Конспект занятия в старшей группе. Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ч и Щ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мамонова Нина Петровна

Учить различать звуки, четко их произносить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе. Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ч» и «Щ».

Задачи. Учить различать звуки Ч и Щ на слух: изолированно, в словах.

Помочь детям запомнить чистоговорку.

Воспитывать желание говорить правильно, четко произносить звуки.

Материал: звуки Ч и Щ, картинки: часы, щука; карточки для игры «Найди лишний предмет», алфавит, карандаши цветные.

Ход занятия

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

НОД - Ребята, мы начинаем наше занятие с разминки. На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени. Например: «Меня зовут Артем, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук)

Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.

Мы ходим ночью ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Какой первый звук в этом слове? (Ч)

Давайте с вами произнесем его. Губки вытягиваем вперед. Язычок к верхним зубам.

Опущу я в речку руку,

Чтоб поймать на ощупь ... (Щуку)

А звук Щ произносится так. Губы в улыбке, язык напрягите, чтобы он поднялся к верхним губам.

На доску выставляется картинка.

Воспитатель:

Какой первый звук в слове «часы»?

Дети:

Первый звук «ч». Показываю картинку.

Воспитатель:

Какой первый звук в слове «щука»?

Дети:

Первый звук «щ». Показываю картинку.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю послушать, как звучат «ч» и «щ».

Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ

Дети повторяют.

Воспитатель:

Как они звучат? Звонко или мягко?

Дети: Мягко.

Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но, кроме этого, у них есть еще один общий Секрет: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие.

Воспитатель:

А теперь давайте все вместе подумает и назовем слова, начинающиеся на звук «ч».

Дети:

Часы, чашка, червяк, чемодан, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, четыре.

А теперь придумайте слова, которые начинаются со звука Щ.

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

Я буду называть слова, измените его так, чтобы в нем появился звук Ч.

Например: щенок - щеночек, диван, чемодан, ребенок, платок, червяк, лист, чашка, щетка, горшок, коза, василек, забор, жук, птица, кофта, палец, рука.

Игра на внимание. Вставайте в круг. Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук Ч –хлопните в ладоши. Если услышите звук Щ – подпрыгните. А если в слове нет ни звука Ч, ни звука щ –топните. ( бабочка, щука, барабан, клещи, черепаха, медведь, чайник. щенок, сок. чеснок, щипцы, воробей, очки). Молодцы. Присаживайтесь.

Воспитатель:

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорку.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Воспитатель:

В каких словах встречается звук «щ»?

Дети:

Щёткой, щенка, щекочу.

Воспитатель:

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч»

Дети:

Чищу.

Воспитатель:

А в каких словах встретились оба звука?

Дети:

Чищу, щекочу.

Воспитатель:

Давайте повторим чистоговорку (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».

На доске выставляет картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.

Отгадывание загадок.

#1042; брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.

Всего одна рука и та на спине. (чайник)

#1053;осит воду хозяину в угоду!

При нем живет, пока не упадет. (чашка)

3. Осторожно разливай

Всем по чашкам

Сладкий … (чай)

#1059; меня пропал носок,

Утащил его …(щенок)

5. Она чистит зубы четко,

У меня зубная…(щетка)

6. Маленький, горький,

Луку брат. (чеснок)

Воспитатель:

А сейчас пройдите за столы. Послушайте задание. Найдите буквы Ч и Щ и раскрасьте их.

Какое сегодня было занятие? Какие задания выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слог...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Программные за...