Презентация "Коррекция недостатков лексической стороны речи у дошкольников с ЗПР на логопедических занятиях"
методическая разработка по логопедии на тему

Рябова Любовь Николаевна

В презентации описан опыт работы по коррекции лексики детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием лэпбуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_leksiki.pptx969.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Рябова Л.Н. Нижний Новгород 2017

Слайд 2

Методологический аппарат Цель исследования: теоретически изучить проблему логопедической коррекции недостатков лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и на основе экспериментального исследования выявить значение лэпбуков в исправлении данных недостатков. Объект исследования: особенности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: лэпбуки как эффективное средство коррекции и развития лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в качестве основных недостатков лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития выступают: преобладание обиходного словаря, трудности в назывании прилагательных, неточности в употреблении слов. Использование в логопедической работе лэпбуков может являться эффективным средством коррекции выше перечисленных недостатков лексики.

Слайд 3

Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме развития лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития. 2. Подобрать и провести комплекс диагностических методик, направленных на изучение особенностей лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и сравнить с показателями нормы. 3. Разработать комплекс тематических логопедических занятий на основе работы с лэпбуками , направленных на коррекцию недостатков лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4. Оценить эффективность использования на логопедических занятиях лэпбуков, направленных на коррекцию и развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Слайд 4

Изучение лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Цель констатирующего этапа исследования – определить уровень развития лексики у детей с задержкой психического развития. Методики : «Методика обследования словарного запаса детей» (И.А. Смирнова) и «Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста» (Г.А. Волкова ). Участники - тринадцать детей группы компенсирующей направленности в возрасте 5-6 лет (дети с ЗПР), а также тринадцать детей этого же возраста из группы общеразвивающей направленности (дети с нормальным развитием).

Слайд 5

Результаты обследования словаря у детей с ЗПР Рис.1. Сравнительные результаты развития словаря у детей экспериментальной и контрольной групп

Слайд 6

Характерные особенности развития лексики дошкольников с ЗПР трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; недоразвитие мыслительных операций (сравнение, обобщение); недостаточная активность самого процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Слайд 7

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Цель – экспериментальным путем изучить значение использования логопедом лэпбуков как средства коррекции недостатков лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. База - МБДОУ «Детский сад № 111» города Нижнего Новгорода на старшей группе компенсирующей направленности (дети с ЗПР) Сроки - с сентября по декабрь 2016 года . Система работы по развитию лексической стороны речи представляет собой проведение групповых занятий по различным лексическим темам. Занятия проводятся в первой половине дня, два раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-25 минут.

Слайд 8

Подготовительный этап первоначальное знакомство детей с лэпбуками тематическое планирование занятий № п/п Сроки Лексическая тема 1-2 неделя декабря «Зима» Занятия ( подтемы ): - признаки зимы; - одежда зимой; - краски зимы; - звуки зимы. 3-4 неделя декабря «Новый год» Занятия ( подтемы ): - чем меня радует Новый год; - новогодние подарки; - как подготовиться к Новому году.

Слайд 9

Основной этап непосредственное изучение тем на логопедических занятиях рисование макета лэпбука

Слайд 10

Заключительный этап создание лэпбука в натуральную величину

Слайд 11

Оценка эффективности использования лэпбуков в качестве средства коррекции недостатков лексической стороны речи Цель контрольного эксперимента : оценить эффективность использования лэпбуков в качестве средства коррекции недостатков лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития . В исследовании участвовало 13 детей экспериментальной группы 5-6 лет с ЗПР и 13 детей старшего дошкольного возраста контрольной группы (ЗПР ). Методики : «Методика обследования словарного запаса детей» (И.А. Смирнова) и «Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста» (Г.А. Волкова).

Слайд 12

Оценка эффективности логопедической работы Рис.2. Сравнительные результаты развития словаря у детей экспериментальной и контрольной групп Рис.3. Сравнительные результаты развития словаря у детей при констатирующем и контрольном экспериментах

Слайд 13

Выводы: у детей расширился глагольный словарь; дети научились образовывать относительные и притяжательные прилагательные; словарь числительных увеличился до десяти; номинативный словарь обогатился за счет подбора синонимов и антонимов; дети научились отгадывать слова по описанию, и наоборот – описывать предмет по его существенным характеристикам; дети научились соотносить часть и целое, тем самым развивая мыслительные операции (анализ, синтез).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Одним из показателей готовности ребенка к успешнму обучению является правильная, хорошо развития речь....

Картотека игр. Формирование лексической стороны речи у дошкольников и младших школьников.

В данной картотеке собраны игры по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"

Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...