другую страну.
Гимн – государственный символ страны, т.е. её отличительный знак. У каждой страны есть свой гимн? (да). Можно по мелодии гимна определить страну? (да, по его мелодии можно определить к какой стране он принадлежит)
- Но во всех странах существуют определенные правила слушания гимна: слушают его стоя, неподвижно, молча, мужчины должны снять головные уборы. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России (дети встают, звучит отрывок из гимна РФ)
Логопед: - Для чего нужны государственные символы страны? (для объединения людей)
Логопед: - Мы должны знать государственные символы России, любить свою Родину, гордиться ею и, при необходимости, защищать ее.
III. Итог
- Итак, какие государственные символы России вы знаете?
- Кто мы по национальности?
- Какой документ является самым главным?
- Где работает наше правительство?
- Кто является президентом нашей страны?
- Как надо себя вести во время звучания гимна?
Используемая литература:
- В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
- Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
- О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимний лес".
Занятие составлено и проведено с применением ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.
Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе по теме: «Как мы Путаника учили»
Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.Задачи:1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».2. Закрепить умение составлять предлож...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...