Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие к бабушке" (на дифференциацию [с]-[ш])
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Давыдова Елена Анатольевна

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР на дифференциацию звуков [с]-[ш].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ffnr_st_gr.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия

по звукопроизношению  

«Путешествие к бабушке»

 ( старшая группа)

Составила Давыдова Е.А

Цель : дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш];

-  совершенствовать навык дифференциации звуков [С], [Ш] в речи;

- упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами.

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание,    мелкую моторику;

- совершенствовать мыслительные процессы.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;

- воспитывать коммуникативные навыки.

Речевой материал:

слоговые ряды су-шу, ша-са,  са-са-ша, са-ша-са, шу-су-су др.; стол, шкаф, сок, сумка, маска, шапка, шуба, шишка; лошадка, коровушка, свинюшка, кошечка, собачка;  машина, шампунь,  афиша,  шляпа, шашки, мошка, лепесток.; ест - косточку, сено, картошку, овес, сметану.

Оборудование:

Таблица с символами   для характеристики звуков, артикуляционные профили звуков[с] и[ш], карточки с изображением шкафа , стола и картинками на звуки[с] и [ш]:сок, сумка, маска, шапка, шуба, шишка; индивидуальные зеркала, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Горячий чай» и  прищепки для каждого ребёнка, картинки: лошадь, корова, свинья, кошка, собака , лепестки с картинками : машина, шампунь,  афиша, шляпа, шашки, мошка

Ход занятия:

Логопед: Проходите, ребятишки,

И девчонки и мальчишки!

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Дети, взявшись за руки, передают улыбку друг другу.

Логопед: Ребята, отгадайте  о ком моя загадка

 

Не молода совсем она,
А как глаза искрятся!
А руки добрые её
Работы не боятся.
Я напишу её портрет,
Оставлю лучших ей конфет,
Скажу, друзья, вам не тая,
Ведь это — …(бабушка моя).

Логопед: Мы сегодня отправимся в гости к бабушке. Но сначала  немножко подготовимся. 

Пальчиковая гимнастика «Одладушки»

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки -                          загибаем поочередно пальцы на обеих руках

Один Сашеньке, один Машеньке,

один Пашеньке, один Настеньке, один Наташеньке.

Логопед: Сегодня я приглашаю вас в гости к бабушке, которая живет  в деревне. Но отправимся мы не одни, а со звуками [С] и [Ш].  Давайте вспомним эти звуки. Как льётся вода из крана? (выставляются картинки-символы)

Дети: СССС.

Логопед: Как капает?

Дети: С –С- С- С- С.

Логопед: Как шипит змея?

Дети: ШШШШ.

Логопед: Как шипит змея, когда хочет укусить?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш.

Логопед: А теперь расскажем о звуках (   дается их характеристика)

Звук[ С] – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук согласный, твердый, глухой.

 Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук согласный, твердый  глухой

 Логопед: Назовите транспорт, на котором мы сможем отравиться в деревню, в названии которого есть звук «С»?

Дети:  Самолёт, самокат, автобус.

Логопед: В названии которого есть звук «Ш»?

Дети: Маршрутка, шлюпка, машина.

Логопед: Правильно,   сначала мы поедем на машине( выставляется картинка на которой нарисованы  горы, логопед двигает по ней машинку)

Когда машинка поднимается вверх – [ш], а когда спускается вниз [с].

Теперь мы пойдем пешком, а чтобы нам было веселее поиграем со звуками.

1. «Повторюшки»  Логопед произносит ряд слогов и бросает мяч, ребенок возвращает мяч, повторяя ряд: су-шу, ша-са,  са-са-ша, са-ша-са, шу-су-су…

2. «Замени звук» (Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок возвращает мяч, заменяя  звук) са — ша  ша –са  со — шо   шо-со  шу — су су — шу

 Возьмем зеркала и сделаем артикуляционную гимнастику.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Логопед : А теперь остудим чай.  Упражнение на выработку правильного речевого дыхания с игровым пособием «Горячий чай»

Логопед: Давайте поможем нашей бабушке, наведем порядок: все вещи, в названии которых есть  которых есть звук [С] поставьте на стол, а  со звуком [Ш] - в шкаф.

