Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука С
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия с детьми подготовительного к шуоле возраста на основе сюжета "Путшествие в Москву".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otredaktirovannyy.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад №125
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА /С/ НА ОСНОВЕ СЮЖЕТА
«ЭКСКУРСИЯ В МОСКВУ»
составила учитель-логопед
Тарасенкова Ю.В.
Калининград
2016
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные
- Закрепить навык чёткого произношения звука /С/ изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- Продолжать учить детей характеризовать звук по акустическим и моторным признакам.
- Продолжать учить детей определять наличие/отсутствие звука в слове.
- Упражнять детей в практическом усвоении творительного падежа существительных.
- Упражнять детей в делении слов на слоги с помощью хлопков в ладоши.
- Продолжать учить детей определять позицию звука /С/ в слове (начало, середина, конец).
- Упражнять детей в умении произносить слова сложного слогового состава.
- Упражнять детей в умении выражать своих эмоции в пластических этюдах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику, фонематические представления, мышление (посредством отгадывания загадок)
Коррекционно-воспитательные:
- Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.
- Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.
- Обобщить и расширить знания о достопримечательностях нашей столицы
- Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, формировать патриотические чувства детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.
Дидактический материал: звуковичок Свистелочка, загадка про самолёт, дидактическая игра «Соберём сундучок» (картинки: глобус, компас, носки, самокат, зонт, шапка, маска, жук, ананас, сок, бусы, сапоги), картинки с изображением упражнений по артикуляционной гимнастике: «улыбочка», «заборчик», «лопатка», «часики», «накажем непослушный язычок», «конфетка» (посадочные талоны), презентация «Экскурсия по Москве», словесная дидактическая игра «Где летим?», фотографии Московского зоопарка, дидактическая игра «Весёлый паровоз» (4 вагона, на каждом по 1,2,3,4 окошка – количество слогов в слове), картинки животных и птиц со звуком /С/ (слон, барсук, лиса, носорог, сова), картинки-сувениры (мост, автобус, салют)
Оборудование: магнитная доска, проектор
Музыкальное сопровождение: песня «Родина моя» в исполнении группы «Непоседы», аудиозапись с боем курантов на Спасской башне, аудиозапись «взлёт самолёта» и «объявление посадки»
Ход занятия
Оргмомент
Дети входят в зал под музыку из песни «Родина моя». Встают полукругом.
Сообщение темы занятия
- Здравствуйте, ребята! Мы начали наше занятие словами из песни. О чём эта песня? (О нашей стране). У нашей страны удивительно красивое имя. Какое? (Россия). А как называемся мы, жители России? (Россияне) Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на экскурсию в самый большой и самый главный город нашей страны. Как он называется? (Москва). Как ещё называют Москву? (столица).
Городов не перечесть, …
Городов великих, славных,
Людных, шумных, ярких самых,
Удивительных... И всё же
Есть один – всего дороже,
Город близкий и родной,
Тот, что нарекли Москвой! (В. Борисов)
- Послушайте внимательно, какой звук я выделю голосом (Логопед произносит слово «Москва», выделяя интонационно звук /С/). Совершая экскурсию в Москву, вы узнаете, что звук /С/ - очень важный, т.к. он встречается в названии многих достопримечательностей нашей столицы. А что такое достопримечательности вы знает? (ответы детей). А раз звук /С/ очень важный, мы должны о нём знать всё! Какой это звук?
Дети совместно с логопедом дают характеристику звука /С/ и составляют звуковичка Свистелочку, зрительный образ которой напоминает о том, что звук /С/ - согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.
Развитие фонематических представлений. Определении наличия \ отсутствия звука /С/ в словах
- На чём доберёмся в Москву, догадайтесь?
Крылатый, но не птица,
Летает в небесах.
В мгновенье может скрыться
В пушистых облаках.
Когда взлетает в небо
И набирает ход-
Закладывает уши,
Что это? (самолёт)
- Пора отправиться в путешествие. Куда можно сложить вещи и продукты? (в сумку). А мы с вами сложим вещи в волшебный сундучок.
