Рабочая коррекционно-развивающая программа для ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Программа для детей с общим недоразвитием речи для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_logopedii_3.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребенка - детский сад «Калинка»»
Принята Утверждена приказом
Решением Педагогического Совета МБДОУ «ЦЦР - детский сад
Протокол № от 2015 «Калинка»»
№ от 2015
Рабочая коррекционно-развивающая программа
для ребенка старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.
Составитель: Фомина О.М., воспитатель
Абакан, 2015
Оглавление.
1. Пояснительная записка 3 стр.
2. Учебно-тематический план. 6 стр.
3. Тематическое планирование 7 стр.
4. Литература 16 стр.
5. Методические материалы 18 стр.
1). План взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год.
2). Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Пояснительная записка
В связи с появлением в детских садах большого количества детей с нарушением речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранённым интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В данном случае у ребенка 3 уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Ребенок может общаться с окружающими, но продолжает нуждаться в помощи взрослых, вносящих в его речь соответствующие понятия, так как самостоятельное общение является затрудненным. Звуки, которые произносятся правильно в изолированном виде, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Фонематическое недоразвитие проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков с тонкими акустико-артикуляционными признаками.
У девочки фразовая речь приближается к низкой возрастной норме, в словаре мало обобщающих понятий, синонимов, недостаточная ориентировка в звуковой форме слова. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).
Ребёнку характерен низкий уровень развития внимания (недостаточная устойчивость, ограниченные возможности распределения), заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания, ограниченные возможности развития познавательной деятельности, отстаёт в развитии наглядно-образного мышления. Несмотря на некоторые отклонения от возрастных нормативов речь у девочки обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев достаточно полноценным регулятором её поведения.
Марианна посещает логопедическую группу, но мы считаем, что этого недостаточно. Поэтому для меня было актуально организовать коррекционно-развивающее сопровождение для данного ребенка, поработать над развитием и формированием всех сторон речи, психических процессов.
Данная рабочая программа разработана с учётом целей и задач основной образовательной программы дошкольного учреждения. Потребностей и возможностей воспитанников МБДОУ.
Основой базовой рабочей программы являются:
- Образовательная программа детского сада «Радуга» (авторский коллектив Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.)
- «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3-7 лет» Нищева Н.В.
- Учебно-методический комплекс «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк.
- Рабочая коррекционная программа детей с общим недоразвитием речи первый год обучения (старшая компенсирующая группа) разработала Воронина С.В., учитель-логопед.
- Методическое пособие Л.Н. Смирновой «Логопедия в детском саду».
Цель программы.
Создание условий для устранения речевых недостатков у ребёнка с ОНР и осуществление его своевременного и полноценного личностного развития.
Основные задачи:
- Создавать условия для устранения дефектов звукопроизношения и развития фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развивать навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Создавать условия для расширения, уточнения и обогащения лексического запаса ребёнка, развития связной речи ребёнка.
- Способствовать формированию грамматического строя речи.
- Создавать условия для предупреждения возможных трудностей усвоения школьных знаний.
- Развивать коммуникативность, культуру общения.
Вся работа осуществляется по блокам:
- Фонетическая сторона речи.
- Грамматическая сторона речи.
- Лексика и связная речь.
Задачи блоков.
Фонетическая сторона речи.
- Создавать условия для правильного произношения звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Формировать умение различать на слух гласные и согласные звуки, в подборе слов на заданный звук.
- Создавать условия для закрепления навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных их конца и начала слова.
- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
Грамматическая сторона речи.
- Создавать условия для усвоения и использования в экспрессивной речи форм словоизменения: окончаний имён существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, косвенных падежах, окончаний прилагательных и глаголов.
- Совершенствовать навык согласования прилагательных и численных с существительными в роде, числе, падеже.
Лексика и связная речь.
- Расширить объём правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов по всем изучаемым лексическим темам, создавать достаточный запас словарных образов.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог.
- Создавать условия для составления рассказов описания; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по плану.
- Воспитывать активное внимание речи.
Срок реализации данной программы рассчитан на год.
Возраст ребёнка 5 лет.
Режим занятий организуется в соответствии с учебным календарным графиком дошкольного образовательного учреждения.
Программой предусмотрены каникулы.
Продолжительность каникул в 2015-2016 учебном году.
