Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Ушакова Екатерина Аркадьевна

Одним из показателей готовности ребенка к успешнму обучению является правильная, хорошо развития речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Важным моментом в общем речевом развитии является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи. 

        Несформированность лексической стороны речи является центральным звеном в структуре дефекта детей данной категории.

Исследованиями, посвященными проблеме овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР, занимались Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С.Жукова, Л.Ф. Спирова и др. Ими раскрыты подходы, методы, средства формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР. Однако в практике работы воспитателей логопедических групп до сих пор не используется в полной мере комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

        Возникает противоречие между задачей формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и отсутствием комплексного подхода в работе воспитателя для ее решения

        Проблема исследования: каким образом осуществлять комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР?

        Цель нашей работы: выявление возможностей комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

        Объект исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Предмет исследования: комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Гипотеза исследования: Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР будет успешным, если реализуется комплексный подход опирающийся во-первых, на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, и, во-вторых, на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

        В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
  2. Определить уровень сформированности лексической стороной речи у дошкольников с ОНР.
  3. Выявить и экспериментально проверить возможности комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

        Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.

На первом этапе нашего исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, который позволил прийти к следующим выводам:

Понятие «лексика» в словаре лингвистических терминов определяется  как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему.  Лексика  является  внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов), связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам.

        Речь, в том числе и лексическая ее сторона,  развивается постепенно, поэтапно. К 5 годам нормально развивающиеся в речевом отношении дошкольники имеют достаточный словарный запас (3000-4000 слов), владеют навыками словообразования и словоизменения.

Иная картина развития лексики наблюдается у детей с общим недоразвитием речи.  Процесс усвоения лексики детьми при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе. В работах ученых отмечается, что у детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, своеобразие развития словарного запаса. 

Данные теоретического анализа подтвердились в ходе эксперимента, который  проходил на базе МДОУ «Детский сад № 55» (компенсирующего вида) города Новокузнецка, в ноябре 2011 года.

В обследовании принимала участие группа из 14 детей в возрасте 5лет. Все дети посещают старшую группу ДОУ. Проанализировав их речевые карты, мы выявили, что все дети имеют ОНР II-III уровня на фоне дизартрии.

Целью первого констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности лексической стороны речи дошкольников с ОНР.

Для ее реализации мы использовали такие методы исследования как беседа с воспитателем и специалистами ДОУ, наблюдение за работой педагогов и диагностические задания.

Из беседы со специалистами ДОУ  выяснилось, что все работники ДОУ работают над закреплением лексики в рамках тематического цикла. Однако  наблюдение показало, что такая работа ведется от случая к случаю, взаимодействия между специалистами нет.  

Исследование лексической стороны речи детей проводилось с использованием  методики Волковой Г.А. 

Результаты, полученные в ходе обследования детей, мы сопоставили с условными уровнями сформированности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Выяснилось, что

  • высокий уровень не показал ни один из детей;
  • к среднему уровню мы отнесли 35% (5)детей;
  • к уровню ниже среднего можно отнести 58% (8) детей;
  • низкий уровень показал один ребенок (7% обследуемых детей).

Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ОНР данной группы к пяти годам значительно отстают в формировании лексической стороны речи от детей с нормальным речевым развитием. Одной из причин этого может быть отсутствие комплексного подхода к решению данной задачи в ДОУ.

        Слово  “комплекс”  буквально  означает  связь, сочетание. Под комплексом понимается  совокупность  составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют,  обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или  функционирование.

В обучении комплексный подход - способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня.

Комплексный подход в логопедии представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, во-первых, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ.

В процессе формирования лексической стороны речи детей с ОНР должны участвовать учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физкультуре. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность об этапах работы по развитию и коррекции речи каждого ребенка способствуют реализации комплексного подхода.  Осуществление такого взаимодействия невозможно без единого тематического плана, который составляется на основе плана учителя-логопеда.

Воспитатель закрепляет сформированные логопедом речевые навыки, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по каждой лексической теме в процессе всех режимных моментов, включает отработанные лексико-грамматические конструкции в ситуации естественного общения детей.

Инструктор по физкультуре, закрепляя словарь, может использовать на занятиях сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подбирать игры в соответствии с текущей лексической темой.

Музыкальный руководитель и воспитатель по изобразительной деятельности – обогащают и активизируют словарь в ходе бесед на своих занятиях, учат детей понятно выражать свои мысли, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

Важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями – это целенаправленная помощь со стороны родителей детей с ОНР. Основные задачи родителей по закреплению лексико-грамматических категорий определяются логопедом.

Во-вторых, комплексный подход опирается на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

Это направление работы осуществляет воспитатель, что связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в течение всего пребывания ребенка в ДОУ, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Проведение работы по лексической теме возможно уже во время утреннего приема детей. Воспитатель может провести с детьми пальчиковую гимнастику и артикуляционную гимнастику, беседу, дидактические игры,  физминутки  во время занятий в соответствии с лексической темой.

На прогулке работа над лексикой проводится через наблюдения, при которых дети совершенствуют свои умения связно говорить и отвечать на вопросы, подвижные игры, в которых используется текстовое сопровождение.

После сна для закрепления лексики можно провести словесные и настольно-печатные игры, которые  помогают обогатить и активизировать словарь ребенка по лексической теме, применить полученные знания на практике.

Во время всех режимных моментов воспитатель осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Таким образом, выстраивая комплекс целенаправленных действий всех специалистов и закрепляя лексику в разных видах деятельности детей можно добиться качественного формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст] / М. М. Алексеева, В. И Яшина  - М.: AcademА, 1997. - 399с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. [Текст] / А. М. Бородич - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
  3. Все о детях. Дошкольное детство. Развитие речи в дошкольном возрасте  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ".

Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), I часть....

Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ", II часть.

Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), IIчасть....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Картотека игр. Формирование лексической стороны речи у дошкольников и младших школьников.

В данной картотеке собраны игры по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников

Работа над формированием лексики должна предусматривать не только накопление слов, но и их упорядочивание, систематизацию, организацию в семантические поля значений....