Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью,
Цель:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья дошкольного детства,
- развитие предметной и игровой деятельности, психомоторной сферы, навыков коммуникации, обогащение сенсорного опыта
Задачи:
- формировать и развивать личность с учетом психофизических возрастных особенностей;
- обогащать чувственный опыт
- развивать психомоторную сферу (восприятие, память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику);
- расширять игровой и поведенческий репертуар;
- расширять представления детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами;
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
Программа имеет концептуальнцю основу:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец,
- А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
Составлена на основе разработок Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А., Т.Ф. Барановой, Б.М.Басанговой, С.М. Мартыненко, С.Ю.Танцюра, Е.А. Чевычеловой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_korrektsionno-razvivayushchaya_programma_dlya_detey_s_uo.docx | 72.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга.
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета от 31. 08. 2023 Протокол № 1 | УТВЕРЖДЁНА Приказ по ГБДОУ №38 от 31. 08. 2023 № 199 Заведующий ГБДОУ № 38 ________________Т. Л. Балабай |
Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
на 2023–2024 учебный год
Автор-составитель педагог-психолог:
Семченкова Виктория Владимировна
Санкт-Петербург
2023
Содержание:
I. Целевой раздел
1.Цель
2.Задачи
3.Концептуальные основы программы
4.Прогнозируемый результат
5.Формы работы
6.Технологии
II. Содержательный раздел
1.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
2.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом для детей среднего дошкольного возраста (5-7лет)
III. Организационный раздел
1. Оснащение занятий
2.Принципы проведения занятий
3.Этапы
Список литературы
I. Целевой раздел
1.Цель:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья дошкольного детства,
- развитие предметной и игровой деятельности, психомоторной сферы, навыков коммуникации, обогащение сенсорного опыта
2.Задачи:
- формировать и развивать личность с учетом психофизических возрастных особенностей;
- обогащать чувственный опыт
- развивать психомоторную сферу (восприятие, память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику);
- расширять игровой и поведенческий репертуар;
- расширять представления детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами;
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
3.Концептуальная основа программы
При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец,
- А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
Согласно концепции генезиса общения М.И. Лисиной, развитие общения ребенка со взрослым происходит как смена качественно своеобразных форм общения. Каждую форму характеризуют содержание коммуникативной потребности, мотивы, средства общения и время появления в онтогенезе.
Первой в онтогенезе появляется ситуативно-личностная форма общения. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Такое общение реализуется с помощью экспрессивно-мимических средств (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).
Затем складывается ситуативно-деловое общение со взрослым. Это общение опосредствуется предметами, его основным содержанием является практическое сотрудничество со взрослым. Потребность в сотрудничестве становится главным содержанием коммуникативной потребности. Интерес ребенка сосредоточивается на “деловых” качествах взрослого – умении разнообразно действовать с предметами, демонстрировать их новые свойства, организовывать совместные игры и занятия. Взрослый становится не только источником доброжелательного внимания, но помощником, партнером по совместной предметной деятельности, и образцом для подражания, ценителем умений ребенка. Центральным мотивом общения становится деловой. Средствами такого общения являются предметные действия, позы, жесты, локомоции; постепенно ребенок овладевает речью, которая со временем становится основным средством общения.
В дальнейшем начинает складываться внеситуативно-познавательное общение со взрослым, которое станет одной из основных форм общения в дошкольном возрасте. Ребенка интересуют не только действия с предметами в наличной ситуации, но и некоторые скрытые от прямого наблюдения свойства предметов, их устройство, а также события и явления, которые не представлены “здесь и сейчас”. Такое общение может происходить как в совместной со взрослым предметной деятельности, так и на фоне совместного чтения и обсуждения детских книжек, рассматривания картинок, разговоров о животных, машинах, явлениях природы. Взрослый для ребенка является интересным собеседником, способным ответить на любой вопрос, рассказать о чем-то новом. При этом ребенку нужно, чтобы взрослый относился серьезно, с уважением к его вопросам, высказываниям, рассуждениям. Уважение взрослого становится главным содержанием коммуникативной потребности в рамках данной формы общения. Среди мотивов общения центральное место занимает познавательный.
