ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Попова Алиса Ильинична

Рассматривается метод  изографического  моделирования и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

А.И. Попова

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары

alisa.alis.76@mail.ru

Аннотация. Рассматривается метод  изографического  моделирования и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 


Ключевые слова: изографическое моделирование; формирование связной монологической речи; дошкольники с общим недоразвитием речи. 

В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию, поскольку моделирование позволяет  развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение,  а  также стимулировать речевую активности ребенка. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормы в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У них отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи [3]. 

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. [4]

Связная речь, одним из видов которой выступает монолог, играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, которое обеспечивает большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей, отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. [2]      

Изографическое моделирование представляет собой синтез двух взаимодополняемых и взаимостимулируемых деятельностей в дошкольном детстве - изобразительной и речевой. Это использование графических моделей - рисунков (изографов), выполняемых самим ребенком в заданном коррекционном контексте (рисунок-схема сюжетного рассказа, рассуждения, стихотворения, сказки, описательного рассказа, сложных оборотов, фразеологизмов, фрагментов текста, плана пересказа и .д.).[6]

Использование абстрактных символов для замещения слов, словосочетаний, предложений, будет способствовать визуализации речи, тем самым облегчит процесс запоминания сложной структуры воспроизводимого текста, повлияет на полноту передачи его содержания, логику изложения, позволит понять основной смысл рассказа и сконцентрировать внимание на оборотах авторского текст. Введение  изографического  моделей  облегчает  процессы включения  и  пребывания  ребенка  в  проблемных  ситуациях,  прорисовывание логических  сюжетных  цепочек  облегчает  и  ускоряет  процесс  анализа  и  синтеза состава целого произведения, помогает организовать последовательный ход мыслей и овладеть  структурой  последовательного  повествования,  его  связностью.  Игра-рисунок  позволяет  улучшать качество  использования  лексико-грамматических категорий,  так  как  процесс  игры  с  рисунком  связан  с  сопровождающей  речью  и требует постоянного поиска вариативного изложения. [5]

 Методику  работы  развития  связной  речи  с  помощью  изографов  Л.Н. Ефименковой  можно  дополнить  методикой  работы  с  изографами  А.Ф.Братченко  и Л.Ф.Сербиной, которая  представлена далее:                            1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных"  в нѐм.    2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.              3. Составление слова.                                                                                          4. Придумывания предложения с изографом.[1]
        Игровая форма организации занятия позволяет сделать нашу работу увлекательной, позитивной и творческой. Изографические модели ребенок выполняет самостоятельно после пояснений (подсказок) учителя-логопеда. Рисунки ребенка схематичны, недетализированы,  могут выглядеть условно и символично, могут включать стилизованные изображения реальных предметов, ключевых слов, основных частей рассказа, сказки, стихотворения, явления. Графика ребенка не претендует на художественность исполнения. Предлагаемое моделирование интересно еще тем, что не требует как такового подготовительного обучения ребенка. Деятельность, при помощи которой достигается желаемый эффект, понятна ребенку, доступна и отвечает природе детства. Коррекционный процесс становится увлекательным как для самого ребенка, так и для педагога. 
        В целом изографическое моделирование как направление в логопедической работе для формирования связной речи у дошкольников с ОНР позволяет  сделать коррекционный процесс мотивационно-потребностным, доступным, эмоциональным, творческим. Наши наблюдения тоже показали, что введение изографических моделей облегчает процессы включения и пребывания ребенка в проблемных ситуациях, прорисовывание логических сюжетных цепочек облегчает и ускоряет процесс анализа и синтеза состава целого произведения, помогает организовать последовательный ход мыслей и овладеть структурой последовательного повествования, его связностью. Игра-рисунок позволяет улучшать качество использования лексико-грамматических категорий. 
Метод  наглядного моделирования в  работе с дошкольниками является эффективным  средством  коррекционного  воздействия:   ребенок  (под  руководством взрослых)  учится  самостоятельности,  усидчивости,  а  также   он  позволяет  ребенку зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними. Об этом утверждает и Я.Б.Карнаухова .[6]        

У ребенка повышается  чувство заинтересованности  и  ответственности,  появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы,  как  память,  внимание.  Это  особенно  важно  для дошкольника,  поскольку ведущими  при  решении  мыслительных  задач  являются  внешние  средства,  и наглядный материал усваивается лучше вербального.                                                                                                    

ЛИТЕРАТУРА 

1. Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. Изографы.- Ставрополь,1998.

2. Воробьева  В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М.: Астрель, 2007. 

3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. 
4. Давьщова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2008.-№1.
5. Карнаухова  Я.Б.  Возможности  изографического  моделирования  в формировании связной  речи  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи //Специальное образование.-2013. - №1.

6. Карнаухова  Я.Б.  Изографическое  моделирование,  как  метод  развития познавательных  процессов  дошкольников  с   ОНР. - СПб, 2012г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"...

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников

Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ  и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...

Использование наглядного моделирования при формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

Статья познакомит читателей с новыми методами составлению рассказов по картине. Поможет воспитателям и учителям -логопедам научить дошкольников составлять рассказы по картине творчески, ни один расска...

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством театрально-игровой деятельности с использованием сказок алтайской писательницы Ирины Цхай

Цель: создать условия для развития связной  речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности....