Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.
статья

Попенова Ирина Викторовна

В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachenko_l.a_popenova_i.v._statya.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.21

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

Л.А. Казаченко, И.В. Попенова[1]*

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №43 «Журавушка»

г. Лесосибирск, Россия

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Представлен опыт работы ДОУ в данном направлении.

Ключевые слова: литературный клуб, будущий грамотный читатель, детская библиотека, книга.

In work the questions of the organization of a literary club in a group of kindergarten, attraction of parents to active participation in club activity, interaction with children's library are considered. Experience is presented DOU in this direction

Key words: a literary club, a future literate reader, a children's library, a book.

Ни для кого не секрет, что на воспитание подрастающего поколения оказывает большое влияние художественная литература. Книги развивают детей, погружают их в волшебный мир сказок, позволяют понять ритмический рисунок стихотворных рифм, расширяют круг знаний при чтении рассказов.                        В. А. Сухомлинский говорило том, что чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В наше время книга всё чаще стала отходить на второй план. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших школьников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На первый взгляд, кажется, что дети малы, но ещё Л. С. Выгодский говорил: «Именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого талантливого» читателя».

В детском саду уделяется большое внимание ознакомлению детей с художественной литературой, используются разнообразные формы работы: чтение книг, рассматривание иллюстраций, инсценирование, просмотр спектаклей, изготовление атрибутов, рисование, викторины по сказкам и многое другое. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. 

Понимая это, захотелось хоть немного повернуть детей к книге, а значит и их родителей. Так как дети ещё сами не умеют читать и самостоятельно пока не могут посещать библиотеку, а тем более купить книгу.

Актуальность взаимодействия детского сада и семьи не подлежит сомнению. Ребёнок приходит в детский сад из семьи и возвращается в семью. Поэтому одним из важнейших условий развития личности ребёнка, достижения им социальной зрелости является согласованная работа окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

Я сама люблю много читать, пишу стихи и участвую в литературных конкурсах. Так возникла идея детско-родительского литературного клуба.

Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников, педагоги и дети. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей и потребностей семей исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем.

Первое заседание клуба состоялось в апреле 2016 года. И название он получил «Солнышко». Почему «Солнышко»? Да, наверное, потому, что солнце – это всегда тепло, добро, это мама, семья. Недаром говорит пословица «при солнышке - тепло, при матери - добро».Итак, родители привлечены, они с большим удовольствием пришли на литературный клуб. Но главная наша цель – это книга. Поэтому лейтмотивом нашего клуба были взяты слова Константина Ибреева:

Раскрыта книга,

Шелестят страницы,

А, может быть, так ветры шелестят,

Когда весна к тебе в окно стучится

И в небе гуси-лебеди летят?

А, может быть, на вековых просторах

Так меж собою шепчутся ручьи?

Всё может быть – страниц привычный шорох

Всегда по-новому красноречив.

На этом же занятии были определены цели и задачи клуба. Цель клуба: воспитание будущего грамотного читателя.

        Задачи:

- воспитывать интерес и любовь детей к книге;

- способствовать формированию умений детей слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям;

- познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;

- воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Дети были маленькие и ходили в детский сад только первый год, поэтому для инсценирования была выбрана сказка «Колобок». В главной роли бабушки была я. Но я уже сказала, что дети были маленькие, поэтому героями выступали вместе с родителями. Были довольны и родители, и дети. У детей была поддержка, а у родителей радость. Остальные дети участвовали в играх и читали стихи.

К подготовке второго заседания я привлекла родителей. Речь у детей ещё мало развита и им необходимо слышать грамотную речь.Теперь мамы и папы были героями сказки. Сказка была выбрана «Теремок» по возрасту детей. Я думала, что возникнут трудности с родителями, но они очень охотно согласились играть роли, а некоторые даже сами просили дать им роль в сказке. И как раз просили те, у которых дети очень застенчивы. Мамы объяснили это тем, что ребёнок увидит свою маму и сам будет увереннее в группе. А дети опять читали стихи про маму и папу, участвовали в играх.