Одной из целей предлагаемых игр и упражнений является помощь детям в освоении двух первых форм общения - ситуативно-личностной и ситуативно-деловой форм общения, заложить основу для дальнейшего формирования внеситуативно-познавательного общения.
4.Прогнозируемый результат:
- психотерапевтический эффект. Доверие ребенка к педагогу-психологу, стремление к контакту с ним, открытость и интерес к занятиям, а также снижение эмоциональной напряженности.
- повышение познавательной активности;
- обогащение чувственного опыта
- улучшение навыков саморегуляции эмоциональных реакций;
- понимания обращенной речи, выполнение простых инструкций;
- формирование навыков общения, умения использовать отдельные слова;
- активизируется восприятие, память, речь, внимание и мышление;
- развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
- развитие умения выражать в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;
- развитие умения различать эмоции по схемам – «пиктограммам», фото;
- развитие умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничество;
- формирование социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
- расширение игрового и поведенческого репертуара
- создание положительного настроя к занятиям;
5.Формы работы с детьми в рамках программы:
- программа предусмотрена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет;
- календарно – тематический план рассчитан на 8 месяцев;
- занятия начинаются с 1-й недели октября, заканчиваются в мае;
- занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам и индивидуально;
- продолжительность занятий
4-5 лет | до 20 минут |
5-6 лет | до 25 минут |
6-7 лет | до 30 минут |
Длительность занятия и последовательность упражнений и игр зависит от психоэмоционального настроя ребенка и может быть изменена по объективным данным. Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 1 встрече в неделю, всего 31 занятие.
- работа с родителями детей - участников программы: предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и консультаций.
Программа реализуется через использование следующих технологий:
- музыкальное сопровождение;
- подвижные и малоподвижные игры;
- танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники;
- игры с водой и песком;
- массаж и самомассаж;
- релаксационные упражнения;
- словесные игры;
- пальчиковые игры;
- речедвигательные упражнения;
- игры с предметами и материалами;
- арт – техники и продуктивная деятельность;
- игры на магнитной доске;
- психогимнастика
II. Содержательный раздел
1.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом на 2023-2024 уч.год
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Месяц | Неделя | Номер занятия | Тема занятия | Цель занятия | Материалы, содержание |
сентябрь | 1 | Диагностика | Диагностическая работа проводится в виде индивидуального изучения ребенка методом наблюдения во всех видах деятельности. | ||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
октябрь | 1 | 1 | Знакомство | формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущения собственных движений; у учить ребенка сосредоточенно играть одной игрушкой 3 минуты, выполнять действия, показанные педагогом. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Сорока-белобока» Упражнение «Перекладывание цветных шариков в корзинку» |
2 | 2 | Ладушки | способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущения собственных движений; учить ребенка сосредоточенно играть одной игрушкой 3-4 минуты, выполнять действия, показанные педагогом. | Упражнение «Испечем оладушки» Упражнение «Лови шарик» | |
3 | 3 | Мое имя
| способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем; накапливать зрительно-осязательные впечатления; учить детей сосредоточенно играть, накладывать кубик на кубик. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Кто спрятался?» Упражнение «Башня из кубиков» | |
4 | 4 | Это Я | учить ребенка узнавать себя в зеркале, учить использовать указательный жест; накапливать зрительно- осязательные впечатления; развивать у ребенка умение сосредоточенно играть одной игрушкой; развивать координацию мелких движений | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Кто это?» Упражнение «Нанизывание колец на стержень» | |
ноябрь | 1 | 5 | Мои ножки и ручки
| формировать у ребенка эмоциональный контакт с взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции; развивать у ребенка умение сосредоточенно играть, одной игрушкой; развивать координацию мелких движений кисти руки. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Топни ножкой» Игра «Покорми мишку» |
2 | 6 | Поиграем | учить ребенка фиксировать внимание на себе и идентифицировать себя со своим именем; формировать у ребенка умение сосредоточенно играть, одной игрушкой; развивать координацию, крупную моторику. | Игра «Бабушкин клубочек» Игра «Покатаем зайчиков» | |
3 | 7 | Моя улыбка | закреплять у ребенка умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение; формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания, умения действовать по инструкции | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Смотрим и улыбаемся» Игра «Поймай рыбку» | |
