Рабочая коррекционно-развивающая программа для ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Ольга Михайловна Фомина

Программа для детей с общим недоразвитием речи для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_logopedii_3.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребенка - детский сад «Калинка»»

Принята                                                                            Утверждена приказом

Решением Педагогического Совета                               МБДОУ «ЦЦР - детский сад    

Протокол №           от                 2015                                         «Калинка»»

                                                                                            №             от                   2015

Рабочая коррекционно-развивающая программа

для ребенка старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи.

Составитель: Фомина О.М., воспитатель

Абакан, 2015

Оглавление.

1. Пояснительная записка                                                                                     3 стр.

2. Учебно-тематический план.                                                                             6 стр.

                                                       

3. Тематическое планирование                                                                            7 стр.

   

4. Литература                                                                                                         16 стр.    

         

5. Методические материалы                                                                                 18 стр.

     1). План взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год.

     2). Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Пояснительная записка

     В связи с появлением в детских садах большого количества детей с нарушением речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений.

     Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранённым интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

     В данном случае у ребенка 3 уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Ребенок   может общаться с окружающими, но продолжает нуждаться в помощи взрослых, вносящих в его речь соответствующие понятия, так как самостоятельное общение является затрудненным. Звуки, которые произносятся правильно в изолированном виде, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Фонематическое недоразвитие проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков с тонкими акустико-артикуляционными признаками.

     У девочки фразовая речь приближается к низкой возрастной норме, в словаре мало обобщающих понятий, синонимов, недостаточная ориентировка в звуковой форме слова. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).

     Ребёнку характерен низкий уровень развития внимания (недостаточная устойчивость, ограниченные возможности распределения), заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания, ограниченные возможности развития познавательной деятельности, отстаёт в развитии наглядно-образного мышления. Несмотря на некоторые отклонения от возрастных нормативов речь у девочки обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев достаточно полноценным регулятором её поведения.

     Марианна посещает логопедическую группу, но мы считаем, что этого недостаточно. Поэтому для меня было актуально организовать коррекционно-развивающее сопровождение для данного ребенка, поработать над развитием и формированием всех сторон речи, психических процессов.

     Данная рабочая программа разработана с учётом целей и задач основной образовательной программы дошкольного учреждения. Потребностей и возможностей воспитанников МБДОУ.

Основой базовой рабочей программы являются:

  • Образовательная программа детского сада «Радуга» (авторский коллектив Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.)
  • «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3-7 лет» Нищева Н.В.
  • Учебно-методический комплекс «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк.
  • Рабочая коррекционная программа детей с общим недоразвитием речи первый год обучения (старшая компенсирующая группа) разработала Воронина С.В., учитель-логопед.
  • Методическое пособие Л.Н. Смирновой «Логопедия в детском саду».

Цель программы.

     Создание условий для устранения речевых недостатков у ребёнка с ОНР и осуществление его своевременного и полноценного личностного развития.

Основные задачи:

  1. Создавать условия для устранения дефектов звукопроизношения и развития фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развивать навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  3. Создавать условия для расширения, уточнения и обогащения лексического запаса ребёнка, развития связной речи ребёнка.
  4. Способствовать формированию грамматического строя речи.
  5. Создавать условия для предупреждения возможных трудностей усвоения школьных знаний.
  6. Развивать коммуникативность, культуру общения.

Вся работа осуществляется  по блокам:

  • Фонетическая сторона речи.
  • Грамматическая сторона речи.
  • Лексика и связная речь.

Задачи блоков.

     Фонетическая сторона речи.

  1. Создавать условия для правильного произношения звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  2. Формировать умение различать на слух гласные и согласные звуки, в подборе слов на заданный звук.
  3. Создавать условия для закрепления навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных их конца и начала слова.
  4. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.

Грамматическая сторона речи.

  1. Создавать условия для усвоения и использования в экспрессивной речи форм словоизменения: окончаний имён существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, косвенных падежах, окончаний прилагательных и глаголов.
  2. Совершенствовать навык согласования прилагательных и численных с существительными в роде, числе, падеже.

      Лексика и связная речь.

  1. Расширить объём правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов по всем изучаемым лексическим темам, создавать достаточный запас словарных образов.
  2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог.
  3. Создавать условия для составления рассказов описания; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по плану.
  4. Воспитывать активное внимание речи.