На наше второе заседание была приглашена Ирина Васильевна Дейнеко, главный библиотекарь детской библиотеки №10. С библиотекой у нас давние прочные связи: воспитанники детского сада регулярно бывают на различных мероприятиях (экскурсиях, занятиях, встречах с местными детскими писателями),  принимают участие в конкурсах, выставках, фестивалях, организуемых сотрудниками библиотеки. Библиотекари присутствуют на родительских собраниях, конкурсах чтецов, организуют передвижные библиотекив ДОУ.

Ирина Васильевна рассказала о новинках художественной литературы для детей и предложила следующее заседание провести у них.Опять было какое-то сомнение, что родители не поддержат нас в силу своей занятости, так как приглашали их в выходной день. Но к великому счастью, они откликнулись и пришли в воскресенье вместе с детьми в библиотеку.

Участников клуба встретили библиотекари и одна из любимых сказочных героинь Баба Яга, которая старалась запутать малышей и давала неправильные подсказки о правилах поведения в библиотеке. Малыши и их родители познакомились с библиотекой, с новыми и интересными детскими книжками, поиграли в напольные игры, с удовольствием и увлеченно отгадывали сказочные викторины. Мамы и ребята ушли из библиотеки с книжками и журналами, с хорошим настроением и с желанием еще и еще возвращаться в библиотеку.

Но, к сожалению, не все дети смогли прийти. Те ребята, которые были, рассказали о своём походе. Остальным детям тоже захотелось посетить библиотеку. Они спрашивали у родителей – а почему они не пришли. Причины были разные, но итог один, их не привели. И тогда я предложила Ирине Васильевне провести заседание клуба со всеми детьми в рабочее время. Пригласили родителей. И никто не ожидал, что откликнутся многие. Нашли время и бабушки, и дедушки, что очень редко, и папы и, конечно же, мамы. Всем им захотелось сходить с нами в библиотеку. Было 13 взрослых и 20 детей.

Для чтения-игры на этот раз была выбрана книга Карла Эрика «10 резиновых утят». В книгах Эрика Карла, американского детского писателя, все создано именно под маленького ребенка – и содержание, и объем текста, и характеры героев, и иллюстрации.

На занятии дети не только читали и рассматривали книгу, но и считали в пределах 10 (утят ведь в книжке 10), причем счет был количественным (один, два, три…) и порядковый (первый, второй, третий…). Повторяли цвета: резиновые утята – желтые, «утятам красят клювы красным, а глазки – голубым», медведь – белый, а фламинго – розовый. Осваивали пространственное представление: один утенок плывет на запад, другой – на восток, кто-то плывет направо, кто-то - налево.

Все вместе слушали, как ревет море во время шторма, и издают звуки разные животные.Отгадывали «мохнатые» загадки и играли.

А родители в это время еще и учились как можно и нужно читать с детьми книги, то есть руководить воспитанием детей как читателей. Нам было интересно мнение родителей о посещении библиотеки, и мы предложили написать отзывы. Некоторые из них мы процетируем.

1. Нарине Гагиковна:  «Мы сходили в библиотеку, там было интересно. Дети с удовольствием слушали и смотрели сказку, отвечали на вопросы. Мне кажется, что надо почаще посещать библиотеку и слушать сказки. Я была довольна»;

2. Роман Викторович: «Почаще проводить такие мероприятия. Детей нужно приучать к книжкам и показывать их содержание. Мне кажется, так их можно больше заинтересовать содержанием сказки. Дети все были довольны»;

3. Любовь Александровна: «Нам было очень интересно – поход в библиотеку. Надо чаще ходить на такие мероприятия. Это познавательно для наших детей»;

4. Анастасия Игоревна: «Посетили детскую библиотеку, было очень интересно и познавательно. Детям очень понравилось, ребята были погружены в сказочную атмосферу, были увлечены происходящим. Конечно, такие мероприятия очень полезны. Можно устраивать почаще»;