4 | 8 | Мои игрушки | накапливать зрительно-осязательные впечатления, развивать произвольное выполнение действий; знакомить с тождеством: такой — не такой, одинаковые — разные; накапливать зрительно-осязательные впечатления | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Игрушки» Упражнение «Одинаковые — разные» | |
5 | 9 | Мои игрушки (закрепление) | закреплять представления о тождестве: такой — не такой, одинаковые — разные; накапливать зрительно-осязательный опыт. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Упражнение «Одинаковые — разные» Игра «Сборная матрешка» | |
декабрь | 1 | 10 | Песочница | знакомить ребенка с песком, формировать интерес к играм с песком; учить группировать предметы по цвету. | Игра «Сделаем дорожку» Игра «Цветные горки» |
2 | 11 |
Я рисую | способствовать снятию психоэмоционального напряжения обогащение сенсорного опыта. развитие зрительного восприятия. развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. | Упражнение «Рисование на водном коврике» | |
3 | 12 |
Ладошки
| учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук; развивать совместные действия. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Перчатки» Игра «Покатай ежа» | |
4 | 13 | Бусы для елки | формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов; группирование по цвету, называние цвета. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Сделаем бусы для елки» (шнуровка) Игра «Разложим шарики в свои домики» | |
январь | 2 | 14 | Поиграем
| учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое, развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.
| Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Собачка» Игра «Разложи по форме» |
3 | 15 |
Повар | учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения кистью руки; чередование по величине; формировать у ребенка интерес к играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая педагогу. | Игра «Варим кашу» (фасоль) | |
4 | 16 | Матрешка | учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое — птицу; учить соотносить предметы по величине. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Птичка» Игра «Матрешка» | |
5 | 17 | Диагностика | |||
февраль | 1 | 18 |
Строитель | формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: игрушки — машина, кирпичики, домик, петушок. формирование чувства эмпатии | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Построим забор для петушка» |
2 | 19 |
Паровозик дружбы | учить детей совместным действиям в музыкальных играх. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Подвижная игра «Паровозик дружбы» | |
3 | 20 | Прятки | учить ребенка произвольным движениям под слова психолога, продолжаем учить проявлять мимикой радость (улыбка); учить ребенка соотносить картинки и находить одинаковые. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Спрятались- выглянули» Игра «Найди такую же» | |
4 | 21 | Волшебные мелодии | развивать чувство ритма, слухового восприятия учить ребенка произвольным движениям под музыку развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Передай мяч под музыку» Музыкальная игра «Карусели» | |
март | 1 | 22 |
Картина для мамы | способствовать снятию психоэмоционального напряжения развитие самоконтроля, мелкой моторики обогащение тактильного опыта | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Рисование пальчиковыми красками «Дорожка»; «Капля дождя»; «Лучики солнца»; «Травка»; |
2 | 23 |
Точки | развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения, развитие самоконтроля, мелкой моторики познакомить на практике с графическим термином «точка»; учить наносить точки равномерно по поверхности листа. закреплять математические понятия «один-много» | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Брось-поймай» Игра «Звезды на небе» | |
3 | 24 |
Точки | развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения, развитие самоконтроля; познакомить на практике с графическим термином «точка»; учить наносить точки равномерно по поверхности листа. закреплять математические понятия «один-много» | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Брось-поймай» Игра «Звезды на небе» | |
4 | 25 |
Волшебный песок | способствовать снятию психоэмоционального напряжения развивать речь, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои ощущения; развивать мелкую моторику. | Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» Игра с кинетическим песком «Тучи-дождик» | |
апрель | 1 | 26 | Мое веселое настроение | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать закреплять эмоцию радость; включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач формирование умение соотносить предметы по форме, цвету | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Если нравится тебе, то делай так» (на ковре) Игра «Геометрическая мозаика» |
2 | 27 | Весенний дождик | способствовать снятию психоэмоционального напряжения расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении окружающим учить проводить вертикальные линии (рисование по зрительным опорам в виде точек). расширять представления о природных явлениях (жара, дождь). закрепляем понятия большой-маленький, учим детей имитировать животных. развиваем крупную моторику. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Нарисуем дождик» Игра «Большой домик – маленький» | |
