Нейроигры и упражнения, как средство оптимизации коррекционной работы с детьми ТНР.
консультация (старшая группа)

Аврамчук Мария Викторовна

Нейроигры и упражнения, как средство оптимизации коррекционной работы с детьми ТНР.

Нейропсихологический подход в коррекционном обучении дошкольников с интеллектуальными нарушениями основан на теории структурно-функционального строения мозга А.Р. Лурия, методе замещающего онтогенеза А.В. Семенович, методе образовательной кинезиологии «Гимнастика мозга» П. Деннисона. Практика включает в себя систему двигательных (сенсомоторных) и когнитивных упражнений, направленных на системное развитие структур мозга.

Особое занимают кинезиологические упражнения и упражнения из комплекса «Гимнастика мозга» - это полезные упражнения, они нравятся детям. Направлены эти упражнения на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Эти упражнения повышают настроение, их достаточно легко выполняют дети, что позволяет создавать ситуацию успеха. В тот момент, когда навык выполнения кинезиологических упражнений доведен до автоматизма, эти упражнения можно объединять в сюжет кинезиологической сказки. Также эти упражнения можно использовать в нейроритмических играх.

. Нейроигры и упражнения «включают» мозговую активность, способствуют оптимизации всех видов коррекционного воздействия. Их эффективность доказана наукой и практикой. Методы нейропсихологии в коррекционной работе заинтересовали меня уже достаточно давно, а тот факт, что в настоящее время эти методы динамично развиваются и очень востребованы, является для меня своеобразным «маяком», что я не ошиблась , когда решила применять их в своей работе.

Нейропсихология – это достаточно молодая наука, возникшая на стыке психологии и нейрофизиологии. Первые исследования начал еще Л.С.Выготский , но основной вклад сделал и является основателем этой науки ученик Выготского Александр Романович Лурия. Сам Лурия говорил, что «Нейропсихология изучает мозговые механизмы психологической деятельности».

Александр Романович Лурия предложил структурно-функциональную модель работы головного мозга. Согласно этой модели мозг может быть разделен на три блока , у которых есть свои особенности строения, развития и роли в исполнении психических функций.

1 блок - энергетический. Он снабжает энергией работу мозга, как батарейка. Этот блок регулирует смену ритмов сна и бодрствования, дыхания, тонус мышц и др. потребности. Ментальный девиз этого блока «Я ХОЧУ».

2 блок - информационный. Это блок прием , хранения, переработки информации, поступающей к нам от органов чувств. Здесь приобретенные навыки (от умения есть ложкой до умения играть на фортепиано и др.) автоматизируются и хранятся. Этот блок регулирует высшие психические функции. Ментальный девиз этого блока «Я МОГУ».

3 блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Этот блок помогает регулировать поведение, он отвечает за постановку целей, планов и за выбор, как это все реализовать. Благодаря работе этого блока человек может находить и исправлять свои ошибки. Ментальный девиз этого уровня «Я ДОЛЖЕН».

МЗО-это базовая нейропсихологическая технология, позволяющая преодолевать проблемы в развитии ребенка. И мы , работая с нашими детьми верим, что эти проблемы можно преодолеть, хотя бы частично. Нейропсихологический подход в коррекционном обучении включает в себе систему двигательных упражнений и систему когнитивных упражнений.

Двигательные упражнения:

-Растяжки.

-Дыхательные упражнения.

-Глазодвигательные упражнения .

-Мелкомоторные упражнения (пальчиковая гимнастика и её разновидности) .

-Телесные упражнения, когда правая и левая сторона тела поочередно выполняют разнонаправленные движения.

Целью когнитивных упражнений является развитие навыков произвольной регуляции, мыслительной деятельности, переключения и концентрации внимания, развития речи и памяти. Комплекс упражнений представляет собой бланковые задания и игры, по которым дети учатся находить выход из сложных лабиринтов, искать нужный предмет, знакомятся с буквами и цифрами наощупь, развивают внимание, скорость реакции, а также знакомятся с миром развивающих, веселых и увлекательных игр с использованием мяча, скакалки, обруча, простой бумаги, перышка или только своего воображения.

Начинала я свою работу с включения в занятия упражнений из цикла «Гимнастика для мозга». Сначала это были простые, доступные моим детям упражнения, которые постепенно усложнялись. Эти упражнения повышают пластичность мозга, улучшают межполушарное взаимодействие, укрепляют здоровье, снижают усталость и утомляемость, понижают чрезмерную активность, улучшают память, мышление, внимание, речь, развиваю пространственные представления. Эти упражнения повышают настроение, их достаточно легко выполняют дети, что позволяет создавать ситуацию успеха. А это особенно важно для наших детей. У них возникают положительные эмоции, мотивация к дальнейшему обучению.

