Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Пополнение, уточнение и активизацию речи целесообразно осуществлять не отрывочно, а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для детей дошкольного возраста. Их использование поможет воспитателю оптимизировать процесс коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Умка»
Г.Ноябрьск
Консультация для воспитателей.
Тема : «Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя»
Учиитель-логопед
Гусакова Л.И.
Воспитатель группы постоянно в своей деятельности решает задачи введения в самостоятельную речь воспитанников навыков и умений, полученных детьми на занятиях логопеда. Квалификация и условия работы воспитателя позволяют ему заниматься расширением лексического запаса дошкольников в процессе всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, игры, прогулка, подготовка к занятиям и пр.). Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная), в рамках которой могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками. Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры.
Для малыша игра —
самый радостный и комфортный способ познать мир.
«Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самостоятельности, самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах [Козырева О.А., ст. преподаватель КИЛК РО, г. Красноярск].
Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Пополнение, уточнение и активизацию речи целесообразно осуществлять не отрывочно, а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для детей дошкольного возраста.
Их использование поможет воспитателю оптимизировать процесс коррекционной работы.
Дидактические игры по теме: ОСЕНЬ
1. «Слушай дождик»
Цели: Развитие слухового внимания.
Активизация словаря. Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.
2. «Такие разные листочки»
Цели: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине.
Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Образование относительных прилагательных.
В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке и назвать какой листок (берёзовый, осиновый и т.п.).
3. «Разноцветные тучки»
Цели: Развитие умения сравнивать предметы по цвету.
Воспитание зрительного внимания.
Активизация словаря.
Закрепление названий основных цветов и их оттенков .
Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.
Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА
1. «Одень Таню, одень Ваню»
Цели:
Развитие зрительного внимания и логического мышления.
Активизация словаря по теме. Закрепление названий цветов. Закрепление образования притяжательных прилагательных.
На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика произнося : «Это Танина кофта, это Ванины ботинки и т.д.». Выясняют, какую одежду могут носить все.
2. «Выбери одежду для матрешек»
Цели:
Развитие зрительного внимания. Закрепление названий цветов и их оттенков.
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
На большом полотне изображение матрешек салатового, голубого,бордового ,светло- зеленого цвета и т.п. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.
3. «Кто во что одет»
Цели:
Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него полным ответом.
Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.
4. «Мишка и Мишутка»
Цели:
Развитие умения сравнивать предметы по величине.
Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря.
Образование уменьшительной формы существительных
Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку. Эту же игру можно проводить с мячом: взрослый называет одежду и бросает ребёнку мяч, ребёнок отвечает и возвращает мяч воспитателю.
Дидактические игры по теме: ДОМ
1. «Строим дом»
Цели:
Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Активизация словаря по теме. Практическое употребление предлогов В, НА.
Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п.
2. «Кто в домике живет»
Цели:
Развитие зрительного внимания.
Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч.
Развитие логического мышления и фразовой речи.
Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме).
3. «Чего в доме не хватает»
Цели:
Развитие логического мышления и фразовой речи. Активизация словаря по теме.
У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает каких –нибудь деталей – двери, крыши , окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: - В моем доме нет окошка и двери. Там будет темно. и т.п. - Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом.
4. «Чей дом»
Цели:
Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Закрепление употребления притяжательных прилагательных.
В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом.
«Это лисий домик», «Это заячий домик»
5. «Разноцветные домики»
Цели:
Закрепление сенсорных эталонов. Активизация словаря по теме.
Развитие зрительного внимания.
На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры.
Дидактические игры по теме: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. «Кто нас зовет»
Цели:
Развитие слухового внимания. Активизация словаря по теме.
Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч.
В – 1. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто кричит и кого позвал.
Например «Это корова мычит, она зовёт телёнка»
В – 2. У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются».
В – 3. Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание.
2. «Бюро находок»
Цели:
Развитие зрительного внимания.
Развитие логического мышления и фразовой речи. Закрепление образования притяжательного прилагательного.,
Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. Это кошачий хвост. А это лапки, их потерял щенок. Это щенячие лапки
3. «Злой и добрый»
Цели:
Развитие логического мышления и фразовой речи.
Активизация словаря по теме.
На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким.
4. «Чья мама»
Цели:
Развитие логического мышления.
Активизация словаря по теме. Согласование сущ. с числительными 1, 2, 5.
На больших картах у детей - изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п.
Дидактические игры по теме: ДЕРЕВЬЯ (ель и береза).
1. «Прятки»
Цели:
Развитие зрительного внимания.
Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, ЗА,ИЗ-ЗА
Развитие пространственных представлений и фразовой речи.
Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя , где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось.
2. «Украшаем елку»
Цели:
Развитие сенсорных представлений.
Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.
У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик.
Дидактические игры по теме: НАСЕКОМЫЕ
1. «Прятки»
Цели:
Развитие зрительного внимания.
Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В.
Формирование пространственных представлений и фразовой речи.
Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся.
2. «Для чего это нужно»
Цели:
Развитие логического мышления.
Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения.
Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается.
4. «Большой – маленький»
Цели:
Активизация словаря по теме.
Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.
Развитие фразовой речи.
Воспитатель называет большое насекомое
ПЧЕЛА
МУХА
ЖУК
Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок)
Дидактические игры по теме: ПОСУДА
1. «Помощники»
Цели:
Развитие слухового внимания.
Развитие логического мышления и фразовой речи.
Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, а затем положить продукты в нужную посуду. Уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п. Суп мы нальём в …., конфеты положим в …..
2. «Разбитая посуда»
Цели:
Развитие зрительного внимания и памяти.
Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения.
На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.
3. «Большой – маленький»
Цели:
Активизация словаря по теме.
Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.
Игра «Три медведя »: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.
Дидактические игры по теме: ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
1. «Наоборот»
Цели:
Развитие слухового внимания, логического мышления.
Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п.
2. «Что зимой бывает»
Цели:
Развитие представлений о приметах зимы.
Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
3. «Снежинки»
Цели:
Развитие сильного направленного выдоха.
Закрепление в речи предлога НА.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
4. «Что прячется за сугробом»
Цели:
Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ....
Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя
Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры....
Использование ИКТ в работе,как средство оптимизации коррекционно - развивающего процесса.
Использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию.ИКТ не только способствует развитию личности ребенка,но и дает новый импульс для сомообразования, повыше...
Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. ...
Консультация учителя-дефектолога. «Игры и упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, осязания»
Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы акт...
Нейроигры и упражнения, как средство оптимизации коррекционной работы с детьми ТНР.
Нейроигры и упражнения, как средство оптимизации коррекционной работы с детьми ТНР.Нейропсихологический подход в коррекционном обучении дошкольников с интеллектуальными нарушениями основан на теории с...
Консультация для педагогов "Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда". «Волшебные пуговки»
Консультация для педагогов "Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда". «Волшебные пуговки» «Истоки способностей и дарований детей находятся на к...