Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР в подготовительной к школе группе "С чего начинается Родина?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шаталова Любовь Васильевна

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий предназначено для детей с ОНР в подготовительной к школе группе. На данном занятии дети закрпеляют такие понятия как герб, гимн, флаг, т.е. государственные символы России. Актуализация словаря по теме происходит через блиц-опрос.т.к. проведена большая предварительная работа и занятие является итоговым. Воспитывает патриотизм и чувство гордости за принадлежность к России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._gimndocx.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по формированию

лексико-грамматических категорий

для детей с ОНР

подготовительного к школе возраста

«С чего начинается Родина?»

Составила:

учитель-логопед

МАДОУ   №12 «Берёзка»

Шаталова Любовь Васильевна

г. Реутов

2017 г.

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о государственных символах России (гимн, герб, флаг);

- расширить представления детей о Родине, государстве, столице России, паспорте, визе, обязанностях и полномочиях президента страны.

Развивающие:

- актуализировать словарь по теме, активизировать познавательную деятельность;

- пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями в диалогической речи;

- выполнять музыкально-ритмические движения во время динамической паузы в соответствии с музыкой, сопровождая речью

Воспитательные:

воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к своей Родине, чувство гордости за принадлежность к России.

Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, портрет президента В.В.Путина, изображения герба, флага, флажки-триколор для выполнения динамической паузы, аудиозапись гимна России.

Предварительная работа:

Занятия из цикла «Страна, в которой мы живем», беседы о Москве, России, Кремле, правительстве страны, заучивание стихов о Красной площади, о Родине, гербе, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме.

Ход занятия

I. Организация. Введение в тему

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?»   Логопед читает стихотворение:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

- Это стихотворение посвящено нашей Родине, России. Чтобы стать настоящими гражданами своего Отечества, мы должны много знать о стране, в которой живем. Сегодня мы побеседуем    о нашем государстве

II. Беседа о государстве Российской Федерации.

1. Территория, граница государства, национальность. 

Логопед: - Как называется наша страна?  Ответы детей: (Россия, Российская Федерация)

 Логопед: - У любого государства есть своя территория.  Территория имеет свой конец и свое начало, т.е. границы. У каждой страны есть своя граница – линия, которая отделяет одну страну от другой. На карте эта линия обозначена обычно каким цветом? (красным).

Логопед: - Вот эта линия (показывает границы на политической карте мира)

Территория - это земля, на которой находится страна, ее площадь. Давайте сравним территорию Российской Федерации с территорией Германии, Англии, Италии.

- У кого самая большая территория? (дети находят на карте   страны, рассматривают карту, находят границы России, убеждаются, что Россия – самое большое по территории государство мира.)

-  Кто охраняет границу? (пограничники)

- С какими странами граничит Россия? Покажите на карте (дети показывают и называют: Белоруссия, Украина, Китай, Монголия, Казахстан, Грузия, Эстония, Литва, Финляндия граничат с Россией)

- Если мы живем в России, кто мы по национальности? (русские)

-Как нас еще можно назвать? (россияне)

- Какие пословицы мы знаем о России?

* Нет земли краше, чем страна наша.

* Русское раздолье – человеку приволье.

* Родина любимая, что мать родимая.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* Жить – Родине служить.

2. Паспорт гражданина.

- Что нужно для того, чтобы поехать в другую страну?  (Паспорт, виза)

- Что такое паспорт? (Это основной документ любого человека, которому исполнилось 14 лет)

- Сколько вам лет? (6 лет)

- Через сколько лет вы получите паспорт? (через 8 лет).

- Вот паспорт российский (показывает), а это – заграничный, загранпаспорт (показывает).  С ним я могу пересечь границу зарубежного государства.

- Что такое виза? (Специальное разрешение о въезде в другую страну)

3.  Президент страны.

- Кто управляет нашей страной? (президент).

- Как зовут нашего президента?

- Чей это портрет? (В.В.Путина)

- Что делает президент? (руководит страной, старается чтобы наша страна была сильнее, богаче, заботится о всех людях в нашей стране, делает все, чтобы всем людям нашей страны жилось хорошо, мирно).

