Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch_gram.docx | 794.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.
Задачи.
1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.
2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.
3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.
Ход НОД.
1. Мотивационно-побудительный этап.
Фонетическая разминка.
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).
Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ - /Ж/.
- Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/, то звук /З/,а вы будете выполнять соответствующие движения:
- на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;
- на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).
(Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).
2. Организационно-поисковый этап.
Игра «Поймай звук в слове»
- А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)
Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.
Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).
- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж:
Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):
Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.
- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):
Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.
Чистоговорки:
ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.
ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.
Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.
Физкультминутка
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке
(ходьба на месте).
Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим).
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чем-то, ловко
Раздобыл косой морковку
(прыжки на месте).
Игра "Доскажи словечко"
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)
Я сижу едва не плача,
Очень трудная. (задача).
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла. (зима).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку!
В речке проживает щука
А зовут ее все (злюка).
Светит солнце, светит ярко,
Всем нам стало очень (жарко).
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель(ёжик).
Игровое задание
- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука.Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда».
со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.
- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?
- Какое слово понравилось произносить?
Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка»:
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!
- Видел ли кто-нибудь чижа?
- Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)
- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)
Определение звука в слове.
На столах у детей - решетки с крупными ячейками, для слогов (см. Приложение). Дети делят слова на слоги и определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.
Слова для звукового анализа: журнал, лыжник, виражи, чиж, чижик, уж; зима, мороз, козлик, арбуз, дизель, замок.
Заучивание стихотворение С.Маршака:
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
3. Рефлексивно-коррегирующий этап.
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Чем они похожи, чем отличаются?
Приложение: решетки для слогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Цель: создать условия для слухового восприятия детей звуков [з]-[ж]....
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Программные за...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]»
Развитие речи для детей старшего возраста....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ""Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ""
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные зада...