Проект "Зимующие птицы"
проект по логопедии на тему
Для получения новой информации о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 20.52 КБ |
prilozhenie_1.docx | 23.44 КБ |
prilozhenie_2.docx | 596.18 КБ |
prilozhenie_3.docx | 15.14 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимующие птицы»
Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: воспитанники логогруппы, их родители, воспитатели группы.
Цель проекта: получить новую информацию о зимующих птицах, изготовить кормушки для птиц (совместно с родителями)
Задачи проекта:
1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
2. Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах.
3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
5. Обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»
Презентация «Проект «Зимующие птицы»
Основные методы реализации проекта:
– определение темы, постановка цели и задачи;
– определение методов и приёмов работы;
– диагностирование экологического воспитания;
– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
– подбор материала для творческого труда;
– составление перспективного плана.
Основные формы реализации проекта:
– игровая;
– познавательная;
– продуктивная;
– работа с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Рисунки, поделки детей, фотографии, кормушки.
Обеспечение:
Методическое:
– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
Материально-техническое:
– альбом «Зимующие птицы»;
– картинки, иллюстрации с изображением птиц;
– художественные произведения.
Перспективное планирование проекта «Зимующие птицы»
Декабрь
Неделя | Содержание работы | Цели |
Первая | Прогулка по территории детского сада. | Научить различать и называть зимующих птиц. |
Беседа: «Почему зимой птиц стало меньше?». | Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много. | |
Познавательное занятие «Птицы зимой». | Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т.д.), классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т.д.) и перелетных (ласточка, грач и т.д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания. | |
Рисование «Птицы зимой». | Развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы. | |
Художественное слово: В. Берестов «О чём поют воробушки». | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах. | |
Вторая | Занятие по развитию речи «Зимующие птицы» (Приложение № 1 ). | Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, обогатить словарный запас слов по данной теме. |
Лепка «Снегирь на ветке» (Презентация). | Обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение. | |
Дидактическая игра «Птичья столовая». | Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. | |
Рассматривание птичьих следов. | Научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов). | |
Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы». | Расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц. | |
Третья | Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц, рассказ логопеда о зимовке птиц. | Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. |
Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями. (Презентация). | Учить детей изготавливать кормушки, прививать любовь к птицам. | |
Фото-конкурс «Покормите птиц зимой» совместно с родителями. Кормление птиц (Презентация). | Наблюдение за птицами в естественной среде, за их поведением во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом. Воспитание гуманного отношения к пернатым. | |
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и синицы», Сочинение рассказов, стихов совместно с родителями (Презентация). | Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки. | |
Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей». | Воспитание любви к природе через художественное слово. | |
Четвертая | Экскурсия по «экологической тропе». | Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. |
Подвижная игра: «Воробьи и вороны» | Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. | |
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года». | Научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение. | |
Аппликация «Какие птицы живут в зимнем лесу». | Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе, учить детей создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус. | |
Загадки по теме «Зимующие птицы» (Приложение №2). | Развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию. | |
Экологическая сказка «Воробышек» | Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово. |
Результаты реализации проекта
В ходе реализации данного проекта у детей:
– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;
– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
– родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи.
Тема: "Зимующие птицы"
Цели:
- Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
- Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
- Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
- Формировать фразовую речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц выставляет на доску соответствующую картинку.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)
2. Введение в тему
Логопед: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Логопед: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
3. Упражнение «Накорми птиц»
Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
4. Упражнение «Кормушка»
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
5.Динамическая пауза
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
6. Игра с мячом « Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении воспитатель помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
7. Упражнение «Составь новое слово»
Логопед предлагает детям закончить предложения:
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.
8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
9. Игра «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.
- Снегирь, ворона, аист, сова.
- Соловей, кукушка, сорока, журавль.
- Дятел, ворона, воробей, скворец.
10. Итог занятия
Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Загадки о зимующих птицах
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять (снегирь).
Эта хищница болтлива.
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её (сорока).
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки (воробей).
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал её? (синичка).