3 | 28 | Песочные прятки | способствовать снятию психоэмоционального напряжения развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие; развивать мелкую моторику рук развивать тактильное восприятие; развивать мышление, внимание, наблюдательность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Песочница» Кварцевый песок, разноцветные камушки, ракушки, мелкие игрушки. | |
4 | 29 |
Рыбалка
| учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое — рыбку; учить соотносить предметы по величине. развитие мелкой моторики, внимания | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Игра «Рыбка» Магнитная игра «Рыбалка» | |
май | 1 | 30 | Камушки | создавать положительный эмоциональный настрой; развивать чувства единства. снижать импульсивность, повышать двигательную активность. учить соотносить и сортировать предметы по цвету, размеру | Упражнени «Мы сначала будем хлопать, а потом ногами топать» Мозаика «Камушки» |
2 | 31 | Волшебный лес | создавать положительный эмоциональный настрой способствовать снятию психоэмоционального напряжения формирование сюжетной игры формировать умение выделять предмет по признаку (цвет) развитие произвольности, мелкой моторики | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Кинетический песок , набор деревьев, фигурок животных Упражнение «посади лес» Игра «Лесные друзья» | |
3 | 32 | Весеннее солнце | создавать положительный эмоциональный настрой способствовать снятию психоэмоционального напряжения закрепление представлений о базовых эмоциях развитие мелкой моторики обогащение тактильного опыта | Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2) Цветной кварцевый песок, клей, шаблон рисунка (солнце, туча, дождик) Рисование песком | |
4 | Диагностика | ||||
5 | Диагностика |
2.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом на 2023-2024 уч.год
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Месяц | Неделя | Номер занятия | Тема занятия | Цель занятия | Материалы |
сентябрь | 1 | Диагностика | Диагностическая работа проводится в виде индивидуального изучения ребенка методом наблюдения во всех видах деятельности. | ||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
октябрь | 1 | 1 | Знакомство | формирование положительной адаптации к группе, к взрослому способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | Игра: «Заряд бодрости» Упражнение «Давай знакомиться» (рукопожатие с Игрушкой) Игра: «Я котик и ты котик…» |
2 | 2 | Мое имя | способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени развивать эмпатию и навыки общения развитие навыка саморегуляции, удержания инструкции | Упражнение «Здравствуй небо голубое…» Упражнение «Поймай мяч и назови свое имя» Упражнение «Ласковое имя» | |
3 | 3 | Давайте дружить
| снятие эмоционально-мышечного напряжения. развивать внимание, память, зрительное восприятие. развитие эмпатии, сочувствия | Подвижная игра «Звериная зарядка». Кинезиологическое упражнение «Лягушка» Игра «Зайка, Зайка, что с тобой?» (Баранова Т.Ф. стр.38) | |
4 | 4 | Мы разные | создавать положительный эмоциональный настрой; развивать чувства единства. снижать импульсивность, повышать двигательную активность. развитие зрительного внимания и запоминания | Упражнени «Мы сначала будем хлопать, а потом ногами топать» Подвижная игра «Море волнуется» «Угадай кто в домике?» (Стребелева КРО, стр.38) | |
ноябрь | 1 | 5 | Мои помощники глазки
| способствовать снятию психоэмоционального напряжения. развивать навыки исследования предметов с помощью глаз; тренировка зрительного восприятия развивать зрительно-двигательную координацию; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания, умения действовать по инструкции | Упражнение «Здравствуй солнышко» Упражнение «Путаница»/ «Найди тень» Шнуровка «Бусы для куклы» (Стребелева КРО, стр.61) |
2 | 6 | Мои помощник носик | способствовать снятию психоэмоционального напряжения развивать навыки исследования предметов с помощью органа чувств; тренировка обонятельных ощущений. формирование нагдядно-образного мышления | Гимнастика для носа Игра: «Внимательный носик». «Как построить поезд?» (Стребелева КРО, стр.46) | |
3 | 7 | Мои помощники ушки и ротик | обогащать сенсорный опыт, развивать слуховое восприятие; развивать артикуляционный аппарат; побуждать к речевой активности; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания, умения действовать по инструкции | Игра «Солнышко» (кинезиологическое упражнение под музыку) Игра «Кошки мышки» Упражнение «Повтори за мной» (вокализации, хлопки, металлофон, маракас, колокольчик) | |
4 | 8 | Мои помощники ручки | развивать тактильные ощущения; - побуждать к речевой активности. способствовать снятию психоэмоционального напряжения. развитие навыка саморегуляции, удержания инструкции, целеноправленности действий | Упражнение: «Разотрем ладошки» Игра «Каждому пальчику - шапочку» (Стребелева КРО, стр.56) Упражнение «Обними себя» Кинезиологическое упражнение: «Ладушки-Оладушки».