- Что значит хорошо жилось? (на земле нет войны и все страны дружат между собой.)

Логопед делает вывод: - Да, самое главное, что делает президент - он добивается, чтобы и в России, и в других странах никогда не было войны.

- А что он делает для этого? (Он ездит с визитами по всему миру и договаривается с руководителями других стран, президентами, королями, министрами, канцлерами, чтобы жить со всеми в мире и согласии)

4. Кремль. Столица Родины – Москва.

- Кабинет президента находится в здании правительства, а где именно? (в Москве, в Кремле, на Красной площади.

- Каким городом является Москва для всех россиян? (главным)

- Как еще называют Москву? (столицей нашей Родины).

- Красная площадь – главная площадь столицы.

- Её название «красная» что означает? (Красивая, главная).

- Что происходит на Красной площади? (праздники, парады, разные торжества)

- Прочтите стихотворение о Красной площади, которое мы выучили

(Ребенок читает стихотворение И. Токмаковой «Красная площадь»)

 И. Токмакова «Красная площадь»

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени - город Москва,

Для площади – Красная площадь.

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут пролагая опасный.

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Логопед: - А этот торжественный марш мы посвящаем Москве!

 Звучит песня О. Газманова «Москва», дети выполняют музыкально-хореографическую композицию «Москва» с флажками

6. Символы Российского государства: герб, флаг, гимн

Логопед: - Итак, в Москве – столице нашей Родины работает правительство во главе с президентом В.В.Путиным. На здании правительства - герб нашего государства (показ на интерактивной доске), а над ним развивается флаг.

- Что изображено на гербе? (двуглавый орел, он смотрит сразу в обе стороны, как будто охраняет страну, и всадник на коне, который копьем пронзает змея).

- Что означает изображение всадника (победу добра над злом).

- Где можно увидеть герб России? (на документах, на паспорте, на монетах).

- Кто знает стихотворение о гербе?

В. Степанов «Герб России»

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он – России дух свободный

- Назовите цвета флага нашей страны, что обозначает каждый цвет?

(белый- это снег, облака; синий - реки, море, небо, красный – огонь)

- Как   можно назвать цвета российского флага? (триколор).

- Где можно увидеть флаг? (на машинах, самолетах, зданиях, на спортивных соревнованиях)

- Логопед: - флаги стали символами достаточно давно. Трехцветный флаг, триколор, ввел царь Петр I для своего флота, а затем он стал флагом России.  Сейчас   правительством государства утвержден и другой флаг, какой? (Красное знамя – знамя Победы в Великой Отечественной войне, которое вывешивается на зданиях в День Победы).

- Что такое гимн? (мелодия, музыка).

- Да, само слово «гимн» означает торжество, песнь, восхваление

- Когда исполняется гимн? (во время спортивных соревнований, награждений спортсменов, каждое утро по радио).

- А еще гимн звучит в честь президента, в знак уважения, когда он приезжает с визитом в другую страну.  

Гимн – государственный символ страны, т.е. её отличительный знак. У каждой страны есть свой гимн? (да). Можно по мелодии гимна определить страну?  (да, по его мелодии можно определить к какой стране он принадлежит) 

- Но во всех странах существуют определенные правила слушания гимна: слушают его стоя, неподвижно, молча, мужчины должны снять головные уборы. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России (дети встают, звучит отрывок из гимна РФ)

Логопед: - Для чего нужны государственные символы страны? (для объединения людей)

Логопед: - Мы должны знать государственные символы России, любить свою Родину, гордиться ею и, при необходимости, защищать ее.

III. Итог

- Итак, какие государственные символы России вы знаете?

- Кто мы по национальности?

- Какой документ является самым главным?

- Где работает наше правительство?

- Кто является президентом нашей страны?

- Как надо себя вести во время звучания гимна?

     Используемая литература:

  1. В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.   
  2. Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
  3. О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе по теме: «Как мы Путаника учили»

Цель:  закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.Задачи:1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».2. Закрепить умение составлять предлож...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...