Мнемотехника в работе логопеда с детьми с речевыми нарушениями
статья по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

  Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 57 г.Челябинска

Опыт работы

«Использование приёмов

мнемотехники в работе логопеда»

Составила: Мякишева В. И.,  

учитель-логопед

I квалификационной категории

Челябинск, 2013

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Что такое мнемотехника

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

❖ Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

❖ Мнемотехника: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.

❖ Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

С помощью мнемотехники легко можно решить следующие задачи:

1. Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;  

2. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;  

3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);  

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;  

5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;  

6. Способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;

7. Способствовать развитию связной речи; 

8. Способствовать формированию правильного звукопроизношения; 

9. Способствовать развитие мелкой моторики рук; 

10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 

На основании анализа научной литературы можно выделить следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

❖ Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

❖ Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

Принципы работы с технологией мнемотехника:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

1. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;

* Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

* Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

* Интеграция детской деятельности.

2. Комплексно-тематический принцип:

* Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

* Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

* Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод работы с детьми отличается:

❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;

❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.

Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.

Этапы работы со схемой-моделью:

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама,дом,еда) - если дети умеют читать и писать;

-самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему=модель как план пересказа;

-закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

В дидактике выделены три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

 Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:            - формы:           - величины:            - действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой                       - не круглый              - не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

В своей работе я опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы), В. П. Глухова (блоки-квадраты), Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели).

Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы с детьми, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Помимо использования мнемотаблиц в целях развития лексико-грамматических средств языка и связной речи, я пользовалась ими и при работе над звукопроизношением.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Для автоматизации звуков  на этапе работы с небольшими стихотворениями  можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются  небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов дети рисуют мнемотаблицы сами.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Итак, можно сделать вывод. Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога. Используя традиционные методы исправления речи, я всегда помню о том, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что мнемотехника является эффективным приёмом работы по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

ИГРЫ НА ОСНОВЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В этой статье раскрывается важность использования мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на память, внимание и речь детей....

Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"

Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру....

Использование массажера Су Джок с детьми, имеющими речевые нарушения и нарушения мелкой моторики

Использование массажера Су Джок с детьми, имеющими речевые нарушения и нарушения мелкой моторики...

Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"

Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скуд...