Игра «Собери сундучок». Детям раздаются сундучки.
-Давайте проверим, правильно ли мы с вами собрались в дорогу. С собой мы возьмём только те предметы, в названии которых есть звук \С\.
Дети складывают в сундук только те картинки, в названии которых есть звук /С/.
Мимический этюд.
-Молодцы ребята, сундучки мы с вами в путешествие собрали. Пора отправлять в аэропорт. А сундучки хоть на вид и небольшие, а тяжёлые. Давайте мы с вами изобразим, как тяжело нам нести сундуки.
Дети мимикой и движениями изображают, как они несут тяжёлые сундуки, проговаривая при этом фразу «я несу сундук».
Артикуляционная гимнастика
- Молодцы, справились мы с вами с этой нелёгкой задачей. А теперь прошу вас пройти регистрацию на рейс Калининград-Москва.
Дети получают посадочные талоны, на которых изображены упражнения по артикуляционной гимнастике. Дети проходят регистрацию, выполнив упражнения по артикуляционной гимнастике.
- Кто нас встречает у трапа самолёта? (стюардесса). Что нам скажет стюардесса? (Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон. Занимайте свои места). (Повторение детьми этих фраз). Куда мы зашли? (В салон). Куда будем садиться (В кресла).
Самолёт Ту-104. Самолёт готов в полёт.
Заходите, пассажиры! Он давно уже вас ждёт!
Дети садятся на стулья.
Звучит звукозапись «взлёт самолёта».
Зрительная гимнастика. Падежное управление. Практическое усвоение творительного падежа существительных. Игра «Над чем мы летим?»
- Посмотрите в иллюминатор. Над чем пролетает наш самолёт? (ответы детей). А сейчас мы с вами поиграем в игру «Над чем мы летим?» Я вам буду говорить, над чем лечу я, а вы мне хором отвечать, над чем летите вы. Я буду называть один предмет, над которым я лечу, а вы мне много таких предметов. Ну что, полетели? (Я лечу над лесом – Мы летим над лесами. над мостом – над мостами, над кустом – над кустами, садом - садами, над сосной - соснами). Мы летим высоко или низко? Далеко от Москвы или близко? (Ответы детей)
Мы летаем высоко, мы летаем низко,
Мы летаем далеко, мы летаем близко.
Декламация сопровождается движениями рук.
Физминутка. Прозношение звука /С/ в слоговых рядах
- Давайте немного отдохнём, разомнёмся и покажем, как летит наш самолёт.
Стоя, развести руки в стороны, покачаться вправо-влево (3-4 раза), произнося слоговые ряды типа са-со-су, сы-су-са и со сменой ударения
- Наш самолёт попал в воздушную яму. Давайте покажем, как мы летим через воздушные ямы.
Прыжки на месте с произнесением слоговых рядов типа ас-ос-ус, ыс-ис-яс.
Виртуальная экскурсия по Москве
- Чтобы не было скучно в полёте, давайте посмотрим фильм о Москве.
(слайд 1) Посмотрите, как Москва выглядела в старину. Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери, река, в которой было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовалось много маленьких сел, которые объединились в один город. Так появилась Москва.
(слайд 2) С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль — это значит крепость. В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость. Кремль был обнесен толстыми стенами, сначала деревянными, потом из белого камня, поэтому Москву называли белокаменной. И, наконец, эти стены построили из красного кирпича.
(слайд 3) А это современная Москва . В Москву приезжают люди со всех концов света полюбоваться её красотами. Начинается Москва от Кремля. Кремль находится на самой главной площади. Как она называется? (Красная). Повторите (Дети проговаривают).
(слайд 4) В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название. Одна из них Спасская. Она самая главная. На ней висят главные часы страны. (Дети хором и по одному проговаривают название достопримечательности). Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время. Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать. Звучит звукозапись «Бой курантов на Спасской башне»
(слайд 5)
Еще одна достопримечательность города Москва — Останкинская башня. (Дети проговаривают название достопримечательности). Она занимает 8е место в мире по высоте. Отсюда транслируются радио и телепередачи во все города России. Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слушают по всей стране».
