Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_sistemno-vektornyy_podhod.pptx | 199.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система психологических векторов-это современная психологическая методика, которая позволяет получать информацию о человеке, обо всех значимых сферах его жизни по любым внешним и внутренним проявлениям. Она была разработана академиком В.Ганзеном и психологом В.Толкачевым , в ее основе лежит теория З.Фрейда . Активной разработкой системы занимался М. Бородянский и другие ученики В.Толкачева . В системно-векторной психологии вектор представляет собой набор человеческих качеств, которые формируют его систему ценностей, мораль, характер, особенности поведения. Все векторы являются врожденными и не меняются в течении жизни. В связи с этим, каждый из этих векторов задает особый сценарий жизни человека, а изучив их, можно понять, какой человек и как с ним вести себя. Существуют 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль.
Векторы Психологические особенности. Важные качества личности. Характеристика ребенка. Красный вектор. (свобода, власть, первенство, скорость, риск). -Тип личности: экстраверт. -Тип мышления: тактическое, нестандартное (не ограничено законами и правилами). Особенности психики: неординарность мышления, непредсказуемость, отсутствие логики и какой-либо системности. Стремление к первенству, ведь «вожак», по определению, должен быть всегда впереди. Хитры, изобретательны, имеют быструю реакцию. Сила воли и выносливость в достижении целей не характерны для таких людей. «Лидер»- во всем и везде. В семье такой ребенок – главный, родители выступают в роли направляющих ( поскольку еще не хватает жизненного опыта). В группе детей – никогда не сколачивает группу, все дети сами к нему тянутся. Очень травматичен, низкий порог страха, опасности. Коричневый вектор. (честность , порядок, прошлое, чистота, лояльность). -Интроверт. -Системное мышление. -Психика ригидная, заторможенная. Спокойствие и медлительность, стремление к завершению любого процесса. Сильная воля, принципиальность, замедленное, но прочное усвоение знаний, эмоциональная стабильность. Ребенок отличается полным послушанием, нуждается в безусловной маминой любви. С раннего детства проявляется стремление к чистоте и порядку. Фиолетовый вектор. (интуиция, хитрость, глубина, манипуляция, мстительность) -Интроверт. -Интуитивное, стратегическое мышление. -Слабая нервная система, меланхолик, вялый. -Обонятельный вектор (анализатор-нос) Осторожны, недоверчивы, не любят риск, не любят ярко выраженные эмоции. Дети данного типа не желают общаться со сверстниками, чувствуют от них угрозу, опасность.
Векторы Психологические особенности. Важные качества личности. Характеристика ребенка. Оранжевый вектор. (дисциплина, выносливость, правила) -Экстраверт. -Мышление логическое, выстраивание причинно-следственных цепочек. -Психика гибкая и подвижная, все быстро схватывает и быстро забывает. -Тактильный вектор (анализатор- кожа) Высокие адаптивные способности к изменяющимся внешним условиям, эмоциональная сдержанность, поверхностное усвоение знаний. Такие дети очень активные, часто непослушные. Пойманные на какой-либо шалости, они будут хитрить и изворачиваться. Желтый вектор. (общение , креативность, удовольствие) -Экстраверт. -Вербальное мышление (мыслит говорением). -Сначала говорит, потом думает, слова вылетают быстрее их осознания. Жизнерадостные, коммуникабельные, общительные, оптимистичные. Такие дети очень шумные и подвижные, говорят без остановки. Добрые и не жадные, но беспечные и безответственные, отходчивые и не злопамятные. Зеленый вектор. (красота, доброта, эрудиция, творчество, открытость) -Экстраверт. -Образное мышление. -Высокая эмоциональная амплитуда, переменчивость настроения. -Зрительный вектор (анализатор-глаза). Очень наблюдательные, замечают мельчайшие детали. Ранимые, в обычной жизни довольно беспомощные, в трудных ситуациях нужна помощь окружающих. Генетически заложен высокий интеллектуальный потенциал. Самый большой страх у таких детей-страх темноты. Очень впечатлительны, сопереживают своим друзьям. У таких детей слабая имунная система, чаще других простужаются и заболевают.