Срок реализации данной программы рассчитан на год.

Возраст ребёнка 5 лет.

     Режим занятий организуется в соответствии с учебным календарным графиком дошкольного образовательного учреждения.

     Программой предусмотрены каникулы.

      Продолжительность каникул в 2015-2016 учебном году.

Осенние   -  02.11.2015 – 06.11.2015

Зимние     – 21.12.2015 – 12.01.2016

Весенние – 28.03.2016 –  01.04.2016

Летние     – 01.06.2016 – 31.08.2016

     Данная программа реализуется в виде одного подгруппового и одного индивидуального занятия в неделю.

     Общее количество занятий подгрупповых – 29; индивидуальных – 29 занятий в год.

Продолжительность занятий 25 минут.

Ожидаемые результаты усвоения программы.

  1. Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной группы.
  2. Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  3. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными предложениями.
  4. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

Учебно-тематический план.

Месяц

Неделя

Название лексической темы

Кол-во часов

Подгрупп.

Индивид.

Октябрь

1.

2.

3.

4.

5.

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Огород. Овощи.

Сад. Фрукты.

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Одежда.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

1.

2.

3.

Обувь.

Игрушки.

Посуда.

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1.

2.

3.

Зима. Зимующие птицы.

Домашние и дикие животные зимой.

Новый год.

1

1

1

1

1

1

Январь

1.

2.

3.

Мебель.

Грузовой и пассажирский транспорт.

Профессии на транспорте.

1

1

1

1

1

1

Февраль

1.

2.

3.

4.

Детский сад. Профессии.

Профессия швея.

Наша армия.

Профессии на стройке.

1

1

1

1

1

1

1

1

Март

1.

2.

3.

4.

Весна. Приметы весны.

Комнатные растения.

Пресноводные и аквариумные рыбки.

Наш город

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

1.

2.

3.

4.

Весенние работы на селе.

Космос

Хлеб.

Почта.

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

1.

2.

3.

Правила дорожного движения.

Насекомые.

Лето.

1

1

1

1

1

1

                                                                                                                          29                   29

Тематическое планирование.

Месяц

Назва-ние

лекси-ческой темы

Неделя

Фонетическая сторона речи.

Развитие навыков языкового анализа.

Лексико-грамматическая сторона речи.

Лексика и связная речь.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Осень. Призна-ки осени. Деревья осенью.

1

1.Тренировка плавного вдоха. «Осенние листочки».

2.Дыхательные упражнения.

3.Общая артикуляционная гимнастика.

4.Упражнения «Живые буквы».

1.Распространение предложений прилагательными.

2. Развитие навыков звукового анализа слов (выделение начальных согласных звуков).

1.Актуализация  словаря по теме.

2.Составление предложений об осени.

3. Полные ответы на вопросы по теме «Осень».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Огород. Овощи.

2

1.Общая артикуляционная гимнастика.

2.Уточнение произношения звука [б].

3. Воспроизведение длительного плавного выдоха. «Чей листик дальше улетел?»

4.Фонематический слух. Дифференциация [б]-[б’] по картинкам

1. Образование множественного числа существительных. Игра с мячом «один-много» (слова со звуком [б]).

1.Актуализация  словаря по теме.

2. Отгадывание и толкования загадок.

3. Составление рассказа об овощах по алгоритму.

4. Заучивание стихотворения «Бэллочка и Боря»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Сад. Фрукты.

3

1.Развитие длительного плавного выдоха. «Чей пароход лучше гудит?».

2.Работа над чёткостью дикции и выразительности речи «Яблоко».

3.Специальная артикуляционная гимнастика для шипящих звуков и звука [р].

4.Фонетический анализ определение места звука [б’] в словах «Разложи по корзинкам».

1. Образование относительных прилагательных по теме «Весёлый повар».

1.Актуализация  словаря по теме.

2. Дифференциация овощей и фруктов. Игра «Поможем клоуну».

3.Рассказ по картинке «Сбор урожая».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Лес. Грибы и лесные ягоды.

4

1.Уточнение произношения звуков [д],        [д’].

2.Дифференциация звуков [б’]-[п’] в словах.

3.Дифференциация звуков [д]-[д’] в словах.

4.Звуковой анализ слогов: да, до, ду.

5.Фонематический анализ. Определение места звука [д] в словах. Игра «Светофор».