Осенние - 02.11.2015 – 06.11.2015
Зимние – 21.12.2015 – 12.01.2016
Весенние – 28.03.2016 – 01.04.2016
Летние – 01.06.2016 – 31.08.2016
Данная программа реализуется в виде одного подгруппового и одного индивидуального занятия в неделю.
Общее количество занятий подгрупповых – 29; индивидуальных – 29 занятий в год.
Продолжительность занятий 25 минут.
Ожидаемые результаты усвоения программы.
- Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной группы.
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными предложениями.
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Учебно-тематический план.
Месяц | Неделя | Название лексической темы | Кол-во часов | |
Подгрупп. | Индивид. | |||
Октябрь | 1. 2. 3. 4. 5. | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Лес. Грибы и лесные ягоды. Одежда. | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1. 2. 3. | Обувь. Игрушки. Посуда. | 1 1 1 | 1 1 1 |
Декабрь | 1. 2. 3. | Зима. Зимующие птицы. Домашние и дикие животные зимой. Новый год. | 1 1 1 | 1 1 1 |
Январь | 1. 2. 3. | Мебель. Грузовой и пассажирский транспорт. Профессии на транспорте. | 1 1 1 | 1 1 1 |
Февраль | 1. 2. 3. 4. | Детский сад. Профессии. Профессия швея. Наша армия. Профессии на стройке. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
Март | 1. 2. 3. 4. | Весна. Приметы весны. Комнатные растения. Пресноводные и аквариумные рыбки. Наш город | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
Апрель | 1. 2. 3. 4. | Весенние работы на селе. Космос Хлеб. Почта. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
Май | 1. 2. 3. | Правила дорожного движения. Насекомые. Лето. | 1 1 1 | 1 1 1 |
29 29
Тематическое планирование.
Месяц | Назва-ние лекси-ческой темы | Неделя | Фонетическая сторона речи. Развитие навыков языкового анализа. | Лексико-грамматическая сторона речи. | Лексика и связная речь. |
О К Т Я Б Р Ь | Осень. Призна-ки осени. Деревья осенью. | 1 | 1.Тренировка плавного вдоха. «Осенние листочки». 2.Дыхательные упражнения. 3.Общая артикуляционная гимнастика. 4.Упражнения «Живые буквы». | 1.Распространение предложений прилагательными. 2. Развитие навыков звукового анализа слов (выделение начальных согласных звуков). | 1.Актуализация словаря по теме. 2.Составление предложений об осени. 3. Полные ответы на вопросы по теме «Осень». |
О К Т Я Б Р Ь | Огород. Овощи. | 2 | 1.Общая артикуляционная гимнастика. 2.Уточнение произношения звука [б]. 3. Воспроизведение длительного плавного выдоха. «Чей листик дальше улетел?» 4.Фонематический слух. Дифференциация [б]-[б’] по картинкам | 1. Образование множественного числа существительных. Игра с мячом «один-много» (слова со звуком [б]). | 1.Актуализация словаря по теме. 2. Отгадывание и толкования загадок. 3. Составление рассказа об овощах по алгоритму. 4. Заучивание стихотворения «Бэллочка и Боря» |
О К Т Я Б Р Ь | Сад. Фрукты. | 3 | 1.Развитие длительного плавного выдоха. «Чей пароход лучше гудит?». 2.Работа над чёткостью дикции и выразительности речи «Яблоко». 3.Специальная артикуляционная гимнастика для шипящих звуков и звука [р]. 4.Фонетический анализ определение места звука [б’] в словах «Разложи по корзинкам». | 1. Образование относительных прилагательных по теме «Весёлый повар». | 1.Актуализация словаря по теме. 2. Дифференциация овощей и фруктов. Игра «Поможем клоуну». 3.Рассказ по картинке «Сбор урожая». |
О К Т Я Б Р Ь | Лес. Грибы и лесные ягоды. | 4 | 1.Уточнение произношения звуков [д], [д’]. 2.Дифференциация звуков [б’]-[п’] в словах. 3.Дифференциация звуков [д]-[д’] в словах. 4.Звуковой анализ слогов: да, до, ду. 5.Фонематический анализ. Определение места звука [д] в словах. Игра «Светофор». | 1. Образование относительных прилагательных по теме «Весёлый повар». 2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (слова со звуками [д],[д’]). | 1.Актуализация и расширение слов по теме. Игра «За грибами». Загадки. 2.Составление рассказов по опорным картинкам «В лесу». |