(Работа на карточках, предметы распределяем с помощью стрелочек)

Логопед:  Саша, какие вещи поставил на стол? Почему? Маша, какие вещи положила в шкаф? Почему? Ира, какие вещи лежат в твоем шкафу…

(Ответы детей).

Логопед: Предлагаю нам прогуляться.

Пальчиковое упражнение «По деревне мы шагаем…»

По деревне мы шагаем,                       Пальцы шагают по столу (коленям).

Видим будки и сараи.                         Одна ладонь закрывает глаз, вторая —  

                                                               Ухо-меняем.

Тики-ти,                                      Два раза ударяем ребром ладоней по коленям

тики-ти, ,                                     два раза — кулаками.

Животных мы хотим найти.        Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и    

                                                       наоборот)

Логопед:  Мы пришли на скотный двор. Найдите животных и назовите их ласково. Начинайте свой ответ так «Я вижу стоит …»

Работа с зашумлёнными  картинками «Домашние животные».

Дети: Я вижу  стоит лошадка.

Дети:… стоит  коровушка.

Дети:… стоит  барашек.

Дети: …стоит  свинюшка.

Дети: …стоит   кошечка.

(после каждого ответа выставляется  отдельная картинка)

Логопед: Давайте поможем бабушке накормить животных. Собака грызет косточку или досочку?

Дети: Собака грызет  косточку.

Логопед: Коровушка ест сено или полено?

Дети: Коровушка ест сено.

Логопед: Свинья ест картошку или матрёшку?

Дети: Свинья ест картошку.

Логопед: Лошадь ест овёс или тёс?

Дети: Лошадь ест овёс.

Логопед: Кошка ест сметану или игуану?

Дети: Кошка ест сметану.

Логопед: Поиграем с кошкой!

Упражнение с прищепкой.(покусываем прищепкой каждый пальчик, сначала на левой, затем на правой руке)

Кусается сильно кошка-глупышка.

Думает это не палец, а мышка.

Но я же играю с тобою, малышка,

А будешь кусаться – скажу тебе«Кыш!»

Логопед: Ребята, вам не кажется, что кто-то из животных оказался лишним на скотном дворе? Вы можете определить?

Игра «Кто лишний?»

Логопед: Ребята, пойдём дальше.

Физминутка.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,                            ходьба на месте

Са – са – са – голубые небеса,                                        руки вверх

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,                  пальцы в щепоть

Су – су – су – и водички принесу,                                  ладони в «лодочку»

Ши – ши – ши – наши детки хороши,                            обнять себя

Сы – сы – сы – надо потереть  носы,                              трем нос

Ошки – ошки – ошки – все похлопайте в ладошки.          хлопать в ладоши

Логопед: Мы с вами вышли на луг. Здесь растут волшебные  цветы. Но подул сильный ветер и разбросал все лепестки  вокруг. Поищите , нет ли рядом с вами таких лепестков. ( у 5-6 детей на парте лежат лепестки с картинками). Что нарисовано на твоем лепестке?

Ответы детей : На моем лепестке… ( машина, шампунь,  афиша, шляпа, шашки, мошка)

Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в нашу группу. Закройте глазки. Давайте пошипим – шшшшш; а теперь посвистим- ссссссс. Открывайте глаза, вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие в деревню? Что вам больше всего запомнилось? Вспомните любые  2 слова: одно со звуком [с], другое со звуком[ ш].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]

Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».

Цели занятия.Образовательные:-         закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};-         развивать фонематич...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».

Цели занятия.Образовательные:-         закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};-         развивать фонематич...

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слог...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Дифференциация звуков с-ш»

совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...