Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей 5-6 лет (старшая группа).
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Воротилина  Екатерина Александровна

Артикуляционная гимнастика, упражнения  по развитию лексического словаря, грамматического строя речи, связной речи, грамоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей

5-6 лет (старшая группа).

Звукопроизношение: звуковая сторона речи должна быть почти полностью усвоена к 5годам. Если ребенок выговаривает не все звуки,  необходимы занятия у логопеда.

А также выполнять следующие рекомендации логопеда:

1)Выполнять артикуляционную гимнастику:

«Улыбка, Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку).

«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до 5 сек.)

 «Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)

 «Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.)

«Лошадка» (Цокать язычком, губы держать в улыбке.) Выполнять по 4-5 упр. 2-3 раза в день.

  «Грибок» (Присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.)).

«Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

2) Упражнения для челюстей

  • Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
  • Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
  • То же в быстром темпе.
  • Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
  • Повторяется первое упражнение.

3) Упражнения для губ

  • «Улыбка» — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
  • То же с сомкнутыми губами и зубами.
  • «Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
  • Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
  • Вращательные движения губами.
  • Отставление нижней губы от зубов и десен.
  • Втягивание нижней губы внутрь рта.

4) Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.

5) Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки. Специального силиконого напаличника.

6) Развивать речевое дыхание. (Полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.) Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподрожания АУ. Учить и проговаривать скороговорки.

Грамота:

Формирование навыка слогового чтения:

  1. Умение выкладывать из цветных фишек и букв, читать и писать обратные

слоги: АТ, УТ, затем прямые слоги ТА, МА, МУ,

2) Умение выкладывать из букв и читать слова СОМ, КОТ,

3) Постепенное усвоение терминов: звук и буква, слог и слово, гласный

- согласный звук.

Обучение чтению отдельных слов:

1. Членение слов на слоги, односложных, двусложных, трехсложных слов.

2. Анализ слов с постепенно усложняющимся слоговым составом и

выделение из слов ударных и безударных гласных.

3. Звуки гласные-согласные. Развивать звуковой анализ и синтез. Определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Развитие лексики:

В речи детей появляются синонимы, антонимы. Предлагаем использовать следующие игры:

1) Скажи наоборот: большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой,

первый, мягкий, бедный. Ночь, утро, холод, зима. Холодно, высоко, далеко,

горячо, вверху, впереди, спереди.

2) Определи о ком можно сказать: храбрый - трусливый... (лев - заяц), большой - маленький... (слон - мышь), хитрая - глупый... (лиса - волк), ловкий-неуклюжий... (кот - медведь).

3) Образование прилагательных от имен существительных: Рукавички из кожи – кожаные, рукавички из шерсти - шерстяные, рукавички из меха - меховые, стакан из стекла – стеклянный, тазик из меди – медный, ваза из  хрусталя – хрустальная.

4) Образование притяжательных прилагательных: У вороны голова – воронья, у оленя-оленья, у рыси – рысья, у лисы – лисья, у рыбы – рыбья, у собаки – собачья, у кошки – кошачья, у птицы-птичья, у сороки – сорочья, у овцы - овечья, у белки - беличья, у верблюда – верблюжья, у тигра – тигриная, у лошади – лошадиная. Должны без ошибок употреблять существительные с разными суффиксами: (медведица - медвежонок - медвежоночек  - медведище).

5) Подбор родственных слов: река-речка-реченька-речной, елка-елочка-елочная-еловый, лес-лесник-лесной-лесочек.

Использование  прилагательных в разных степенях сравнения

(легкий – полегче - самый легкий). Обозначение оттенков цветов (сиреневый, малиновый, темно-серый). Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел, молоко).

Развитие употребления в речи глаголов:

  1. Птицы, бабочки, мухи. Жуки, комары, (что делают?)...летают. Рыбы, дельфины, киты, моржи, ...плавают. Змеи, гусеницы, черви, ползают. Кузнечики, лягушки, зайцы...прыгают.

2) С использованием картинного материала (изображены различные действия одного и того же животного) Ребенок должен правильно назвать эти действия (собака сидит, лежит, спит, бежит , лает, ест, играет...).

3) Назови правильно голос каждого животного: корова...мычит, лошадь...ржет, коза....блеет, свинья...хрюкает, тигр...рычит, волк...воет, медведь...ревет, змея...шипит, лягушка...квакает, жук....жужжжит, комар...пищит, кукушка...кукует, голубь...воркует, соловей...поет,

4) Образование глаголов при помощи приставок: (на картинном материале). Мальчик в дом ...входит. Из дома...выходит. Дорогу ...переходит. От дома ...отходит. Дом вокруг...обходит. В дом...заходит. Предлагаем при помощи этих же приставок образовать другие глаголы: «Ты правильно сказал, что мальчик через дорогу переходит. А заяц? (перебегает). А птица? (перелетает). А змея? (переползает).

Умение согласовывать слова в предложениях:

1) Существительные с числительными (пять груш, трое ребят)

2) Употребление им. сущ. в им. П. ед. и мн. Числа: стол-столы, кукла-куклы, шар-шары, мяч- мячи, рука-руки, глаз-глаза.

3) Употребление им. сущ. в вин. п. ед.ч. и мн. Назови, что ты видишь: «Вижу ...куклу, кукол, мяч, мячи , дом, дома.»

4) Учить детей употреблять слова, обозначающие расположение предметов на плоскости, на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше, ниже, ближе, дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом)

5) Ориентировка во времени: ребенок должен знать, что утро, день, ночь составляют сутки (чаще говорят день). Знать семь дней недели, и связывать их с порядковым номером (можно связать с какой-то конкретной деятельностью или событием. ( в понедельник идем в бассейн, во вторник танцевальный и т.д.)

Развитие связной речи:

1)Закончи фразу:

- В лесу растут г.... и я.... . На клумбе выросли красивые ц.. Топором рубят д... Молотком забивают г... . Зимой на улице х... , а летом.. Цветы растут на в... . Кошка спряталась за в... . Бабушка несет сумку с ... . В саду растут... .

2) Составь словосочетание: Стакан, молоко - стакан молока. Стакан - чай, сок, кефир – стакан чая, кефира, сока. Пакет, молоко-пакет молока.  Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила...пакет молока. Катя пьет стакан сока.

3) Составление предложений по данным словам. Составь предложение из  слов. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка. Снежинки, легкие, падать, кружится.

4) Занятия по пересказу: Текст прочитывается  дважды, в медленном темпе. При повторном чтении  используем прием завершения детьми предложений. Разбор содержания в вопросно - ответной форме.

5) Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.

6) Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу.

Ежедневно читать литературу (сказки, рассказы, стихотворения) детям. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Задавать вопросы побуждающие ребенка к пересказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда к заполнению речевых карт

Варианты пересечения двух классификаций  Примерные формулировки логопедического заключения...

Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей 6-7 лет (подготовительная группа).

Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха, связной речи, формирование лексико-грамматических категорий, развитие графомоторных навыков....

Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи.

Рекомендации учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков  к дошкольников, имеющих нарушения речи....

Тематическое планирование коррекционно-образовательной работы по речевому развитию детей с ОНР в старшей группе

В данной  публикации представлена подробная разработка тематического планироания по лексическим темам для детей старшего возраста с ОНР. Пособие содержит подробный материал для планирования занят...

Рекомендации учителя-логопеда по закреплению речевых навыков у детей на летний период

Рекомендации учителя-логопеда по закреплению речевых навыков у детей на летний период для родителей...