«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».
консультация (старшая группа) по теме

Журавлёва Людмила Михайловна

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№ 4 «СНЕГУРОЧКА»

Сообщение по теме: «Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

 

                                                                                        Подготовила: учитель – логопед

                                                                                          Журавлёва Людмила Михайловна.

       Как уже отмечалось ранее своеобразное речевое развитие детей с ОНР сказывается на всех компонентах речевой системы. Важность развития связной речи велика, как для осуществления полноценного процесса коммуникации, так и для общего интеллектуального развития, а в частности развития мыслительных операций. Знание закономерностей, специфики связного речевого высказывания позволяет логопеду проводить наиболее эффективную коррекционную работу в данном направлении. Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на своеобразии развития связной речи у детей с ОНР, прежде всего третьего и четвёртого уровня, как более распространенных и имеющих достаточно благоприятный прогноз развития.

Но нельзя не отметить специфику развития связной речи у первого и второго уровня.

        Связная речь является невозможной для детей с первым уровнем речевого развития, и находятся в зачаточном состоянии. У детей имеются отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь непонятна окружающим.

        Связная речь второго уровня речевого развития характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому «перебору» названий увиденных событий и предметов.

        Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Как дети ухаживали за ежиком", Аня Г. с трудом справилась с заданием. Девочка смогла составить рассказ, лишь опираясь на подсказывающие вопросы взрослого: «Дети мотит ёдик. Те дяли дома. Потома молёко. Он дял. Теди дедик любит» (Дети смотрит ёжика. Взяли его домой. Потом - молоко. Ой взял. Дети ёжик любить). Приведенный пример ярко иллюстрирует бедность детских высказываний, общую тенденцию к перечислению непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Заметная недостаточность грамматического строя языка еще более усиливается при усложнении речевого материала или необходимости использовать такие слова и словосочетания, которые ребенок редко употребляет в быту.

        У детей с III уровнем ОНР отмечается специфическое своеобразие связной речи. Их возможности в составлении рассказов, пересказов становятся выше, нежели чем у детей со вторым уровнем речевого развития. Так, в самостоятельной речи дети уже используют не только простые распространенные предложения, но иногда - и сложные, могут передать основное содержание короткого текста. Но, в то же время недостаточная сформированность связной речи проявляется весьма ярко и в детских диалогах, и в монологах. Об этом свидетельствуют трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

     Характерными особенностями связной речи ребенка с III уровнем ОНР являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте.

      Указанные специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Наряду с этими ошибками, иллюстрирующими затруднения в программировании самостоятельных высказываний, речь детей характеризуется бедностью и однообразием используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети, в основном, используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений часто допускаются грубые ошибки, связанные с нарушением их структуры (пропуски, перестановки членов предложения), с использованием предлогов (например, замена, отсутствие сложных предлогов). Часто встречается неправильно оформление связей и отношений слов внутри фразы и нарушение синтаксических связей между предложениями. В самостоятельных высказываниях весьма распространены лексические замены, о которых говорилось ранее.

        Можно говорить об отсутствии у детей навыков контроля и оценки своей связной речи. Нередко в процессе самостоятельного высказывания ребенок неоднократно возвращается к ранее сказанному, прерывает мысль, не может удержать сюжетную линию повествования, сводит рассказ к простому перечислению объектов или их действий. Приведенные ниже образцы детской речи иллюстрируют изложенные ограниченные возможности детей с ОНР.

Рассказ - описание игрушки.

Эта масина. У ей колесы, вообще куглая. Она къютиса, едет, так годит. Масина такая босая и на ней едет. На доёги едет, на городи едит, везде едит.

(Это машина. У ней колёсы, вообще круглая. Она крутится, едет, так гудит. Машина такая большая и на ней едет. На дороге едет, на городе едет, везде едет).

Неляляска. Она с музиком, касятся. Касная, на пувкамах. Касным светом вся. Пувкыи беныя. Газки, йотик, носик, сётка. Она для детёв. (Неваляшка. Она с музыком, качаться. Красная, на пуговках. Красным цветом вся. Пуговки белыя. Глазки, ротик, носик, щёчка. Она для детёв).

        Наибольшее количество ошибок в речи таких детей встречается при составлении рассказов по картинкам, сериям картинок и пересказов.

       Для четвёртого уровня также затруднительным является передача логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют, преимущественно, короткие малоинформативные предложения. При этом рассказчику сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и проч. Приведенные ниже речевые фрагменты иллюстрируют множественные ошибки.

Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко». Жили были курочка и петушок. Он и заглотил косточку и не может. А курица побежала и говорит: «Дай маселца». А она не может, говорит: «Дай молока». Не дала. Побежала, потом говорит: «Дай траву». А он дал граблю. И петушок проглотил крошки и закричал.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Два товарища». Шли два товарища. А тут на них прыгнул медведь. Этот влез на дерево, а этот - как умер. И медведь не съел. Только в него смотрел. И не съел. А на ухо сказал. Он сказал, что тот плохой. Потому что убежали плохие все (23).

      Таким образом, специфичность развития связного речевого высказывания у детей с ОНР определяет необходимость особого коррекционного подхода. О необходимости специальной систематической работы по формированию детей навыков связных высказываний свидетельствует и данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов коррекционной школы для детей с нарушениями речи. К началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно отстаёт от нормы. Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников долгое время остаётся несовершенной, отмечаются затруднения в программировании высказываний, в отборе материала, лексико-грамматическом структурировании высказываний, нарушение связности и последовательности изложения (Воробьёва В.К., Спирова Л.Ф., Бабина Г.В. и др.). Это создаёт детям дополнительные трудности в процессе обучения. Все это определяет особую важность изучения вопросов целенаправленного формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Мещерякова Л.В. Формирование связной речи у дошкольников с ОНР // Логопед. – 2005. - №6.
  2. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексные подход): Учебное пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Альфа. – 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями»

Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями»          Развитие эмоциональной сферы детей дошк...

ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рассматривается метод  изографического  моделирования и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи....

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством театрально-игровой деятельности с использованием сказок алтайской писательницы Ирины Цхай

Цель: создать условия для развития связной  речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности....

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием» консультация для воспитателей

Современное и полноценное владение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Современное - значит начатое с первых же дн...