1. Образование относительных прилагательных по теме «Весёлый повар».

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (слова со звуками [д],[д’]).

1.Актуализация и расширение слов по теме. Игра «За грибами». Загадки.

2.Составление рассказов по опорным картинкам «В лесу».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Одежда.

5

1.Развитие ритмичной и выразительной речи «Дождик, дождик».

2.Постановка шипящих звуков «Балалайка».

3.Подбор слов на звуки [д], [д’]. Соревнование «Кто больше?».

1. Образование относительных прилагательных по теме «Одежда».

2.Использование несклоняемого существительного пальто.

1.Расширение словаря по теме.

2.Отгадывание и толкование загадок об одежде.

3. Составление рассказов-описаний об одежде. Игра «Магазин».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Обувь.

1

1.Уточнение произношения звука [г].

2.Работа над четкостью дикции (Стихотворения М.Смирновой «Таня-неумелочка».

3.Работа над шепотной речью «Валенки».

4. Дифференциация звуков [д]-[т].

5. Дифференциация звуков [г] и [г’] по картинкам. Звуковой анализ слогов:[га], [гу], [го].

6.Печатание и чтение слогов с пройденной буквой

1. Образование множественного числа существительных. Игра с мячом «один-много» (слова с [г], [г’).

2.Образование родительного падежа существительного  по теме «Чего не хватает?».

3.Согласование прилагательных с существительным «Какой? Какая? Какое?»

1.Расширение слов по теме.

2.Отгадывание и толкование загадок по теме.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Игруш-ки.

2

1.Постановка дыхания.

2. Фонематический слух. Дифференциация [к]-[г], [г‘]-[к‘] в словах.

3. Составление и чтение слов с пройденными буквами.

4. Звукопроизношение. Игры «Тишина». «лес шумит»

1. Образование родительного падежа существительного  по теме «Игрушка»

1.Актуализация  слов по теме.

2.Рассказы-описания о любимых игрушках.

3. Составить рассказ по картинке «Жадный мальчик».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Посуда.

3

1.Уточнения произношения [ф],[ф‘]. Заучивание стихотворения «Фиолетовый фломастер».

2. Работа над четкостью дикции. Загадки про поваренка.

3. Дифференциация звуков [ф],[ф’] от других звуков в словах (с опорой на картинки).

4. Составление и чтение слогов с новой буквой. «Живые буквы».

5.Профилактика дисграфии «Какие буквы написаны неправильно?».

6. Звукопроизношение. Игры «Мухи в паутине», «Пчелки и медвежата», «Балалайка»

1. Образование множественного числа существительных. Игра со звуками [ф],[ф’], «один-много» .

2. Согласование прилагательных с существительными «Какой? Какая? Какое?» (с мячом)

1.Расширение словаря по теме.

2.Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда. Загадки.

3. Составление предложений о посуде с отработанными слова.

4. Составление рассказов-описаний о посуде.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Зима. Зимую-щие птицы.

1

1.Работа над четкостью дикции «Гололедица» (В. Берестов)

2. Уточнение произношения звука [в].

3. Работа над шепотной речью «Снегири» (Л, Татьяничева).

4. Дифференциация звука [в] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов.

5.Звуковой анализ слова ива.

6.Подборка слов со звуками [в],[в’]. Соревнование между командами.

7.Чтение слогов и слов с буквой В. Игра «Составь слово».

8. Звукопроизношение. Игры «Поезд», «Пчелы», «Моторчик».

1.Образование притяжательных прилагательных по теме «Зимующие птицы». Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?».

2.Образование однокоренных слов от слова воробей. Игра с мячом «Передай дальше».

3. Употребление предлогов. Игра «У кормушки».

1.Актуализация  словаря.

2. Отгадывание загадок по теме.

3.Рассматривание картины «Первый снег». Беседа.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Домаш-ние и дикие живот-ные зимой.

2

1.Работа над четкостью дикции «Котик» (О. Высотская), «Белка» (А. Прокоьева) и [ф’]-[в’].

2. Дифференциация звуков [ф]-[в] (с опорой на картинки).

4. Слоговой анализ названий домашних и диких животных.

5.Определение места звука [ф] в словах.

1.Граммачтический строй речи. Существительные с суффиксами –онок, -ёнок. Игра «Найди маму».