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (свиристели)
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Экологические сказки
Сказка 1. «Воробышек»
Жил-был маленький воробьишка. Когда пришла зима, ему труднее стало добывать себе пищу, потому что стало холодно и вся земля покрылась снегом. Воробьишка часто сидел в своём домике, прячась от холода, и ему очень хотелось кушать. Но ребята из детского садика сделали кормушки, в которые детишки постоянно подсыпали зёрнышки. Воробьишка узнал об этом и стал прилетать на кормушки кушать. Зима для него прошла незаметно.
Налимова Полина
Сказка 2. «Семейка Полли»
Жила была семейка простых серых воробьёв. Жили они в гнезде на самой большой сосне в дремучем лесу. Семейка Полли, так их называли лесные обитатели, состояла из мамы Полли, папы Полли и двух маленьких непоседливых воробышков, тоже Полли. Каждое утро мама и папа Полли улетали за червячками для своих детишек. Весь день воробышки ждали их. Под вечер мама и папа прилетали с едой и кормили своих деток. С наступлением ночи все дружно чистили клювы и перья и укладывались спать.
Так шли день за днём до наступления зимы. Воробьям - родителям стало трудно находить еду, они часто стали прилетать с пустыми клювами. Всем было холодно и голодно. Семейка Полли могла погибнуть. Но произошло чудо: как-то воскресным утром мимо их сосны пролетала сорока и увидела замерзающую семейку Полли. Воробышки прижимались к родителям и дрожали. Сороке стало жаль их, и она рассказала им о детском саде, в котором ребята своими руками сделали кормушки для птиц, о том, что дети каждый день насыпают туда корм и ждут крылатых гостей. Также сорока похвасталась, что она уже летала туда и может показать дорогу. И все вместе они полетели к детскому саду. Как же воробьи были рады видеть множество красивых кормушек с вкусной едой. Наевшись досыта, семейка Полли весело чирикала - это она благодарила ребятишек за то, что они не оставили их зимой в беде. Теперь им не страшна зима со своими морозами. Они точно знают: весна придёт!
Кузнецова Вика
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О ПРОЕКТЕ Тип проекта: информационно-практико-ориентированный Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитат ели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Проблема: Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста.
Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, о их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Актуальность
Цель: получить новую информацию о зимующих птицах, изготовить кормушки для птиц с родителями. Задачи: Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах. 3.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. 4 . Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. 5. Обогащение и активизация словаря в рамках темы
Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап – основной ( практический) III этап- заключительный
I этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Анкетирование родителей. Перспективное планирование проекта. Накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Домашние задание родителям Изготовить совместно с ребенком кормушку. Подобрать корм, развивать словарный запас по теме проекта. Подобрать загадки о зимующих птицах. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Вместе с детьми придумать экологическую сказку по теме проекта. Наблюдение на прогулках за птицами (внешний вид, среда обитания и т.д.).
Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Подвижная игра «Воробьи и вороны» Дидактические игры Четвёртый лишний» «Закончи предложение» «Назови ласково» «Накорми птиц» «Птичья столовая»
Познавательная деятельность Формирование целостной картины мира: Тема: «Зимующие птицы» Цели: формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам.
Беседы: « Почему зимой птиц стало меньше? » . « Пользу или вред приносят птицы? » . « Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? » .
за синицей за вороной за снегирем за голубем за сорокой ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ: - исследование различного оперения птиц с помощью лупы; - рассматривание птичьих следов на снегу. Наблюдение за птицами зимой
Развитие речи Чтение рассказов: М. Горького « Воробьишко » , Е . Чарушина « Воробей » , Н.И. Сладкого «Синичкина кладовая», К.Д. Ушинского «Дятел» Художественное слово: В. Ю. Берестов « О чём поют воробышки » . Творческое рассказывание: Презентация экологической сказки « Воробышек » ; отгадывание загадок по теме « Зимующие птицы » . Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц. Сочинение рассказов, стихотворений Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Совместное изготовление кормушек детьми и их родителями . Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.
Изготовление кормушек
Фото-конкурс «Покормите птиц»
Фото-конкурс «Покормите птиц»
Сочинение рассказов, стихотворений
III этап - заключительный • Оформление результата проекта в виде презентации. • Фотовыставка «Покормите птиц зимой» • Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта В ходе реализации данного проекта у детей: • обогатилась предметно-развивающая среда в группе; • сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю; • дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях; • родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....