Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Дифференциация звуков с-ш»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
«Дифференциация звуков с-ш»
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.
Задачи:
-продолжать знакомить со звуками с-ш;
-научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;
- развивать внимание, память.
Наглядный и демонстрационный материал: мяч, коробка, картинки с изображением змеи и слона, круги синего и зеленого цвета (по 10 шт.), предметные картинки по теме, мешочек с предметными фишками (10 шт.), домики с кармашками (2 шт.), карточки из 3 окошек (10 шт. + 1 большая), фишки (10шт. на каждого ребенка и 1 большая).
Ход занятия:
- Организационный момент. Приветствие.
(Стоим в кругу, взявшись за руки.)
- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)
- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.
- А теперь послушайте стихотворение.
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!
- О чем это стихотворение? (О речи.)
- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)
- Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.
2. Основная часть.
- Ребята, я к вам на занятие пришла не с пустыми руками, а вот с такой коробочкой. (показываю)
- Хотите узнать, что там? (Да.)
- Тогда слушайте загадку.
Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый …
(Слон)
- Правильно. А какие у слона уши? (Огромные)
- А еще у слона есть хобот. Хобот, он какой? (Длинный)
- А еще у слона огромные ноги. И он ходит очень тяжело. Давайте с помощью наших ручек покажем. (показываем)
- Давайте еще раз произнесем слово «С-с-слон». Какой первый звук мы слышим? («с»)
- Вот еще одна загадка.
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
(Змея)
- Чего нет у змеи?(рук, ног)
- Но зато она умеет, что делать? (ползать)
- Давайте покажем, как ползает змея? (показываем.)
- А как шипит змея? (Ш-ш-ш)
- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).
- Как произносится звук Ш? (губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.)
- Как вы думаете, с какие звуки мы сегодня вспомнили? ([c] [ш])
- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то показываете как ходит слон, а если звук Ш, то показываете, как ползает змея. Звук произносить не нужно.
С-ш-ш-с-с-ш-с.
( Дети дают ответ соответствующим движением.)
- А теперь мы поиграем в игру «Эхо». Я вам по очереди буду кидать мяч и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.
Ша-ша-ша - Соня моет малыша
Са – са – са - в лесу бегает лиса.
Шу-шу-шу - Я письмо пишу.
Су –су –су- Было весело в лесу.
Аш – аш - аш - Есть у Лены карандаш.
Ас – ас –ас - В нашей группе свет погас.
Са-са-са - у Маши есть коса.
Су-су-су - заплету косу.
Ша-ша-ша – Маша моет малыша.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Са-са-са - в сказке были чудеса.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. (все вместе)
(Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.)
- А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!». Я сейчас вам раздам буквы С и Ш.. Я вам буду сейчас говорить слова, если в слове слышится звук Ш, то вы поднимаете буквы Ш, а если слышится звук С, то показываете букву С
Шар, сок, машет, несет, нос, ландыш, сильный, шапка, маска, оса, голос.
Игра «Определи жильца».
- Посмотрите, у меня в руках волшебный мешочек, в котором картинки с предметами и животными. Каждый из вас сейчас вытянет одну картинку, и мы с ними поиграем.
(Выбирают картинку из мешочка.)
- Ребята, посмотрите, у меня на доске появилось два домика. В одном домике живет Змея, и она принимает у себя в гостях только слова в которых есть звук Ш, а в другом домике живет Слон, и он принимает у себя в гостях только слова, в которых есть звук С. Ваша задача определить, что у вас на картинке, какой звук слышится в этом слове и заселить в нужный домик.
(Ребята определяют, что изображено на картинке, определяют , какой звук слышится в слове, и заселяют в нужный домик.)
Дидактическая игра «Измени слово»:
- Замените звук С на звук Ш.
са – ша су – шу
со - шо сы – ши
ста – шта спа – шпа
сма – шма сла – шла
сутки — шутки каска — кашка
касса — каша маска — Машка
миска — мишка плюс - плюш
- Физкультминутка
Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)
Да! (хлопки в ладоши)
Поэтому все встали (Встали, руки вверх).
Дружно вытянули шеи (наклон вперед),
И как гуси зашипели: ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали,
Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки).
И как зайцы поскакали,
Поскакали, поскакали.
И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся)
4. Продолжение работы по теме.
-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.
Игра «Определи, место звука в слове».
Работа в листочках
5.-Ребята, существует много скороговорок со звуком С и Ш. Послушайте одну из них.
Саше дали кашу, а Маше простоквашу.
- Давайте повторим сначала медленно,
- побыстрее
- быстро
- грустно
- весело.
6.Итог занятия
- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, учились произносить скороговорку быстро и медленно.)
- Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».
Цели занятия.Образовательные:- закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};- развивать фонематич...
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».
Цели занятия.Образовательные:- закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};- развивать фонематич...
Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слог...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...