2.Притяжательное прилагательное. «Кто за деревом?».

Употребление существительного в творительном падеже. «Кто чем питается?»

1.Беседа о домашних и диких животных (с опорой на картинки). Загадки.

2.Придумывание загадок-описания о диких животных. «Волшебный мешочек».

3. Рассказы-описания о домашних животных.

4. Развитие диалогической речи. Загадки.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Новый год.

3

1.Работа над интонационной выразительностью речи.

2.Уточнение произношения звука [х].

3. Работа над ясной шепотной речью. «Год прошел».

4. Дифференциация звука [х] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов.

5. Дифференциация звуков [к]-[г]-[х].

6.Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (снегопад).

7.Чтение предложений с новой буквой.

1.Образование однокоренных слов от слова хлопушка. Игра «Передай мяч».

2.Относительные прилагательные по теме.

1.Беседа о новогоднем празднике (с рассматриванием картинок). Загадки.

2.Рассказ по серии картинок «Подарок Незнайки».

Я

Н

В

А

Р

Ь

Мебель.

1

1.Работа над четкостью дикции «Я за книжку..».

2. Работа над ясной шепотной речью. Загадки про буфет.

3.Автоматизация произношения шипящих звуков, изолированного звука [р]. Игра «Самолеты»

4. Слоговой анализ названий мебели. «Кто скорее?».

5. Подбор слов со звуками [к],[г],[х].

6. Чтение предложений с новой буквой.

1.Относительные прилагательные (тема «Мебель»). Игра с мячом.

1. Расширение словаря (части мебели). Беседа по картинкам о мебели.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Грузо-вой и пасса-жирский транс-порты

2

1.Работа над интонационной выразительностью речи. «Самолет».

2. Уточнение произношения звука [ы] в стихотворении.

3. Работа над четкостью дикции. Загадки про вагоны.

4.Слоговой анализ названий транспорта. «Расставь по гаражам».

5. Звуковой анализ слова дым.

6.Подбор слов со звуком [ы] в заданном месте

7. Чтение слов и предложений с новой буквой.

1. Образование множественного числа существительных. Лото «один-много».

2. Употребление в речи предлогов. Игра с машинками (комментирование действий).

1.Беседа по картине «Виды транспорта». Загадки.

2. Составление рассказов-описаний о транспорте (по плану).

Я

Н

В

А

Р

Ь

Профессии на транспорте.

3

1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи «Машинист».

2.Работа над силой голоса. Упражнение «Паровозы гудят».

3. Дифференциация звуков [ы] -[и] в ряду звуков, слогов, слов.

4.Слоговой анализ названий профессий на транспорте.

5. Определение места звука [ы].

6. Чтение слов и предложений с новой буквой.

7.Автоматизация произношения шипящих в словах с закрытыми слогами.

8. Автоматизация звука [р] в открытых слогах.

1. Творительный падеж существительных. «Кто  чем управляет?» (с мячом).

2. Дательный падеж существительных. «Кому что нужно?» (с мячом).

1.Беседа о профессии на транспорте. Загадки.

2. Рассказ о профессии по плану ( с опорой на картинку).

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Детский сад. Профессии.

1

1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. «Повар», «Врач».

2. Работа над ясной шепотной речью. «Дворник».

3.Слоговой анализ слов -названий профессий в д/с.

4. Дифференциация звука [с] в ряду звуков, слогов, слов.

5. Автоматизация произношения шипящих в играх «Пирожок», «Кот на крыше».

6.Игра «Составь слово». Чтение слов и слогов  с буквой С.

7. Чтение предложений с новой буквой.

1.Образование однокоренных слов от слова сад. Игра с мячом «Передай дальше».

2. «Кто чем пользуется?» (Творительный падеж существительных с опорой на картинки).

1.Экскурсия по детскому саду. Расширение словаря.

2. Рассказы о профессиях в д/с (по плану).

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Профессия швея.

2

1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. Б. Захадер «Портниха», «Я рубашку сшила мишке».

2.Работа над ясной шепотной речью «Ты, портной,..».

3. Определение места звука [с] в словах.

4. Дифференциация звуков [с]-[с’] (с опорой на картинки).

5. Автоматизация произношения шипящих в игре «По ровненькой дорожке».

1. Творительный падеж существительных «Чем пользуется портной» (выбери и назови картинки).