| |
5 | 9 | Мои помощники ножки | развивать двигательную активность; способствовать снятию психоэмоционального напряжения учить выполнять движения по подражанию развитие внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный объект | Психосоматическое упражнение: «Аист на болоте» Упражнение «Зайки» (Стребелева КРО, стр.233) Мозаика (геометрические фигуры) | |
декабрь | 1 | 10 | «Радость» | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать знакомство с чувством радость; учить детей изображать радость с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); знакомство с пиктограммой «радость» развитие зрительного восприятия, внимания, анализ-синтеза развитие мелкой моторики обогащение сенсорного опыта, развитие тактильных ощущений | Упражнение «Здравствуй солнышко» (Баранова, 41) Упражнение «Зеркало» Рассматривание фотографии с эмоцией радость. Собери эмоцию (разрезные картинки) Пальчиковый массаж «Радостные ежики» (мячики, помпоны, су-джок) |
2 | 11 |
«Злость» | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать знакомить с чувством злость; учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. развитие тактильных ощущений, обогащение сенсорного опыта знакомство с пиктограммой «радость» развитие зрительного восприятия, внимания, операций анализа-синтеза | Упражнение «Зеркало» Котик настроений (игрушка-перчатка) Рассматривание фотографии с эмоцией злость. Пальчиковый массаж «Сердитые ежики» (мячики, помпоны, су-джок) «Собери эмоцию» (разрезные картинки) Упражнение «Что я делаю, когда злюсь?» | |
3 | 12 |
«Грусть»
| способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать знакомить с чувством грусть; учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. развитие зрительного восприятия, внимания, операций анализа-синтеза | Психогимнастика «Дождик» Упражнение «Зеркало» Котик настроений (игрушка-перчатка) Рассматривание фотографии с эмоцией грусть. «Собери эмоцию» (разрезные картинки) | |
4 | 13 |
«Удивление» | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать знакомить с эмоцией удивление; учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты). формирование умения соотносить, сопоставлять по признаку | Психогимнастика «Солнечный зайчик» Упражнение «Зеркало» Котик настроений (игрушка-перчатка) Рассматривание фотографии с эмоцией удивление. Игра «Подбери картинки» (дидактические карточки) | |
январь | 2 | 14 | «Страх »
| способствовать снятию психоэмоционального напряжения закрепление и обобщение знаний детей об эмоции страх продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. развивать умение сравнивать предметы, видеть в предметах разные свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив существенный признак. | Упражнение: «Разотрем ладошки»; Котик настроений (игрушка-перчатка) Упражнение «Что я делаю, когда боюсь?» «Новоселье у зверей» (Стребелева ФМ, стр 151) |
3 | 15 | Мои эмоции | способствовать снятию психоэмоционального напряжения закрепление и обобщение знаний детей об эмоциях радости, злости, страха, грусти, удивления. продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. обогащение сенсорного опыта (тактильных ощущений) развитие внимания, запоминания, моторики, умения соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным | Пальчиковая гимнастика «Катится колючий ежик» Изобрази эмоцию «Кубик эмоций» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Прятки с игрушками – кто спрятался, что изменилось?» | |
4 | 16 |
Мои эмоции (закрепление) | способствовать снятию психоэмоционального напряжения закрепление и обобщение знаний детей об эмоциях радости, злости, страха, грусти, удивления. продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. развитие логического мышления, внимания, умения соотносить и сравнивать, навыка классификации предметов по выделенному признаку обогащение сенсорного опыта (тактильных ощущений) | Игра – сказка «Мои цыплята». (с платком) Лото «Разложи игрушки в домики» Д/и «Сенсорная коробка» | |
5 | 17 | Диагностика | определить уровень умения узнавать эмоции на картинке, пиктограмме определить уровень умения передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); определить умение понимать эмоциональное состояние другого человека. | ||
февраль | 1 | 18 |
Все начинается с мамы | способствовать снятию психоэмоционального напряжения учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме; учить понимать эмоциональное состояние на примере мамы развивать внимание, память, зрительное восприятие, образно-логическое мышление, мелкую моторику | Приветствие «Ладошки здороваются» Котик настроений (игрушка-перчатка) Чтение стихотворения В. Руссо «Моя мама» Бусы для мамы (камешки) |