О К Т Я Б Р Ь | Одежда. | 5 | 1.Развитие ритмичной и выразительной речи «Дождик, дождик». 2.Постановка шипящих звуков «Балалайка». 3.Подбор слов на звуки [д], [д’]. Соревнование «Кто больше?». | 1. Образование относительных прилагательных по теме «Одежда». 2.Использование несклоняемого существительного пальто. | 1.Расширение словаря по теме. 2.Отгадывание и толкование загадок об одежде. 3. Составление рассказов-описаний об одежде. Игра «Магазин». |
Н О Я Б Р Ь | Обувь. | 1 | 1.Уточнение произношения звука [г]. 2.Работа над четкостью дикции (Стихотворения М.Смирновой «Таня-неумелочка». 3.Работа над шепотной речью «Валенки». 4. Дифференциация звуков [д]-[т]. 5. Дифференциация звуков [г] и [г’] по картинкам. Звуковой анализ слогов:[га], [гу], [го]. 6.Печатание и чтение слогов с пройденной буквой | 1. Образование множественного числа существительных. Игра с мячом «один-много» (слова с [г], [г’). 2.Образование родительного падежа существительного по теме «Чего не хватает?». 3.Согласование прилагательных с существительным «Какой? Какая? Какое?» | 1.Расширение слов по теме. 2.Отгадывание и толкование загадок по теме. |
Н О Я Б Р Ь | Игруш-ки. | 2 | 1.Постановка дыхания. 2. Фонематический слух. Дифференциация [к]-[г], [г‘]-[к‘] в словах. 3. Составление и чтение слов с пройденными буквами. 4. Звукопроизношение. Игры «Тишина». «лес шумит» | 1. Образование родительного падежа существительного по теме «Игрушка» | 1.Актуализация слов по теме. 2.Рассказы-описания о любимых игрушках. 3. Составить рассказ по картинке «Жадный мальчик». |
Н О Я Б Р Ь | Посуда. | 3 | 1.Уточнения произношения [ф],[ф‘]. Заучивание стихотворения «Фиолетовый фломастер». 2. Работа над четкостью дикции. Загадки про поваренка. 3. Дифференциация звуков [ф],[ф’] от других звуков в словах (с опорой на картинки). 4. Составление и чтение слогов с новой буквой. «Живые буквы». 5.Профилактика дисграфии «Какие буквы написаны неправильно?». 6. Звукопроизношение. Игры «Мухи в паутине», «Пчелки и медвежата», «Балалайка» | 1. Образование множественного числа существительных. Игра со звуками [ф],[ф’], «один-много» . 2. Согласование прилагательных с существительными «Какой? Какая? Какое?» (с мячом) | 1.Расширение словаря по теме. 2.Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда. Загадки. 3. Составление предложений о посуде с отработанными слова. 4. Составление рассказов-описаний о посуде. |
Д Е К А Б Р Ь | Зима. Зимую-щие птицы. | 1 | 1.Работа над четкостью дикции «Гололедица» (В. Берестов) 2. Уточнение произношения звука [в]. 3. Работа над шепотной речью «Снегири» (Л, Татьяничева). 4. Дифференциация звука [в] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов. 5.Звуковой анализ слова ива. 6.Подборка слов со звуками [в],[в’]. Соревнование между командами. 7.Чтение слогов и слов с буквой В. Игра «Составь слово». 8. Звукопроизношение. Игры «Поезд», «Пчелы», «Моторчик». | 1.Образование притяжательных прилагательных по теме «Зимующие птицы». Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?». 2.Образование однокоренных слов от слова воробей. Игра с мячом «Передай дальше». 3. Употребление предлогов. Игра «У кормушки». | 1.Актуализация словаря. 2. Отгадывание загадок по теме. 3.Рассматривание картины «Первый снег». Беседа. |
Д Е К А Б Р Ь | Домаш-ние и дикие живот-ные зимой. | 2 | 1.Работа над четкостью дикции «Котик» (О. Высотская), «Белка» (А. Прокоьева) и [ф’]-[в’]. 2. Дифференциация звуков [ф]-[в] (с опорой на картинки). 4. Слоговой анализ названий домашних и диких животных. 5.Определение места звука [ф] в словах. | 1.Граммачтический строй речи. Существительные с суффиксами –онок, -ёнок. Игра «Найди маму». 2.Притяжательное прилагательное. «Кто за деревом?». Употребление существительного в творительном падеже. «Кто чем питается?» | 1.Беседа о домашних и диких животных (с опорой на картинки). Загадки. 2.Придумывание загадок-описания о диких животных. «Волшебный мешочек». 3. Рассказы-описания о домашних животных. 4. Развитие диалогической речи. Загадки. |