2. Относительные прилагательные «Какие платья сшила портниха?».

1.Беседа о профессии швеи (с опорой на картинки). Расширение слов. Загадки.

2. Составление рассказ о портнихе (по плану).

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Наша армия.

3

1.Работа над четкостью дикции, выразительностью речи, мягкостью голоса. «Пограничники», «На ветвях заснули птицы».

2. Дифференциация звуков [с]-[з] в словах (с опорой на картинки).

3. Слоговой анализ слов: моряк, летчик, танкист, ракетчик.

4.Развитие фонематического анализа. «назови гласные в словах» (пилот, танкист).

5. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

1. Творительный падеж существительных. «Кто  чем управляет?» (летчик, капитан, танкист).

2. Дательный падеж существительных. «Кому что нужно?» (летчик, капитан, танкист).

1.Беседа о защитниках Родины.

2. Расширение словаря.

3. Рассказы-описания о защитниках Родины.

4.Слушание стихотворения «Наша армия».

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Профессии на стройке.

4

1. Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. «Плотник», «Каменщик», «Маляр».

2. Профилактика дисграфии «Буквы сломались».

3. Дифференциация звуков [з]-[з’] (с опорой на картинки).

4. Слоговой анализ слов -названий профессий по теме «Стройка».

5. Чтение слов и предложений с буквой З.

6. Автоматизация произношения шипящих звуков в пересказе.

1. Образование множественного числа существительных со звуком [з]. Игра с мячом «один-много».

2. Дательный падеж существительных. «Кому что нужно?» (профессии на стройке)

1.Беседа о профессиях на стройке. Расширение словаря (экскаваторщик, крановщик, сварщик).

2. Рассказы-описания о маляре, штукатуре, каменщике.

3.Составить и анализировать предложения по теме.

М

А

Р

Т

Весна. Приметы весны.

1

1.Работа над плавностью речи, мягкостью голоса. «Апрель».

2. Работа над ясной шепотной речью. «Краски весны».

3.Дифференциация звука [ш] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов.

4. Чтение предложений с буквой Ш.

5. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах.

1. Образование множественного числа существительных со звуком [ш]. Игра с мячом «один-много».

2. Образование однокоренных слов от слова весна. Игра «Кто больше?».

1.Беседа о весне.

2.Расмотрение картинок.

3.Загадки о весне.

4.Рассказы о весне (по картинкам).

5.Рассказывание стихотворения А. Барто «Весна идет».

М

А

Р

Т

Комнатные растения.

2

1.Звуки [с]-[ш] в словах.

2. Подбор слов со звуком [ш] в заданном месте. «Кто больше?».

3. Слоговой анализ слов –названий комнатных растений.

4. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах и словах.

5. Чтение маленьких текстов  с пройденной буквой.

1. Согласование прилагательных с существительными. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?».

1.Экскурсия в уголок природы. Рассмотрения растений. Беседа.

2. Отгадывание загадок о комнатных растениях.

3. Рассказы о комнатных растениях по плану.

М

А

Р

Т

.пресноводные и аквариумные рыбы.

3

1.Дифференциация звука [ж] от других звуков в ряду звуков, слогов, слов. «Приседай».

2. Работа над ясной шепотной речью.

3. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах и словах.

4. Чтение слов и предложений с буквой Ж.

5. Автоматизация произношения звука [р ] в предложениях. Игра «Барашек».

1. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными.

2. Творительный падеж существительных. «Кто  чем питается?»

1. Расширение лексики по теме.

2.Рассмотрение иллюстраций. Отгадывание загадок. Игра «Аквариум».

3. Составление рассказов-описаний о речных рыбах (по плану) с опорой на иллюстрации.

М

А

Р

Т

Наш город

4

1.Дифференциация звуков [ш]-[ж] с опорой на картинки.

2. Слоговой анализ слов по теме (Абакан, Красноярск, Москва). «Кто больше?».

3.Чтение предложений с пройденной буквой.

4. Профилактика дисграфии. «Допиши буквы».

1.Использование предлогов, составление предложений о реке Абакан с предлогами: на, по, над, в, из, через, около.

1.Лексика. Абакан, Преображенский парк, Пушкинский сквер, Дворец спорта. Рассмотрение картинок. Беседа.

2. Составление предложений о городе.

3. Составление рассказа об Абакане.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Весенние работы на селе.