Мы учились приемам массажа и самомассажа. Массажи можно делать с применением щеточек, су-джок, массажеров. Дети осваивали и продолжают осваивать двуручное рисование. По началу я предлагала детям рисовать простые геометрические фигуры. Это очень интересный творческий опыт. Полезный и детям, и взрослым. Одновременные движения рук активизируют работу обоих полушарий, создаются новые нейронные связи , а от этого процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее.

Мы с ребятами обнаружили, что в качестве нейротренажера можно использовать мячик. И с этим мячиком придумывать много интересных и полезных игр: перекатывать, перебрасывать из одной руки в другую, жонглировать, катать по кинезиологическим дорожкам.

Нейротренажеры , игры, пособия привлекают меня еще и своей доступностью. Они просты в изготовлении. В качестве таких тренажеров могут выступать самые простые приспособления: кусочки цветной бумаги, карандаши, салфетки, которые я предлагаю одновременно смять, расправить, а потом порвать на мелкие кусочки.

Нейроигры и нейротренажеры хороши для наших детей в индивидуальной работе. А в групповой и подгрупповой работе мне нравятся кинезиологические упражнения. После того, как ребята уже освоили эти упражнения, их можно объединить в единый сюжет кинезиологической сказки. Включение в кинезиологию сказочного сюжета позволяет заинтересовать детей, поддержать их интерес к упражнениям. Эти сказки оказывают положительный эффект на детей с поведенческими особенностями. У детей улучшается работоспособность во время занятий.

Кинезиологические сказки можно сочинять самостоятельно - это удобно –сюжет сказки можно подстроить под определенное занятие (и тогда сказка служит мне «помощником» на занятии) или тему недели ( и тогда можно всю неделю ее рассказывать в режимные моменты ).

Для себя я выделила критерии, по которым можно написать сказку для наших детей, учитывая особенности их развития. Это должна быть:

-короткая история,

- с простым, понятным сюжетом,

- с минимальным количеством героев.

Это важно, чтобы не возникала информационная перегрузка, и дети сумели воспринять эту сказку.

Пример такой сказки:

Жили-были две маленькие тучи.

(дети держат в двух руках расправленные салфетки)

Они были такие маленькие,

что могли легко спрятаться в наших кулачках.

(дети начинают двумя руками одновременно сминать салфетки и прятать их в кулаки).

Тучки были такие красивые,

что снежинки решили в них поселиться.

Снежинок в тучках становилось все больше и больше,

тучки начали расти и тоже становились все больше и больше.

(дети начинают одновременно двумя руками

расправлять салфетки)

Вскоре, снежинок в тучах стало так много, что они перестали в них помещаться и стали падать на вниз, на землю.

(дети одновременно двумя руками отрывают

от салфеток маленькие кусочки)

Они падали на дороги, на дома, на деревья, на людей.

И в город пришла зима.

Это полезное упражнение – оно позволяет активизировать работу обоих полушарий, настроиться на занятие. Мелкие кусочки салфеток дети потом собирают на подносы, что позволяет потренировать пинцетный захват. Дальше эти кусочки салфеток мы с ребятами используем для создания обрывной аппликации. С их помощью можно изобразить сугробы или снеговиков.

В нашем детском саду мы проводим дни открытых дверей, я организовываю мастер-классы для родителей, где учу их в домашних условиях работать с кинезиологическими упражнениями и кинезиологической сказкой. Набор этих упражнений загружен на облако, а в раздевалках на информационных стендах висят QR-коды, по которым родители могут найти нужные упражнения и позаниматься дома.

Дети оценили и полюбили нейроритмические упражнения. Нейроритмика – это ритмические игры совмещенные с кинезиологическими упражнениями. Ритм влияет на формирование и восприятие речи, что важно для наших детей, т.к. обращенную речь они в полном объеме не понимают. Так же развивается координация, способность регулировать и контролировать свои действия, переключаться с одного действия на другое.

Яркими результатами своей работы я считаю участие моих детей в конкурсном движении. В конкурсах мои воспитанники участвуют ежегодно, получают призовые места, часто побеждают. Более того, они помогают мне во время подготовки к конкурсам и с удовольствием снимаются для фото и видеоматериала. Наши с ними совместные работы два года подряд занимали первые места в городском конкурсе «Удивительный мир книг» в своей номинации. И, конечно, самый ценный и значимый результат работы – это тот факт, что ежегодно 1-2 выпускника идут в общеобразовательные классы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_i_uprazhneniya.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры и упражнения, как средство оптимизации коррекционной работы с детьми ТНР.

