Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Долотова Ольга Юрьевна

Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_sistemno-vektornyy_podhod.pptx199.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста . Долотова Ольга Юрьевна ГБДОУ детский сад № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Система психологических векторов-это современная психологическая методика, которая позволяет получать информацию о человеке, обо всех значимых сферах его жизни по любым внешним и внутренним проявлениям. Она была разработана академиком В.Ганзеном и психологом В.Толкачевым , в ее основе лежит теория З.Фрейда . Активной разработкой системы занимался М. Бородянский и другие ученики В.Толкачева . В системно-векторной психологии вектор представляет собой набор человеческих качеств, которые формируют его систему ценностей, мораль, характер, особенности поведения. Все векторы являются врожденными и не меняются в течении жизни. В связи с этим, каждый из этих векторов задает особый сценарий жизни человека, а изучив их, можно понять, какой человек и как с ним вести себя. Существуют 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль.

Слайд 3

Векторы Психологические особенности. Важные качества личности. Характеристика ребенка. Красный вектор. (свобода, власть, первенство, скорость, риск). -Тип личности: экстраверт. -Тип мышления: тактическое, нестандартное (не ограничено законами и правилами). Особенности психики: неординарность мышления, непредсказуемость, отсутствие логики и какой-либо системности. Стремление к первенству, ведь «вожак», по определению, должен быть всегда впереди. Хитры, изобретательны, имеют быструю реакцию. Сила воли и выносливость в достижении целей не характерны для таких людей. «Лидер»- во всем и везде. В семье такой ребенок – главный, родители выступают в роли направляющих ( поскольку еще не хватает жизненного опыта). В группе детей – никогда не сколачивает группу, все дети сами к нему тянутся. Очень травматичен, низкий порог страха, опасности. Коричневый вектор. (честность , порядок, прошлое, чистота, лояльность). -Интроверт. -Системное мышление. -Психика ригидная, заторможенная. Спокойствие и медлительность, стремление к завершению любого процесса. Сильная воля, принципиальность, замедленное, но прочное усвоение знаний, эмоциональная стабильность. Ребенок отличается полным послушанием, нуждается в безусловной маминой любви. С раннего детства проявляется стремление к чистоте и порядку. Фиолетовый вектор. (интуиция, хитрость, глубина, манипуляция, мстительность) -Интроверт. -Интуитивное, стратегическое мышление. -Слабая нервная система, меланхолик, вялый. -Обонятельный вектор (анализатор-нос) Осторожны, недоверчивы, не любят риск, не любят ярко выраженные эмоции. Дети данного типа не желают общаться со сверстниками, чувствуют от них угрозу, опасность.

Слайд 4

Векторы Психологические особенности. Важные качества личности. Характеристика ребенка. Оранжевый вектор. (дисциплина, выносливость, правила) -Экстраверт. -Мышление логическое, выстраивание причинно-следственных цепочек. -Психика гибкая и подвижная, все быстро схватывает и быстро забывает. -Тактильный вектор (анализатор- кожа) Высокие адаптивные способности к изменяющимся внешним условиям, эмоциональная сдержанность, поверхностное усвоение знаний. Такие дети очень активные, часто непослушные. Пойманные на какой-либо шалости, они будут хитрить и изворачиваться. Желтый вектор. (общение , креативность, удовольствие) -Экстраверт. -Вербальное мышление (мыслит говорением). -Сначала говорит, потом думает, слова вылетают быстрее их осознания. Жизнерадостные, коммуникабельные, общительные, оптимистичные. Такие дети очень шумные и подвижные, говорят без остановки. Добрые и не жадные, но беспечные и безответственные, отходчивые и не злопамятные. Зеленый вектор. (красота, доброта, эрудиция, творчество, открытость) -Экстраверт. -Образное мышление. -Высокая эмоциональная амплитуда, переменчивость настроения. -Зрительный вектор (анализатор-глаза). Очень наблюдательные, замечают мельчайшие детали. Ранимые, в обычной жизни довольно беспомощные, в трудных ситуациях нужна помощь окружающих. Генетически заложен высокий интеллектуальный потенциал. Самый большой страх у таких детей-страх темноты. Очень впечатлительны, сопереживают своим друзьям. У таких детей слабая имунная система, чаще других простужаются и заболевают.