2 | 19 |
Секрет волшебных слов | способствовать снятию психоэмоционального напряжения формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините); учить видеть недостатки в своем поведении. формирование умения группировать предметы по признаку | Приветствие «Мы здороваемся» Котик настроений (игрушка-перчатка) Игра - «Волшебные слова» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Игра «Сгруппируй картинки» | |
3 | 20 | Мальчики и девочки | способствовать снятию психоэмоционального напряжения учить детей различать мальчиков и девочек по внешности по поведению; учить находить характерные черты отличия во внешности; | Приветствие «Давайте поздороваемся» (Т. Баранова, стр.31) Упражнение « Найди отличия» Д/И « Мальчики и девочки» Пальчиковая игра «Дружат наши пальчики» Д/и «Найди место для матрешки» (Стребелева КРО, стр.193) | |
4 | 21 | Мои умные помощники | способствовать снятию психоэмоционального напряжения закрепить понимание детей роль наших «помощников» органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение в жизни; продолжать развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств, обогащение сенсорного опыта развитие произвольного внимания, слухового восприятия, представления о целостном образе предметов | Приветствие «Мы здороваемся» Зрительная гимнастика «Медведь» (А.Чевычелова стр.28) Пальчиковая гимнастика «Катится колючий Ежик» Игра «Где спрятался звук?» «Что нарисовано?» (Стребелева КРО, стр.144) | |
март | 1 | 22 |
Мы поссоримся и помиримся | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно потреблять различные формы извинений; продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения. | Упражнение «Здравствуй небо голубое…» Котик настроений (игрушка-перчатка) Д/И беседа «Умей извиняться» Игра «Веселый мяч» Психогимнастика «Передай улыбку по кругу» |
2 | 23 |
Что такое хорошо и что такое плохо | способствовать снятию психоэмоционального напряжения формировать представление у детей о хороших и плохих поступках; учить оценивать собственное поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества; воспитывать качества щедрости, честности, доброты. развитие произвольного внимания, зрительное восприятие, умение узнавать предметы по словесному описанию» | Упражнение «Если весело живется» Рассматривание иллюстраций по теме. Упражнение «Угадай о чем я рассказала» (Стребелева КРО, стр.192) «Пирожки для друзей» (кинетический песок) | |
3 | 24 |
Мое настроение в детском саду | способствовать снятию психоэмоционального напряжения создавать положительный эмоциональный климат в группе; развивать навыки общения; | Упражнение «Проснись, мое солнышко …» (Т.Баранова, стр.30) Котик настроений (игрушка-перчатка) Игра с пальчиковыми красками «Мое настроение в детском саду» (арт-терапия) | |
4 | 25 |
Доброе сердце | способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревоги. формировать понимание своего эмоционального состояния. развитие эмпатии, умения сопереживать, проявлять сочувствие к другому человеку | Упражнение «Дыхание» Игра «Сижу-сижу на камушке» (Т. Баранова, стр.33) Рефлексия «Поделись сердцем с другом» | |
апрель | 1 | 26 | Мое веселое настроение | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать закреплять эмоцию радость; снятие напряжения мышц лица; учить детей изображать радость с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать умение группировать, самостоятельно определять оснвание для группировки | Игра «Радостная встреча» (Т. Баранова, стр.41) Подвижная игра «Веселый мячик» Упражнение «Солнечный зайчик» Игра «Кто где живет?» (Стребелева КРО, стр.183) |
2 | 27 | Я и мои друзья | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать воспитывать доброе отношение детей друг к другу; расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении окружающим его людям. | Пальчиковая гимнастика «Дружба». Упражнение «Комплименты» Подарок для друга (арт-терапия) | |
3 | 28 | Правила поведения | способствовать снятию психоэмоционального напряжения азвивать произвольность внимания (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры); побуждать к речевой активности; развитие коммуникативных навыков. развитие умения группировать, исключать по признаку, соотносить и сопоставлять | Разминка «Мы сначала будем топать…..» Игра «Разотрем ладошки» Игра «Пожалуйста»,«Спасибо». Игра-сортер-мозаика «Мир камушков» | |
4 | 29 |
Мое грустное настроение
| способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать закреплять эмоцию-грусть; продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать произвольное внимание, самоконтроль | Упражнение «Пчелки» (Т.Баранова, стр.58) Психогимнастика «Дождик» Рисунок «ладошки» (арт терапия) | |