1

1.Дифференциация звуков [з]-[ж] с опорой на картинки.

2. .Подбор слов со звуком [ж] в заданном месте. «Кто больше?».

3. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в игре «Мышеловка».

4. Автоматизация произношения звука [р] в закрытых слогах и словами с ними.

5. Чтение предложений и текстов  с пройденной буквой

1.Единственное и множественное число глаголов: пахать, сажать, белить, копать, сеять.

1.Глагольный словарь: пахать, сажать, рыхлить, копать, сеять.

2.Беседы по картинкам «Весенние с/х работы».

3. Составить предложения о весенних работах по картинкам.

4. Составить рассказ по серии картинок «Наш огород».

А

П

Р

Е

Л

Ь

Космос.

2

1.Работа над четкостью дикции. «Космонавт», «Астроном».

2. Дифференциация звука [э] от других гласных звуков.

3. Чтение слов, предложений с новой буквой.

4. Автоматизация произношения звука [р] в закрытым слогом и предложениях с этими словами.

1. Предлоги. Игра «Ракета и космонавты».

1.Беседа о космосе. Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль, орбитальная станция. Загадки.

2. Рассказ о космонавте (по плану).

А

П

Р

Е

Л

Ь

Хлеб.

3

1.Работа над ясной шепотной речью. Стихотворения Я.Акима «Хлеб ржаной…».

2. Дифференциация звуков [с]-[з]-[ж] в словах (с опорой на картинки).

3. Звуковой анализ слов: эта, рожь, пшеница, зерно, хлебороб, комбайн.

1.  Образование однокоренных слов от слова хлеб. Игра «Кто больше придумает?».

1.Беседа о хлебе. Рассмотрение картинок. Беседа.

2.Пересказ рассказа Я. То     «Все здесь».

3.Составить предложения о труде хлебороба с опорой на картинки.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Почта.

4

1.Проговаривание стихотворения И. Пивоваровой «Письмо» на мягкой атаке голоса.

2. Автоматизация звука [р] в слогах и цепочках слогов.

3. Дифференциация звуков [к]-[г]-[х] в словах (с опорой на картинки).

4.Составление и чтение слов перевертышей (мышка-камыш, банка-кабан).

1.Беседа о работе почтальона. Новая лексика.

2. Отгадывание загадок о почте.

3. Составить рассказ о почтальоне по плану.

М

А

Й

Правила дорожного движения.

1

1.Дифференциация звуков [в]-[ф] в словах.

2. Слоговой анализ слов по теме: жезл, переход, светофор.

3.Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [л]-[р].

4.Упражнение «Буква потерялась». Слова: шуба, жаба, зонт, сом, сок (потерялись гласные буквы), слова: мох, дом, кот, кит (потерялись конечные согласные).

1. Использование в речи предлогов: по, под, через, у.

1.Беседа о правилах дорожного движения. Новая лексика: улица, перекресток, тропинка, пешеход, светофор, регулировщик.

2.Беседа по стихотворению С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

М

А

Й

Насекомые.

2

1.Автоматизация произношения звуков [л]-[р] в словах.

2.Звуковой и слоговый анализ слов

3. Чтение слов и маленьких текстов  с пройденной буквой

1.Употреблении в речи предлогов: на, над, за, в, из, из-за, из-под.

1. Лексика: жук, бабочка, божья коровка, стрекоза, муравей. Глаголы: летает, порхает, жужжит, тащит, собирает.

3.Составить рассказ о насекомых по плану.

М

А

Й

Лето.

3

1.Общие речевые навыки.

2. Автоматизация произношения звука [р] в потешках и чистоговорок.

3.Звуковой анализ слов.

4. Чтение небольших текстов  с пройденной буквой

1.Лексика: Тема «Лето». Слова: лето, солнце, радуга, гром, гроза, солнцепек, жарко, плавать, загорать, играть.

2.Признаки лета. Игра «Доскажи словечко».

3.Составить рассказ по картинкам по плану.

