Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи.
методическая разработка
Рекомендации учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков к дошкольников, имеющих нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие правильных речевых навыков | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи.
Разработка: учителя – логопеда Г.А. Воробьевой
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего
развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность
процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления
полученных навыков. Поэтому воспитателям и специалистам ДОУ
необходимо придерживаться ряда правил:
1.Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2.Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений, развивать
предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи, четко проговаривать окончания слов, дать детям
возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах,
правильно употреблять грамматические формы и т. д. Например: это жук; нет
жука; ищу жука; думаю о жуке; рисую жука, Коля рисовал, а Даша рисовала
и т.д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой
системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей
дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег,
принес книгу, помог девочке и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению
пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например:
положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола и т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры
(например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ….», желтое яблоко,
красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6
воздушных шаров).
3.Обращать внимание ребенка на процесс пищи, ее качественный состав,
продукты, из которых готовится блюдо, (например, как готовим: варим,
жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая,
холодная; цвет: зеленый, красный).
4.Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки
ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании
связной речи. Составление коротких предложений, их распространение,
составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний
о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ребенку.
5.Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком
эмоциональном подъеме ребенка, и не навязчиво, в игровой форме
позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6.Педагоги должны учитывать, что реакция ребенка может быть
различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой,
бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать педагогов от
дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности каждого
ребенка, помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
7. Воспитателям необходимо способствовать тому, чтобы дети с
нарушениями речи имели возможность развивать речь вне занятий, и
стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в группе
развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты,
процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно, развивать
детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки, подсказывать
слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять
ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком
громко. Воспитатель должен помнить: только корректная форма делать
замечания и давать рекомендации по исправлению речевых ошибок
положительно влияет на развитие речи ребенка.
Заметив ошибку, прежде чем ее исправлять, воспитатель должен
подумать, сможет ли ребенок в данный момент отвлечься и обратить
внимание на форму слова? Когда ребенок находится в состоянии
эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно.
Повседневное общение дает воспитателю возможность обогащать словарный
запас детей. Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать
словами свои действия. Не следует воспитателю в своей речи употреблять
сложные, непонятные для ребенка слова и тем более отсутствующие в его
лексиконе, а также длинными пространными объяснениями, что может
отрицательно сказать на его речевом развитии. Воспитатель должен не
только сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы:
Что делаешь? Что надеваешь кукле? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь?
Очень полезен такой прием: воспитатель поручает кому-нибудь из детей
объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги,
настольные игры и рассказать о правилах пользования ими.
Развитию речи способствуют и игры. Так сюжетно-ролевые игры всегда
сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят,
ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая
деятельность детей с нарушениями речи носит индивидуальный характер
(они не умеют согласовывать свои действия с действиями других детей);
поэтому не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних
больше, у других меньше.
Для достижения результатов в своей работе необходимо использовать
коррекционно-развивающие игры. Коррекционно-развивающие игры - это
варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико-
грамматическими заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
«Шаги в мир радости, добра и красоты» - развитие речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.
Статья опубликована в 2016 году Материалы Регионального семинара "Красота,радость, творчество"...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Семинар-практикум «Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников, имеющих выраженные нарушения развития»
Для детей имеющих выраженные нарушения развития важны не столько «академические знания», сколько «жизненные компетенции». Одним из важн...
Мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи"
Материал содержит цели, задачи, этапы работы....
Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС ДО. Использование "Игровизора" в работе учителя-логопеда ДО."
Данная презентация направлена на повышение интереса педагогов к изучаемой теме....
«Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Фразовый конструктор «Говоруша»
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различны...