Д Е К А Б Р Ь | Новый год. | 3 | 1.Работа над интонационной выразительностью речи. 2.Уточнение произношения звука [х]. 3. Работа над ясной шепотной речью. «Год прошел». 4. Дифференциация звука [х] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов. 5. Дифференциация звуков [к]-[г]-[х]. 6.Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (снегопад). 7.Чтение предложений с новой буквой. | 1.Образование однокоренных слов от слова хлопушка. Игра «Передай мяч». 2.Относительные прилагательные по теме. | 1.Беседа о новогоднем празднике (с рассматриванием картинок). Загадки. 2.Рассказ по серии картинок «Подарок Незнайки». |
Я Н В А Р Ь | Мебель. | 1 | 1.Работа над четкостью дикции «Я за книжку..». 2. Работа над ясной шепотной речью. Загадки про буфет. 3.Автоматизация произношения шипящих звуков, изолированного звука [р]. Игра «Самолеты» 4. Слоговой анализ названий мебели. «Кто скорее?». 5. Подбор слов со звуками [к],[г],[х]. 6. Чтение предложений с новой буквой. | 1.Относительные прилагательные (тема «Мебель»). Игра с мячом. | 1. Расширение словаря (части мебели). Беседа по картинкам о мебели. |
Я Н В А Р Ь | Грузо-вой и пасса-жирский транс-порты | 2 | 1.Работа над интонационной выразительностью речи. «Самолет». 2. Уточнение произношения звука [ы] в стихотворении. 3. Работа над четкостью дикции. Загадки про вагоны. 4.Слоговой анализ названий транспорта. «Расставь по гаражам». 5. Звуковой анализ слова дым. 6.Подбор слов со звуком [ы] в заданном месте 7. Чтение слов и предложений с новой буквой. | 1. Образование множественного числа существительных. Лото «один-много». 2. Употребление в речи предлогов. Игра с машинками (комментирование действий). | 1.Беседа по картине «Виды транспорта». Загадки. 2. Составление рассказов-описаний о транспорте (по плану). |
Я Н В А Р Ь | Профессии на транспорте. | 3 | 1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи «Машинист». 2.Работа над силой голоса. Упражнение «Паровозы гудят». 3. Дифференциация звуков [ы] -[и] в ряду звуков, слогов, слов. 4.Слоговой анализ названий профессий на транспорте. 5. Определение места звука [ы]. 6. Чтение слов и предложений с новой буквой. 7.Автоматизация произношения шипящих в словах с закрытыми слогами. 8. Автоматизация звука [р] в открытых слогах. | 1. Творительный падеж существительных. «Кто чем управляет?» (с мячом). 2. Дательный падеж существительных. «Кому что нужно?» (с мячом). | 1.Беседа о профессии на транспорте. Загадки. 2. Рассказ о профессии по плану ( с опорой на картинку). |
Ф Е В Р А Л Ь | Детский сад. Профессии. | 1 | 1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. «Повар», «Врач». 2. Работа над ясной шепотной речью. «Дворник». 3.Слоговой анализ слов -названий профессий в д/с. 4. Дифференциация звука [с] в ряду звуков, слогов, слов. 5. Автоматизация произношения шипящих в играх «Пирожок», «Кот на крыше». 6.Игра «Составь слово». Чтение слов и слогов с буквой С. 7. Чтение предложений с новой буквой. | 1.Образование однокоренных слов от слова сад. Игра с мячом «Передай дальше». 2. «Кто чем пользуется?» (Творительный падеж существительных с опорой на картинки). | 1.Экскурсия по детскому саду. Расширение словаря. 2. Рассказы о профессиях в д/с (по плану). |
Ф Е В Р А Л Ь | Профессия швея. | 2 | 1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. Б. Захадер «Портниха», «Я рубашку сшила мишке». 2.Работа над ясной шепотной речью «Ты, портной,..». 3. Определение места звука [с] в словах. 4. Дифференциация звуков [с]-[с’] (с опорой на картинки). 5. Автоматизация произношения шипящих в игре «По ровненькой дорожке». | 1. Творительный падеж существительных «Чем пользуется портной» (выбери и назови картинки). 2. Относительные прилагательные «Какие платья сшила портниха?». | 1.Беседа о профессии швеи (с опорой на картинки). Расширение слов. Загадки. 2. Составление рассказ о портнихе (по плану). |