Синий вектор. (интеллект, глубина, мудрость, замкнутость) -Интроверт. -Абстрактное мышление. -Абсолютный эгоцентрик, сосредоточен на самом себе. -Звуковой вектор (анализатор-уши). Самые приспособленные к интеллектуальной деятельности люди. Замкнутые, безэмоциональные . Настоящие «совы» : самое продуктивное время - вечер и первая половина ночи. Чрезвычайно метеозависимы. В первой половине дня пребывают в состоянии полудремы, « оживают » во второй половине дня. Малоподвижны, предпочитают спокойные игры, малообщительны. Черный вектор. (сила, воля, простота, коллективизм, лояльность, выносливость) -Интроверт. -Мышление практическое, наглядно-действенное. -В основе всех психических процессов-монотония (направленность на обеспечение основных потребностей «Есть, пить, спать,дышать»). -Мышечный вектор (максимально задействованы мышцы). Неприхотливые, непритязательные, выносливые, миролюбивые, ведомые. Такие дети очень покладистые, принимать самостоятельные решения не умеют, поэтому принимают условия игры, которые диктуют другие дети.
Ф.И. ребенка \ Вектор Черный Красный Зеленый Фиолетовый Синий Оранжевый Желтый Коричневый 1. Аня 2 1 3 2. Дима 1 3 2 3. Настя 2 1 3 4. Таисия 3 2 1 5. ерман 3 2 1 6. Сергей 3 1 2 7. Эля 3 2 1 8. Ярослав 1 2 3 9. Марк 1 2 3 10. Владик 3 2 1 11. Андрей 3 1 2 12. Лера 2 3 1 13. Уля 1 3 2 14. Лев 1 3 2 15. Сабина 1 3 2 16. Влад 3 2 1 17. Никита 1 2 3 18. Серафима 3 1 2 19. Саша 3 2 1 20. Аня 1 2 3 21. Владик 3 1 2 22. Соня 2 1 3
Интерпретация результатов. В ходе исследования были получены следующие результаты: -у 23 % испытуемых ведущими являются синий (звуковой) и фиолетовый (обонятельный) векторы -у 18% испытуемых - красный (лидерский) вектор - у 14% испытуемых – черный (мышечный) вектор - у 9% испытуемых – оранжевый (кожный) и желтый (оральный) вектора - у 4% испытуемых – зеленый (зрительный) вектор Полученные результаты позволяют нам глубже понимать психологические особенности детей нашей группы, что позволит нам организовывать процесс воспитания самым оптимальным образом , не требуя от детей невозможного. Например: - активность шустрых «кожных» детей направлять в полезное русло, вовлекая в разнообразные виды деятельности; -заторможенным «звуковикам» давать больше времени на продумывание ответа на вопрос; -болтуну- давать возможность выговориться, стараться выслушивать его; - «обонятельных» деток, избегающих общения со сверстниками, активно включать в коллективные игры; - «мышечных» деток занимать трудовой деятельностью, которая доставляет им радость; - детей-лидеров при организации групповых форм работы ставить во главе разных групп, тем самым увеличивая результативность работы каждой группы; -создавать детям с разными ведущими анализаторами условия для оптимального восприятия информации.
Если оказывать верное воздействие на вектора ребенка, можно так же скорректировать агрессивное поведение у детей, истеричность, жадность, упрямство, желание присваивать чужие вещи, а также любые другие отклонения. Даже самое негативное поведение можно направить в позитивное русло. Понимание врожденных психологических особенностей детей, которое дает системно векторная психология, позволяет педагогам и родителям более осознанно подходить к процессу воспитания и развития детей. Системно векторная психология может дать ответ, почему ребенок делает то, что делает, и как направить его желание в правильное русло, как воздействовать на него ( поощрять и наказывать) , чтобы развить его природные свойства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использования средств театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация...
«Использование средств речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Из опыта работы....
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
Доклад на тему: «СУ-ДЖОК терапия как средство здоровьесбережения в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Стимулировать работу головного мозга для общего развития ребенка с помощью использования Су – Джок терапии...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...
Педагогический совет по теме "«Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»
«Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»...