Работа логопеда с детьми с речевым недоразвитием
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преодоление нарушений познавательных процессов у дошкольников с речевым недоразвитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_logopeda_s_detmi_s_rechevym_nedorazvitiem.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа логопеда с детьми с речевым недоразвитием
Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преодоление нарушений познавательных процессов у дошкольников с речевым недоразвитием.
1. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику рук. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляются движение кисти руки, двигательные упражнения соединяются с рифмованными стихотворениями, например: «Кошка»
На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка
(движения или статическая поза рук: соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Движения или статическая поза губ и языка: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.)
Кошка глазки закрывает, Кошка спинку выгибает.
(движения или статическая поза рук: соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. Движения или статическая поза губ и языка: выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы) .
Используя в своей работе данную технологию, мы пришли к выводу, что она значительно улучшает моторные возможности ребенка, оптимизирует психологическую базу речи, позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
2. Одним из наиболее результативных методов в коррекционной работе является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. В своей работе применяем такие упражнения, как: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка». Например:
«Зайчик – кольцо» Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Прыгнул заинька с крылечка, и в траве нашел колечко.
А колечко непростое — блестит, словно золотое.
Широко используя в своей практике приемы кинезиологии, мы заметили, что у детей-логопатов значительно улучшилась зрительно-моторная координация, улучшились память, внимание, речь, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, ушло излишнее напряжение.
3. Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышщ и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж]:
Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого
С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?
Су-джок терапия проводится поэтапно.
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
4. Логопедическая ритмика является одним из эффективных средств коррекционного воздействия на обучение детей с речевой патологией. Логоритмика используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими; способствует развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласованию движения и речи. Логопеды в своей работе используют либо отдельные упражнения и игры, либо проводится комплексное логоритмическое занятие.
Отдельные упражнения и игры: «Куда? » (работа над интонацией) .
Куда? (резко вверх) Остановитесь! (Стоп! – закрутка) .
Куда? Куда? Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе) .
Не смейте убегать! (естественное движение) .
«Говорим вместе» (работа над темпом речи)
По лестнице вверх тихо иду.
С лестницы вниз быстро бегу.
(Дети представляют, как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг) .
Таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., 2010.
2. Вовк О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам / О. Н. Вовк // НПФ «АМАЛТЕЯ» СПб., 2012.
3. Сысуева О. И. Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей / О. И. Сысуева // Дошкольная педагогика. - 2015. - №1. – С. 65-68.
4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. 2010. №1. С. 36-38.
5. Крупенчук О. И. Интерактивная артикуляционная гимнастика/ О. И. Крупенчук // Издательский дом ЛИТЕРА. - 2014.
6. Кувшинова И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И. А. Кувшинова-М:2009. (библиотека журнала «Логопед».вып. 6)
7. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника в работе логопеда с детьми с речевыми нарушениями
Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услы...
"Работа логопеда с детьми с речевым недоразвитием"
Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня....
Работа логопеда с детьми 5 лет с речевым недоразвитием
приёмы работы. позволяющие избежать в дальнейшем школьной неуспеваемости...
Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...
статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".
об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....