Ф Е В Р А Л Ь | Наша армия. | 3 | 1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи, мягкостью голоса. «Пограничники», «На ветвях заснули птицы». 2. Дифференциация звуков [с]-[з] в словах (с опорой на картинки). 3. Слоговой анализ слов: моряк, летчик, танкист, ракетчик. 4.Развитие фонематического анализа. «назови гласные в словах» (пилот, танкист). 5. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. | 1. Творительный падеж существительных. «Кто чем управляет?» (летчик, капитан, танкист). 2. Дательный падеж существительных. «Кому что нужно?» (летчик, капитан, танкист). | 1.Беседа о защитниках Родины. 2. Расширение словаря. 3. Рассказы-описания о защитниках Родины. 4.Слушание стихотворения «Наша армия». |
Ф Е В Р А Л Ь | Профессии на стройке. | 4 | 1. Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. «Плотник», «Каменщик», «Маляр». 2. Профилактика дисграфии «Буквы сломались». 3. Дифференциация звуков [з]-[з’] (с опорой на картинки). 4. Слоговой анализ слов -названий профессий по теме «Стройка». 5. Чтение слов и предложений с буквой З. 6. Автоматизация произношения шипящих звуков в пересказе. | 1. Образование множественного числа существительных со звуком [з]. Игра с мячом «один-много». 2. Дательный падеж существительных. «Кому что нужно?» (профессии на стройке) | 1.Беседа о профессиях на стройке. Расширение словаря (экскаваторщик, крановщик, сварщик). 2. Рассказы-описания о маляре, штукатуре, каменщике. 3.Составить и анализировать предложения по теме. |
М А Р Т | Весна. Приметы весны. | 1 | 1.Работа над плавностью речи, мягкостью голоса. «Апрель». 2. Работа над ясной шепотной речью. «Краски весны». 3.Дифференциация звука [ш] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов. 4. Чтение предложений с буквой Ш. 5. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах. | 1. Образование множественного числа существительных со звуком [ш]. Игра с мячом «один-много». 2. Образование однокоренных слов от слова весна. Игра «Кто больше?». | 1.Беседа о весне. 2.Расмотрение картинок. 3.Загадки о весне. 4.Рассказы о весне (по картинкам). 5.Рассказывание стихотворения А. Барто «Весна идет». |
М А Р Т | Комнатные растения. | 2 | 1.Звуки [с]-[ш] в словах. 2. Подбор слов со звуком [ш] в заданном месте. «Кто больше?». 3. Слоговой анализ слов –названий комнатных растений. 4. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах и словах. 5. Чтение маленьких текстов с пройденной буквой. | 1. Согласование прилагательных с существительными. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?». | 1.Экскурсия в уголок природы. Рассмотрения растений. Беседа. 2. Отгадывание загадок о комнатных растениях. 3. Рассказы о комнатных растениях по плану. |
М А Р Т | .пресноводные и аквариумные рыбы. | 3 | 1.Дифференциация звука [ж] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов. «Приседай». 2. Работа над ясной шепотной речью. 3. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах и словах. 4. Чтение слов и предложений с буквой Ж. 5. Автоматизация произношения звука [р ] в предложениях. Игра «Барашек». | 1. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными. 2. Творительный падеж существительных. «Кто чем питается?» | 1. Расширение лексики по теме. 2.Рассмотрение иллюстраций. Отгадывание загадок. Игра «Аквариум». 3. Составление рассказов-описаний о речных рыбах (по плану) с опорой на иллюстрации. |
М А Р Т | Наш город | 4 | 1.Дифференциация звуков [ш]-[ж] с опорой на картинки. 2. Слоговой анализ слов по теме (Абакан, Красноярск, Москва). «Кто больше?». 3.Чтение предложений с пройденной буквой. 4. Профилактика дисграфии. «Допиши буквы». | 1.Использование предлогов, составление предложений о реке Абакан с предлогами: на, по, над, в, из, через, около. | 1.Лексика. Абакан, Преображенский парк, Пушкинский сквер, Дворец спорта. Рассмотрение картинок. Беседа. 2. Составление предложений о городе. 3. Составление рассказа об Абакане. |