5. Евгения Станиславовна: «Поход в библиотеку оставил уйму эмоций, как у ребёнка, так и у родителей. Занятие было увлекательным, познавательным. Видеофрагменты разбавили беседу, помогли лучше воспринять читаемое. Дети полностью были включены в процесс прочтения и даже обсуждения. Мы довольны!!!»;

6. Сергей Дмитриевич: «Мы с ребятами сходили в библиотеку. Получили массу приятных эмоций, как ребятишки, так и мы, взрослые. Смотрели сказку, с интересом отвечали на вопросы. Нужно почаще посещать данные мероприятия. Нам очень понравилось»;

7. Виорика Валерьевна: «Очень понравился поход в библиотеку. Я считаю, что нужно чаще посещать такие мероприятия».

Необходимо отметить, что приведенные высказывания лишний раз показывают насколько родителям не безразлично совместное участие с детьми.

А. П. Чехов сказал:  «Чтобы воспитать, тут нужно беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Поэтому мы планируем продолжать вести наш литературный клуб и, конечно же, продолжать сотрудничество с библиотекой.

В наших планах: консультации, открытые занятия с участием родителей и  рекомендациями по организации домашнего чтения, выставки детских работ по прочитанным книгам, выставки литературы, совместные вечера – развлечения, инсценировки  сказок и многое др.

Таким образом, по итогам проведенной работы получены следующие результаты:

- в группе имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы;

- работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с детской библиотекой, 

- можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей.

- родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе.  И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

Приложение 1

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание интереса и любви к книге»

  1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка?        (ДА     НЕТ)

  1. В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть):

         познавательные книги, сказки, стихи, рассказы

  1. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку? (отметьте 1 из пунктов):
  • смотрю содержание;
  • учитываю возраст;
  • отбираю по иллюстрациям;
  • покупаю случайно.

  1. Как часто  Вы читаете ребенку книги?
  • Ежедневно;
  • 2-3 раза в неделю;
  • раз в месяц.

  1. Как вы читаете книги?
  • по просьбе ребенка;
  • по своей инициативе;
  • ребенок читает самостоятельно.

  1. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?
  • спрашиваю, что нового узнал из книги;
  • обсуждаю поступки героев, их поведение;
  • предлагаю просто пересказать,

  1. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения?

                      (ДА      НЕТ    ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

  1.  Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?  (ДА      НЕТ)

Приложение 2

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Детский сад №43 и детскую библиотеку №10 (Яблочкова,8) интересует отношение родителей к книгам и чтению. Ваши ответы помогут выяснить отношение родителей к книжной культуре и улучшить  совместную работу детского сада и детской библиотеки.

Будем благодарны, если ответите на наши вопросы.

1.Вы любите читать?

                     Да.   Нет.

2.Что делается в вашей семье для привития ребёнку любви к чтению?

  • Читаете вместе с детьми
  • Обсуждаете прочитанное
  • Иллюстрируете прочитанное
  • Сочиняете вместе стихи и сказки

3. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

4. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему ее почитать?
5.Последняя книга, купленная Вами.

6.В группе детского сада оформлен книжный уголок, что интересного вы почерпнули для себя.

7. Какую информацию о книге, чтении Вы хотели бы видеть в книжном уголке?

  • Рекомендации о привлечении к чтению;
  • Списки новинок детской литературы;
  • Ваше предложение.


[1]* © Казаченко Л.А., Попенова И.В., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные предпочтения дошкольников как основа формирования будущего читателя.

В последнее десятилетие в роспечати стали появляться издания, содержащие не только журналы с информативным материалом, но и предметы, с которыми можно манипулировать. Почему не использовать такие изда...

Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Предста...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»

Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...

«Школа для родителей будущих первоклассников» как одна из эффективных форм работы с родителями в рамках преемственности по обеспечению подготовки ребёнка к школьному обучению»

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования (из опыта рабоиты). Тема: «Школа для родителей будущих первоклассников» как од...