Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Путешествие на веселом паровозике"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Цель:
1. Закрепить у детей знания о домашних и диких животных.
2. Упражнять в дифференциации диких и домашних животных.
3. Закреплять умение делить слова на слоги.
4. Закреплять навыки звукового анализа .
5. Упражнять с согласовании существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ.
6. Упражнять в согласовании существительных с числительными ДВА, ДВЕ.
7. Упражнять в образовании существительных, обозначающих детенышей животных.
8. Развивать дикцию, внимание, память, воображение, образное мышление, общую и мелкую моторику кистей и рук.
9. Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий с детьми старшей группы.
Тема: «Дифференциация диких и домашних животных.
«Путешествие на веселом паровозике»
Цель:
- Закрепить у детей знания о домашних и диких животных.
- Упражнять в дифференциации диких и домашних животных.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Закреплять навыки звукового анализа .
- Упражнять с согласовании существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными ДВА, ДВЕ.
- Упражнять в образовании существительных, обозначающих детенышей животных.
- Развивать дикцию, внимание, память, воображение, образное мышление, общую и мелкую моторику кистей и рук.
- Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе.
Оборудование: паровоз с тремя вагонами (демонстрационный), картинки животных (мышь, кот, волк, бык, коза, утка, хомяк, кабан, курица, лягушка, кенгуру, бабочка, паук, кузнечик.); серия картинок «Пары животных»; мяч; зеркала; схемы звуков.
План занятия.
1. Оргмомент.
2. Игра «Мой, моя».
3. Игра « Кто в каком вагоне едет?»
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Игра «Кто как голос подает?»
6. Пальчиковая гимнастика «Домик».
7. Игра «Два - две».
8. Игра «Отгадай-ка».
9. Игра «Кто лишний?»
10. Игра «Назови детеныша» (с мячом).
11. Звуковой анализ слова МЫШЬ.
11. Итог занятия.
Ход занятия.
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать. А на чем можно путешествовать? (ответы детей) Мы сегодня отправимся в путешествие на веселом паровозике.
- С собой мы возьмем животных. Сейчас подойдете к столу, и каждый выберет себе животное. Сначала девочки, затем – мальчики. Справа от меня встанут те у кого дикие животные, а слева – у кого домашние.
МОЯ, а мальчики – МОЙ.
- А теперь нам надо занять места в вагонах и разместить наших друзей животных. У нашего поезда три вагона. Чтобы определить, кто в каком вагоне поедет, вы должны будете определить количество слогов названиях ваших животных. Животные в названии, которых один слог, поедут в первом вагоне, два слога – во втором, а три – в третьем. Например, у меня тигр. В слове тигр один слог. Значит, тигр едет в первом вагоне. А сами вы занимаете место в вагончике с соответствующем номером. (Дети размещают животных и рассаживаются на стульчики).
- Все разместились. Тогда наш паровозик подает сигнал и отправляется. Дети, изображают движение паровоза и издают соответствующие звуки («Чух-чух-чух») сначала медленно, постепенно ускоряясь. Что мы сейчас делаем? (Едем.) А чтоб нам было не скучно, мы будем говорить вот такие слова:
«Мы едем, едем, едем в далекие края
Счастливые соседи, хорошие друзья»
- Остановка « Зеркальная». Сейчас мы будем изображать животных и выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы наш язычок научился правильно произносить все звуки.
Раз – зевнул в лесу мышонок. | Открывать широко рот и закрывать его. |
Два – лакает суп котенок. | Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком. |
Три – лошадка поскакала. | Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. |
На четыре – постояла. | Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. |
Пять – болтают индюки. | Широко открывать рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…» |
Шесть – качели у реки. | Открыть рот. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. |
Семь – варенья мы попросим. | Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать. |
Восемь – мячики подбросим. | Рот открыть широко. Вытягивать язык вверх, забрасывая его на верхнюю губку. |
Девять – звонко барабаним. | Держать рот широко открытым. Стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д…». |
Десять – тихо отдыхаем. | Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту. |
- Остановка « Разговорная». Мы с вами знаем, что животные тоже умеют разговаривать, но каждый по своему, на своем языке.
Корова – мычит, волк - …, кот - …, коза – …, утка – …, лягушка - … , собака - …, курица - …, медведь - …, кабан - … .
- Наш паровозик продолжает свой путь. Поехали. «Мы едем, едем…»
- А вот уже с вами доехали и до следующей остановки «Полянка». А на этой полянке стоит красивый домик. Давайте расскажем и покажем, какой это дом.
На поляне дом стоит, | «Дом» |
Ну а путь к нему закрыт. | «Ворота» |
Мы ворота открываем, | Ладони разворачиваются параллельно друг другу |
В этот домик приглашаем | «Дом» |
Стол стоит на толстой ножке, | «Стол» |
Рядом стульчик у окошка, | «Стул»/ |
Два бочонка под столом | «Бочонки» обеими руками |
Вот такой я видел дом | «Дом» |
- А еще на поляну посмотреть на этот красивый домик приходили и другие животные. Они приходили парами и оставили свои фотографии. А скажите, парами - это значит как? Расскажите, кто же побывал на этой поляне.
- Занимайте свои места в вагонах. Наш поезд продолжает свой путь. «Мы едем, едем…». Пока наш поезд мчится, мы поиграет в игру «Отгадай-ка». Я вам загадаю загадки о животных а вы их отгадайте и запомните отгадки.
*На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
*Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!
*Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
*Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
- Правильно угадали загадки. А теперь скажите «Кто лишний?» в этой компании: ВОЛК, ЛИСА, КОШКА, КАБАН.
- Вот мы и подъехали к следующей остановке «Детской». А называется она так, потому что на ней гуляют и играют мамы со своими детками. Выходите и мы с вами поиграем в мяч.
У любящих мам есть, конечно, ребенок:
У доброй слонихи - милый слоненок,
У серой зайчихи – пушистый зайчонок,
У храброй тигрицы – игривый тигренок.
Часто теряются дети в пути –
Мамам поможем деток найти!
лосиха - лосенок лисица - … бобриха - … барсучиха - …
волчица - … медведица - … мышь - … олениха - …
ежиха - … кошка - …
- Какое самое маленькое животное я вам сейчас называла? (мышь). Давайте сейчас выложим схему слова МЫШЬ. Для этого пройдем в свои вагончики. Звуковой анализ слова МЫШЬ. Назовите слова со звуком Ш.
- Наше путешествие подошло к концу. Наш паровозик привез нас обратно в садик. Вы все много знаете и умеете. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»
Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...
Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".
Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР "Небесные прятки" на тему: Перелетные птицы
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Небесные прятки" по теме : Перелетные птицы...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».
Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
"Путешествие муравьишки"...
Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».
Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"
Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...