А П Р Е Л Ь | Весенние работы на селе. | 1 | 1.Дифференциация звуков [з]-[ж] с опорой на картинки. 2. .Подбор слов со звуком [ж] в заданном месте. «Кто больше?». 3. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в игре «Мышеловка». 4. Автоматизация произношения звука [р] в закрытых слогах и словами с ними. 5. Чтение предложений и текстов с пройденной буквой | 1.Единственное и множественное число глаголов: пахать, сажать, белить, копать, сеять. | 1.Глагольный словарь: пахать, сажать, рыхлить, копать, сеять. 2.Беседы по картинкам «Весенние с/х работы». 3. Составить предложения о весенних работах по картинкам. 4. Составить рассказ по серии картинок «Наш огород». |
А П Р Е Л Ь | Космос. | 2 | 1.Работа над четкостью дикции. «Космонавт», «Астроном». 2. Дифференциация звука [э] от других гласных звуков. 3. Чтение слов, предложений с новой буквой. 4. Автоматизация произношения звука [р] в закрытым слогом и предложениях с этими словами. | 1. Предлоги. Игра «Ракета и космонавты». | 1.Беседа о космосе. Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль, орбитальная станция. Загадки. 2. Рассказ о космонавте (по плану). |
А П Р Е Л Ь | Хлеб. | 3 | 1.Работа над ясной шепотной речью. Стихотворения Я.Акима «Хлеб ржаной…». 2. Дифференциация звуков [с]-[з]-[ж] в словах (с опорой на картинки). 3. Звуковой анализ слов: эта, рожь, пшеница, зерно, хлебороб, комбайн. | 1. Образование однокоренных слов от слова хлеб. Игра «Кто больше придумает?». | 1.Беседа о хлебе. Рассмотрение картинок. Беседа. 2.Пересказ рассказа Я. То «Все здесь». 3.Составить предложения о труде хлебороба с опорой на картинки. |
А П Р Е Л Ь | Почта. | 4 | 1.Проговаривание стихотворения И. Пивоваровой «Письмо» на мягкой атаке голоса. 2. Автоматизация звука [р] в слогах и цепочках слогов. 3. Дифференциация звуков [к]-[г]-[х] в словах (с опорой на картинки). 4.Составление и чтение слов перевертышей (мышка-камыш, банка-кабан). | 1.Беседа о работе почтальона. Новая лексика. 2. Отгадывание загадок о почте. 3. Составить рассказ о почтальоне по плану. | |
М А Й | Правила дорожного движения. | 1 | 1.Дифференциация звуков [в]-[ф] в словах. 2. Слоговой анализ слов по теме: жезл, переход, светофор. 3.Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [л]-[р]. 4.Упражнение «Буква потерялась». Слова: шуба, жаба, зонт, сом, сок (потерялись гласные буквы), слова: мох, дом, кот, кит (потерялись конечные согласные). | 1. Использование в речи предлогов: по, под, через, у. | 1.Беседа о правилах дорожного движения. Новая лексика: улица, перекресток, тропинка, пешеход, светофор, регулировщик. 2.Беседа по стихотворению С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч». |
М А Й | Насекомые. | 2 | 1.Автоматизация произношения звуков [л]-[р] в словах. 2.Звуковой и слоговый анализ слов 3. Чтение слов и маленьких текстов с пройденной буквой | 1.Употреблении в речи предлогов: на, над, за, в, из, из-за, из-под. | 1. Лексика: жук, бабочка, божья коровка, стрекоза, муравей. Глаголы: летает, порхает, жужжит, тащит, собирает. 3.Составить рассказ о насекомых по плану. |
М А Й | Лето. | 3 | 1.Общие речевые навыки. 2. Автоматизация произношения звука [р] в потешках и чистоговорок. 3.Звуковой анализ слов. 4. Чтение небольших текстов с пройденной буквой | 1.Лексика: Тема «Лето». Слова: лето, солнце, радуга, гром, гроза, солнцепек, жарко, плавать, загорать, играть. 2.Признаки лета. Игра «Доскажи словечко». 3.Составить рассказ по картинкам по плану. |
Используемая методическая литература:
- «Индивидуальные логопедические занятия.старший дошкольный возраст» автор-составитель Тырышкина О.В. – Волгоград, Учитель, 2012 г.