Используемая методическая литература:

  1. «Индивидуальные логопедические занятия.старший дошкольный возраст» автор-составитель Тырышкина О.В. – Волгоград, Учитель, 2012 г.
  2. «Инновации – в логопедическую практику». Составитель Громова О.Е. – М.: ЛИНКА – Пресс, 2008.
  3. «Логопедки. Вундеркинд с пеленок. 10 логопедических наборов с веселыми заданиями для развития правильной речи». – Спб.: ИП Иванова Н.А., 2012.
  4. Алябьева Е.А. «Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями». – М.: Сфера, 2011.
  5. Володина В.С. Альбом по развитию речи.
  6. дошкольников с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,                                  2012.
  7.  Жукова Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи». – М.: Эксмо, 2014.
  8. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2014.
  9. картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. Воронина Л.П., Червякова Н.А. – Спб, Детство – пресс, 2014.
  10. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Нищева Н.В. – Спб, Детство – Пресс, 2014.
  11. Коноваленко В.В.,  Коноваленко С.В. Дидактический материал для логопеда (4 альбома). – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

- Автоматизация свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц;

- Автоматизация сонорных звуков: л, ль

- Автоматизация сонорных звуков: р, рь.

- Автоматизация шипящих звуков: ш, ж, ч, щ;

  1. Куликовская Т.А «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». – Спб.: Детство –ПРЕСС, 2013.
  2. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2 — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  3. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  4. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  5. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь
    (часть I). —СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  6. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь
    (часть II). —СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  7. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей
  8. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической  группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.
  9. Нищева Н.В. « Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» .
  10. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
  11.  Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
  12. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  13. Османова Г.А. «Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику». – Спб, КАРО, 2013.

подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  1. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок». Автор – составитель Гуськова А.А. – Волгоград, Учитель, 2011.
  2. Речевые тренинги по автоматизации свистящих звуков для детей с ОНР. Автор – составитель Омольчеко Л.В. – Волгоград, Учитель. 2011.
  3. Рыжанкова Е.Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой». – М.: Сфера, 2011.
  4. Слюсарь К.Н. «Игровык коррекционно – логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР». – М.: ВЛАДОС, 2014.

Методические материалы.

План взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год.

Сентябрь.

I этап. Диагностический

№ п/п.

Формы работы

Темы.

Дата.

1.

Индивидуальные беседы

1 нед.

2.

Анкетирование

Сбор анамнестических данных о ребенке.

2 нед.

3.

Наглядно-текстовая информация

Особенности развития речи детей 6 года жизни.

3-4 нед

Октябрь

II этап. Основной.

1.

Наглядно-текстовая информация

Речевые игры и упражнения дома.

1 нед.

2.

Наглядно-текстовая информация

Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»

2 нед.

3.

Индивидуальные беседы

Особенности работы с ребенком

3 нед.

4.

Наглядно-текстовая информация

Речевые игры и упражнения дома.

4 нед.

Ноябрь.

1.

Консультации.

Развитие речевого дыхания.

1 нед.

2.

Беседа.

«Как следить за автоматизацией поставленных звуков в домашних условиях».

2-3 нед

Декабрь.

1.

Наглядно-текстовая информация

Развитие мелкой моторики у детей

1 нед.

2.

Открытое занятие

2 нед.

3.

Выставка совместных семейных работ

3 нед.

Январь.

1.

Наглядно-текстовая информация

Буклет №   Речевые игры и упражнения дома.

1-2 нед

Февраль.

1.

Анкетирование

«Внимание ребенка»

1 нед.

2.

Индивидуальные консультации

2 нед.

3.

Наглядно-текстовая информация

Буклет №   Занимаюсь дома с мамой.

3 нед.

4.

Консультации.

Динамика речевого продвижения ребенка.

4 нед.

Март.

1.

Наглядно-текстовая информация

Игра- лучший помощник в работе с детьми

1 нед.

2.

Выставка

Выставка книги для занятий с ребенком.

2 нед.

Апрель.

1.

Консультации.

«Учили детей рассказывать»

1-2 нед

2.

Наглядно-текстовая информация

Буклет №   Речевые игры и упражнения дома

3 нед

Май.

III этап. Заключительный.

1.

Наглядно-текстовая информация

Речевые игры.

1 нед.

2.

Беседа

Как развить память ребенку.

2 нед.

3.

Встреча

Итоги работы за год.

3 нед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

Рабочая программа воспитателя по реализации адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе (6 - 7 лет) общей направленности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 комбинированного видаМосковского районаСанкт-Петербурга Рабочая программа воспитателяпо реализации адапт...

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, Цель:создание благоприя...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста  с ...