май | 1 | 30 |
Мое сердитое настроение | способствовать снятию психоэмоционального напряжения продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. | Игра «Солнышко и тучки» Дидактическая игра «Хоровод сказочных героев» Кинезиологическое упражнение «Сердитые лягушки» |
2 | 31 | Давай дружить
| способствовать снятию психоэмоционального напряжения формировать положительное отношение к сверстникам; создавать положительный эмоциональный климат в группе; развивать произвольное внимание, самоконтроль, умение следовать словесной инструкции | Упражнение «Доброе животное». Игра «Дружные лягушата». Упражнение «Лучик» | |
3 | 32 | Итоговое занятие Урок общения | способствовать снятию психоэмоционального напряжения создавать положительный эмоциональный климат в группе; | Психогимнастика «Цветочек на полянке» Упражнение «Слушай и выполняй» Игра «Кубик эмоций» Рисунок пальчиками «Доброе дерево» (на прозрачном мольберте) | |
4 | Диагностика | определить уровень овладения эмоциональным интеллектом определить сформированность эмоционально-волевой сферы определить уровень развития ВПФ определить особенности психоэмоционального состояния | |||
5 | Диагностика | определить уровень овладения эмоциональным интеллектом определить сформированность эмоционально-волевой сферы определить уровень развития ВПФ определить особенности психоэмоционального состояния |
III. Организационный раздел
Занятия проводятся в помещении кабинета педагога-психолога с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
1. Оснащение занятий
- аудиотека;
- настольно-печатные игры;
- предметные игрушки;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности
- сенсорные панели;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары);
- звучащие предметы для встряхивания;
- пазлы - вкладыши.
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
2.Принципы проведения занятий
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения,
- постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к продуктивным видам деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повторяемость задач обучения с использованием нового дидактического материала;
- формирование интереса и активности ребенка.
3.Этапы
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии индивидуальными особенностями ребенка, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть проводится в течение 1-2 минут. Цель — создать позитивный эмоциональный настрой на предстоящие игры и упражнения.
Основная часть занятия представлена тремя - четырьмя упражнениями-играми. Упражнения этого блока направлены на эмоциорнально-волевое, социальное и речевое развитие, развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование интереса к предпосылкам продуктивных видов деятельности. Продолжительность его — 10-15 минут.
Заключительная часть занятия состоит из игры или упражнения, которые подобраны так, чтобы ребенок мог снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный психоэмоциональный тон - психогимнастические упражнения или кинетический песок. Продолжительность— до 5 минут.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Несмотря на существование конкретного конспекта каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне в связи с невыполнением по ряду причин заданий (или задания) на предыдущих занятиях.
Список литературы:
Программный материал разработан на основе:
Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», , М-2005
Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».- Москва, Владос – 2021
Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» - Москва, Владос - 2019
Т.Ф. Баранова, Б.М.Басангова, С.М. Мартыненко «Эмоционально-волевые нарушения у детей с интеллектуальными нарушениями» - М:ТЦ Сфера – 2022
Т.Ф. Баранова, Б.М.Басангова, С.М. Мартыненко, С.Ю. Танцюра, Т.Д. Шоркина «Формирование жизненных компетенций у детей с УО» - М:ТЦ Сфера – 2020
Е.А. Чевычелова «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» - Волгоград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста
Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возрастаСветлана Анатольевна Попова, воспитатель МКДОУ Д/с №31, Чеховский район....
Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...
Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс русских народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов....
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...
Картотека развивающих игр и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей 4-7 лет Картотека развивающих игр и упражнений....
Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"
laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...