- «Инновации – в логопедическую практику». Составитель Громова О.Е. – М.: ЛИНКА – Пресс, 2008.
- «Логопедки. Вундеркинд с пеленок. 10 логопедических наборов с веселыми заданиями для развития правильной речи». – Спб.: ИП Иванова Н.А., 2012.
- Алябьева Е.А. «Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями». – М.: Сфера, 2011.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи.
- дошкольников с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Жукова Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи». – М.: Эксмо, 2014.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2014.
- картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. Воронина Л.П., Червякова Н.А. – Спб, Детство – пресс, 2014.
- Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Нищева Н.В. – Спб, Детство – Пресс, 2014.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для логопеда (4 альбома). – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
- Автоматизация свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц;
- Автоматизация сонорных звуков: л, ль
- Автоматизация сонорных звуков: р, рь.
- Автоматизация шипящих звуков: ш, ж, ч, щ;
- Куликовская Т.А «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». – Спб.: Детство –ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь
(часть I). —СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь
(часть II). —СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н.В. « Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» .
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Османова Г.А. «Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику». – Спб, КАРО, 2013.
подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок». Автор – составитель Гуськова А.А. – Волгоград, Учитель, 2011.
- Речевые тренинги по автоматизации свистящих звуков для детей с ОНР. Автор – составитель Омольчеко Л.В. – Волгоград, Учитель. 2011.
- Рыжанкова Е.Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой». – М.: Сфера, 2011.
- Слюсарь К.Н. «Игровык коррекционно – логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР». – М.: ВЛАДОС, 2014.
Методические материалы.
План взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год.
Сентябрь. | I этап. Диагностический | ||
№ п/п. | Формы работы | Темы. | Дата. |
1. | Индивидуальные беседы | 1 нед. | |
2. | Анкетирование | Сбор анамнестических данных о ребенке. | 2 нед. |
3. | Наглядно-текстовая информация | Особенности развития речи детей 6 года жизни. | 3-4 нед |
Октябрь | II этап. Основной. | ||
1. | Наглядно-текстовая информация | Речевые игры и упражнения дома. | 1 нед. |
2. | Наглядно-текстовая информация | Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика» | 2 нед. |
3. | Индивидуальные беседы | Особенности работы с ребенком | 3 нед. |
4. | Наглядно-текстовая информация | Речевые игры и упражнения дома. | 4 нед. |
Ноябрь. | |||
1. | Консультации. | Развитие речевого дыхания. | 1 нед. |
2. | Беседа. | «Как следить за автоматизацией поставленных звуков в домашних условиях». | 2-3 нед |
Декабрь. | |||
1. | Наглядно-текстовая информация | Развитие мелкой моторики у детей | 1 нед. |
2. | Открытое занятие | 2 нед. | |
3. | Выставка совместных семейных работ | 3 нед. | |
Январь. | |||
1. | Наглядно-текстовая информация | Буклет № Речевые игры и упражнения дома. | 1-2 нед |
Февраль. | |||
1. | Анкетирование | «Внимание ребенка» | 1 нед. |
2. | Индивидуальные консультации | 2 нед. | |
3. | Наглядно-текстовая информация | Буклет № Занимаюсь дома с мамой. | 3 нед. |
4. | Консультации. | Динамика речевого продвижения ребенка. | 4 нед. |
Март. | |||
1. | Наглядно-текстовая информация | Игра- лучший помощник в работе с детьми | 1 нед. |
2. | Выставка | Выставка книги для занятий с ребенком. | 2 нед. |
Апрель. | |||
1. | Консультации. | «Учили детей рассказывать» | 1-2 нед |
2. | Наглядно-текстовая информация | Буклет № Речевые игры и упражнения дома | 3 нед |
Май. | III этап. Заключительный. | ||
1. | Наглядно-текстовая информация | Речевые игры. | 1 нед. |
2. | Беседа | Как развить память ребенку. | 2 нед. |
3. | Встреча | Итоги работы за год. | 3 нед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 5 до 7 лет)
Рабочая программа учителя-логопеда....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...
Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...
Рабочая программа воспитателя по реализации адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе (6 - 7 лет) общей направленности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 комбинированного видаМосковского районаСанкт-Петербурга Рабочая программа воспитателяпо реализации адапт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи на 2021-2022 учебный год
Материал для учителей-логопедов...
Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, Цель:создание благоприя...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста с ...