Подбор синонимов к слову «идти на посадку»
Наш самолёт идёт на …(посадку). Круговые вращения руками, как пропеллером
- Как можно сказать по-другому? (Снижается, садится, опускается). В каком городе мы совершаем посадку? (В Москве).
Звучит звукозапись «Объявление посадки»
Физминутка
Наша Родина – Россия.
Столица нашей Родины – Москва
(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)
Летели долго – два часа.
(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)
С высокой, главной башней,
(подняться на носки, поднять)
С курантами на ней
(руки вверх, потянуться)
И с площадью огромной,
(развести руки в стороны на уровне груди)
С названием скромным,
(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)
Зовётся она Красной
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть,
(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)
Театры, памятники есть.
(загнуть левой рукой два пальца правой руки)
Поедим в гости мы к друзьям,
(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)
Чтоб рассказать об этом вам.
(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)
Развитие связности высказывания
Дети совместно с логопедом вспоминают достопримечательности Москвы и с помощью наводящих вопросов составляют предложения по типу: «По какой площади мы гуляем»? (Мы гуляем по Красной площади). «Какую главную башню в Москве я увидел?» (Я увидел в Москве Спасскую башню).
Деление слов на слоги. Игра «Весёлый паровоз»
- Шли мы с вами по Москве и пришли к Московскому зоопарку – одному из старейших зоопарков Европы. Он был открыт 152 года назад и назывался тогда зоосадом. Сегодня в зоопарке пополнение, привезли новых животных, которые вскоре будут радовать всех посетителей. А приехали животные на поезде, в специальных вагонах. Давайте узнаем, в каком вагоне приехали новые жители московского зоопарка.
Логопед предлагает детям игру «Весёлый паровоз» (по количеству слогов в слове дети определяют, в каком вагончике приехало животное или птица).
Развитие фонематических представлений
- Время пролетело быстро. Нам пора возвращаться домой. А возвращаясь с путешествия, я принято дарить сувениры на память о поездке. Для вас я тоже приготовила сувениры.
Логопед раздаёт детям конверты красного цвета (внутри картинки с изображением московского моста, московского салюта, московского автобуса), на которых обозначена схема места звука в слове.
- В память о нашем путешествии вы обязательно дома или в группе нарисуйте рисунок о Москве, то, что вам больше всего запомнилось и понравилось. А потом вы сможете отправить ваш рисунок в этом конверте своим бабушкам или дедушкам, а может друзьям из других городов. А чтобы ваше письмо дошло, надо приклеить к нему марку. Детям предлагается приклеить свою открытку-марку в соответствии с местом звука /С/ в слове (в начале, середине, конце).
Итог занятия
- На этом наша экскурсия по Москве закончилась. Нам пора возвращаться домой. (Дети садятся в кресла самолёта и возвращаются домой).
Звучит звукозапись «Взлёт самолёта»
-Ну вот мы с вами оказались в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось, а что было трудным для вас? (ответы детей).
-У каждой страны есть символы, кто знает какие? (герб и флаг). Я хочу вашей группе подарить флаг России, какие цвета есть у флага (красный, синий, белый). А в названии какого цвета спрятался твёрдый звук /С/? (красного цвета). Молодцы, ребята. Любите свою страну, берегите её и гордитесь тем, что вы – россияне и живёте в России!!!
Дети выходят из зала под песню «Родина моя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].
Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма....
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе тема : « Автоматизация звука « Р»
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе тема : « Автоматизация звука « Р»...
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе тема : « Автоматизация звука « Р»
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе тема : « Автоматизация звука « Р»...
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".
В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч» с технологической картой....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки [Н] - [Нʼ]. Буква Н. Помогаем Нине и Наташе».
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Л] в начале слова на тему: «В гости к Лунтику»
Закрепление произношения и автоматизация звука «Л» в начале слова, в слогах, словах, чистоговорках....