Слайд 5

Синий вектор. (интеллект, глубина, мудрость, замкнутость) -Интроверт. -Абстрактное мышление. -Абсолютный эгоцентрик, сосредоточен на самом себе. -Звуковой вектор (анализатор-уши). Самые приспособленные к интеллектуальной деятельности люди. Замкнутые, безэмоциональные . Настоящие «совы» : самое продуктивное время - вечер и первая половина ночи. Чрезвычайно метеозависимы. В первой половине дня пребывают в состоянии полудремы, « оживают » во второй половине дня. Малоподвижны, предпочитают спокойные игры, малообщительны. Черный вектор. (сила, воля, простота, коллективизм, лояльность, выносливость) -Интроверт. -Мышление практическое, наглядно-действенное. -В основе всех психических процессов-монотония (направленность на обеспечение основных потребностей «Есть, пить, спать,дышать»). -Мышечный вектор (максимально задействованы мышцы). Неприхотливые, непритязательные, выносливые, миролюбивые, ведомые. Такие дети очень покладистые, принимать самостоятельные решения не умеют, поэтому принимают условия игры, которые диктуют другие дети.

Слайд 6

Ф.И. ребенка \ Вектор Черный Красный Зеленый Фиолетовый Синий Оранжевый Желтый Коричневый 1. Аня 2 1 3 2. Дима 1 3 2 3. Настя 2 1 3 4. Таисия 3 2 1 5. ерман 3 2 1 6. Сергей 3 1 2 7. Эля 3 2 1 8. Ярослав 1 2 3 9. Марк 1 2 3 10. Владик 3 2 1 11. Андрей 3 1 2 12. Лера 2 3 1 13. Уля 1 3 2 14. Лев 1 3 2 15. Сабина 1 3 2 16. Влад 3 2 1 17. Никита 1 2 3 18. Серафима 3 1 2 19. Саша 3 2 1 20. Аня 1 2 3 21. Владик 3 1 2 22. Соня 2 1 3

Слайд 8

Интерпретация результатов. В ходе исследования были получены следующие результаты: -у 23 % испытуемых ведущими являются синий (звуковой) и фиолетовый (обонятельный) векторы -у 18% испытуемых - красный (лидерский) вектор - у 14% испытуемых – черный (мышечный) вектор - у 9% испытуемых – оранжевый (кожный) и желтый (оральный) вектора - у 4% испытуемых – зеленый (зрительный) вектор Полученные результаты позволяют нам глубже понимать психологические особенности детей нашей группы, что позволит нам организовывать процесс воспитания самым оптимальным образом , не требуя от детей невозможного. Например: - активность шустрых «кожных» детей направлять в полезное русло, вовлекая в разнообразные виды деятельности; -заторможенным «звуковикам» давать больше времени на продумывание ответа на вопрос; -болтуну- давать возможность выговориться, стараться выслушивать его; - «обонятельных» деток, избегающих общения со сверстниками, активно включать в коллективные игры; - «мышечных» деток занимать трудовой деятельностью, которая доставляет им радость; - детей-лидеров при организации групповых форм работы ставить во главе разных групп, тем самым увеличивая результативность работы каждой группы; -создавать детям с разными ведущими анализаторами условия для оптимального восприятия информации.

Слайд 9

Если оказывать верное воздействие на вектора ребенка, можно так же скорректировать агрессивное поведение у детей, истеричность, жадность, упрямство, желание присваивать чужие вещи, а также любые другие отклонения. Даже самое негативное поведение можно направить в позитивное русло. Понимание врожденных психологических особенностей детей, которое дает системно векторная психология, позволяет педагогам и родителям более осознанно подходить к процессу воспитания и развития детей. Системно векторная психология может дать ответ, почему ребенок делает то, что делает, и как направить его желание в правильное русло, как воздействовать на него ( поощрять и наказывать) , чтобы развить его природные свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Доклад на тему: «СУ-ДЖОК терапия как средство здоровьесбережения в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Стимулировать работу головного мозга для общего развития ребенка с помощью использования Су – Джок терапии...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Педагогический совет по теме "«Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»

 «Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»...