Нейропсихологический подход в коррекционном обучении дошкольников с интеллектуальными нарушениями основан на теории структурно-функционального строения мозга А.Р. Лурия, методе замещающего онтогенеза А.В. Семенович, методе образовательной кинезиологии «Гимнастика мозга» П. Деннисона. Практика включает в себя систему двигательных (сенсомоторных) и когнитивных упражнений, направленных на системное развитие структур мозга.

Особое занимают кинезиологические упражнения и упражнения из комплекса «Гимнастика мозга» - это полезные упражнения, они нравятся детям. Направлены эти упражнения на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Эти упражнения повышают настроение, их достаточно легко выполняют дети, что позволяет создавать ситуацию успеха. В тот момент, когда навык выполнения кинезиологических упражнений доведен до автоматизма, эти упражнения можно объединять в сюжет кинезиологической сказки. Также эти упражнения можно использовать в нейроритмических играх.

. Нейроигры и упражнения «включают» мозговую активность, способствуют оптимизации всех видов коррекционного воздействия. Их эффективность доказана наукой и практикой. Методы нейропсихологии в коррекционной работе заинтересовали меня уже достаточно давно, а тот факт, что в настоящее время эти методы динамично развиваются и очень востребованы, является для меня своеобразным «маяком», что я не ошиблась , когда решила применять их в своей работе.

Нейропсихология – это достаточно молодая наука, возникшая на стыке психологии и нейрофизиологии. Первые исследования начал еще Л.С.Выготский , но основной вклад сделал и является основателем этой науки ученик Выготского Александр Романович Лурия. Сам Лурия говорил, что «Нейропсихология изучает мозговые механизмы психологической деятельности».

Александр Романович Лурия предложил структурно-функциональную модель работы головного мозга. Согласно этой модели мозг может быть разделен на три блока , у которых есть свои особенности строения, развития и роли в исполнении психических функций.

1 блок - энергетический. Он снабжает энергией работу мозга, как батарейка. Этот блок регулирует смену ритмов сна и бодрствования, дыхания, тонус мышц и др. потребности. Ментальный девиз этого блока «Я ХОЧУ».

2 блок - информационный. Это блок прием , хранения, переработки информации, поступающей к нам от органов чувств. Здесь приобретенные навыки (от умения есть ложкой до умения играть на фортепиано и др.) автоматизируются и хранятся. Этот блок регулирует высшие психические функции. Ментальный девиз этого блока «Я МОГУ».

3 блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Этот блок помогает регулировать поведение, он отвечает за постановку целей, планов и за выбор, как это все реализовать. Благодаря работе этого блока человек может находить и исправлять свои ошибки. Ментальный девиз этого уровня «Я ДОЛЖЕН».

МЗО-это базовая нейропсихологическая технология, позволяющая преодолевать проблемы в развитии ребенка. И мы , работая с нашими детьми верим, что эти проблемы можно преодолеть, хотя бы частично. Нейропсихологический подход в коррекционном обучении включает в себе систему двигательных упражнений и систему когнитивных упражнений.

Двигательные упражнения:

-Растяжки.

-Дыхательные упражнения.

-Глазодвигательные упражнения .

-Мелкомоторные упражнения (пальчиковая гимнастика и её разновидности) .

-Телесные упражнения, когда правая и левая сторона тела поочередно выполняют разнонаправленные движения.

Целью когнитивных упражнений является развитие навыков произвольной регуляции, мыслительной деятельности, переключения и концентрации внимания, развития речи и памяти. Комплекс упражнений представляет собой бланковые задания и игры, по которым дети учатся находить выход из сложных лабиринтов, искать нужный предмет, знакомятся с буквами и цифрами наощупь, развивают внимание, скорость реакции, а также знакомятся с миром развивающих, веселых и увлекательных игр с использованием мяча, скакалки, обруча, простой бумаги, перышка или только своего воображения.

Начинала я свою работу с включения в занятия упражнений из цикла «Гимнастика для мозга». Сначала это были простые, доступные моим детям упражнения, которые постепенно усложнялись. Эти упражнения повышают пластичность мозга, улучшают межполушарное взаимодействие, укрепляют здоровье, снижают усталость и утомляемость, понижают чрезмерную активность, улучшают память, мышление, внимание, речь, развиваю пространственные представления. Эти упражнения повышают настроение, их достаточно легко выполняют дети, что позволяет создавать ситуацию успеха. А это особенно важно для наших детей. У них возникают положительные эмоции, мотивация к дальнейшему обучению.

Мы учились приемам массажа и самомассажа. Массажи можно делать с применением щеточек, су-джок, массажеров. Дети осваивали и продолжают осваивать двуручное рисование. По началу я предлагала детям рисовать простые геометрические фигуры. Это очень интересный творческий опыт. Полезный и детям, и взрослым. Одновременные движения рук активизируют работу обоих полушарий, создаются новые нейронные связи , а от этого процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее.

Мы с ребятами обнаружили, что в качестве нейротренажера можно использовать мячик. И с этим мячиком придумывать много интересных и полезных игр: перекатывать, перебрасывать из одной руки в другую, жонглировать, катать по кинезиологическим дорожкам.

Нейротренажеры , игры, пособия привлекают меня еще и своей доступностью. Они просты в изготовлении. В качестве таких тренажеров могут выступать самые простые приспособления: кусочки цветной бумаги, карандаши, салфетки, которые я предлагаю одновременно смять, расправить, а потом порвать на мелкие кусочки.

Нейроигры и нейротренажеры хороши для наших детей в индивидуальной работе. А в групповой и подгрупповой работе мне нравятся кинезиологические упражнения. После того, как ребята уже освоили эти упражнения, их можно объединить в единый сюжет кинезиологической сказки. Включение в кинезиологию сказочного сюжета позволяет заинтересовать детей, поддержать их интерес к упражнениям. Эти сказки оказывают положительный эффект на детей с поведенческими особенностями. У детей улучшается работоспособность во время занятий.

Кинезиологические сказки можно сочинять самостоятельно - это удобно –сюжет сказки можно подстроить под определенное занятие (и тогда сказка служит мне «помощником» на занятии) или тему недели ( и тогда можно всю неделю ее рассказывать в режимные моменты ).

Для себя я выделила критерии, по которым можно написать сказку для наших детей, учитывая особенности их развития. Это должна быть:

-короткая история,

- с простым, понятным сюжетом,

- с минимальным количеством героев.

Это важно, чтобы не возникала информационная перегрузка, и дети сумели воспринять эту сказку.

Пример такой сказки:

Жили-были две маленькие тучи.

(дети держат в двух руках расправленные салфетки)

Они были такие маленькие,

что могли легко спрятаться в наших кулачках.

(дети начинают двумя руками одновременно сминать салфетки и прятать их в кулаки).

Тучки были такие красивые,

что снежинки решили в них поселиться.

Снежинок в тучках становилось все больше и больше,

тучки начали расти и тоже становились все больше и больше.

(дети начинают одновременно двумя руками

расправлять салфетки)

Вскоре, снежинок в тучах стало так много, что они перестали в них помещаться и стали падать на вниз, на землю.

(дети одновременно двумя руками отрывают

от салфеток маленькие кусочки)

Они падали на дороги, на дома, на деревья, на людей.

И в город пришла зима.

Это полезное упражнение – оно позволяет активизировать работу обоих полушарий, настроиться на занятие. Мелкие кусочки салфеток дети потом собирают на подносы, что позволяет потренировать пинцетный захват. Дальше эти кусочки салфеток мы с ребятами используем для создания обрывной аппликации. С их помощью можно изобразить сугробы или снеговиков.

В нашем детском саду мы проводим дни открытых дверей, я организовываю мастер-классы для родителей, где учу их в домашних условиях работать с кинезиологическими упражнениями и кинезиологической сказкой. Набор этих упражнений загружен на облако, а в раздевалках на информационных стендах висят QR-коды, по которым родители могут найти нужные упражнения и позаниматься дома.

Дети оценили и полюбили нейроритмические упражнения. Нейроритмика – это ритмические игры совмещенные с кинезиологическими упражнениями. Ритм влияет на формирование и восприятие речи, что важно для наших детей, т.к. обращенную речь они в полном объеме не понимают. Так же развивается координация, способность регулировать и контролировать свои действия, переключаться с одного действия на другое.

Яркими результатами своей работы я считаю участие моих детей в конкурсном движении. В конкурсах мои воспитанники участвуют ежегодно, получают призовые места, часто побеждают. Более того, они помогают мне во время подготовки к конкурсам и с удовольствием снимаются для фото и видеоматериала. Наши с ними совместные работы два года подряд занимали первые места в городском конкурсе «Удивительный мир книг» в своей номинации. И, конечно, самый ценный и значимый результат работы – это тот факт, что ежегодно 1-2 выпускника идут в общеобразовательные классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "

   Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...

Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя

Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры....

Мастер-класс"Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левог...

Музыкально-оздоровительный проект " Нейробум. Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников"

Разработка содержания и методики проведения программы Нейробум, направленной на активизацию работы мозга, развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста....

Мастер-класс "Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейроигры и упражнения - это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а такж...

Методическая разработка: Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных.Недостаточность физической активности ведет к...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников.

Музыкальные нейроигры и упражнениякак средство развития ритмической работы мозгау дошкольников....