Конспект фронтальной ОДД в подготовительной логопедической группе по теме:"Классификация рыб".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данном занятии через закрепление, активизацию и расширение представлений детей подготовительной группы о рыбах, проводится работа над развитием таких лексико-грамматических категорий, как изменение существительных по числам в родительном падеже, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,образование причастий. В занятии используется презентация "От икринки до рыбки" как иллюстративный материал при рассказе логопеда о рыбах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryby_konspekt_na_sayt.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтальной ОДД
в подготовительной группе (третий год обучения)
по теме: «Классификация рыб».
Тема: «Классификация рыб».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Продолжать расширять представления о рыбах, о морских обитателях.
- Учить классифицировать рыб.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Продолжать развивать умение согласовывать существительные по данной теме со словами «один-много».
- Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Продолжать развивать умение подбирать глаголы к существительному.
- Учить образовывать причастия от глаголов.
- Развивать логического мышления.
- Развивать общую и тонкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Оборудование: : - мяч;
-панно с изображением рыб;
- ПК рыб;
-изображения моря, реки, аквариума;
- презентация «Путь от икринки к рыбке»;
- д/и «Что сначала, что потом»;
- карточки с контурным изображением рыб (по количеству детей).
Ход занятия.
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
1.Приветствие.
На панно представлены изображения разных рыб.
- Вы догадались, о ком мы сегодня продолжим говорить? ( Мы продолжим говорить о рыбах.)
II. Актуализация знаний.
2. Игра с мячом: «Один - много».
Слова: акула, морской конёк, скат, селёдка, сом, ёрш, щука, окунь, карась, камбала, сом.
2. Д/и «Назови ласково».
- Сядет, кто назовёт ласково:
Голова –головка, плавник - ..., икра - …, чешуя - …, хвост - …,
Окунь - …, карась - …, селёдка - …, акула - …, малёк - …
Морской конёк - …, катран - …, озеро - …, река - …, камбала - … .
III. Открытие детьми нового знания.
З. Д/и «Классификация рыб.»
Логопед предлагает, подходя к доске, выбрать любую перевёрнутую картинку.
- Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём. ( На доске изображения реки, аквариума, моря)
Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.
Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.
Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.
Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю
её в море.
Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.
Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.
4.Д/и «Что сначала, что потом».
- Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (К живой.)
- Почему вы так решили? (Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат,
размножаются).
- Значит, к какой природе мы относим рыб? (К живой.)
- Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут. (Рассказ логопеда с показом презентации «Путь от икринки к рыбке»)
Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.
- А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.
Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.
IV.Использование здоровьесберегающих технологий:
А) Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил».
Б) Речь с движениями:«Рыбки плавали, ныряли».
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
Дети изображают резвящихся рыбок.
V. Самостоятельное применение нового знания на практике.
5.Словарная работа:
А) подбор глаголов: что делает рыба? – плавает, ныряет, метает (икру), охотиться, нападает, обороняется, ловит, живёт, прячется и т.д.
Б) образование причастий от этих глаголов.(плавает – плавающий меченосец, ныряет – ныряющий дельфин и т.д.)
6. Сравнение сома с сомиком.
Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.
-Какую рыбу вы не обвели? (Сома)
- Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?
Рассказ – сравнение.
- Чем они отличаются и чем похожи?
«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.
У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».
7. Д/и «Морские обитатели».
Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.
В гости приходит Незнайка.
Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (Кит и дельфин)
- Чем отличаются морские животные от рыб? (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?
- А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...
- Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.
- Как вы догадались, где какая рыба?
V. Рефлексия (итог).
- О ком мы сегодня говорили? На какие группы можно разделить рыб?
- Что нового вы узнали о рыбах?
- Чему вы удивились, знакомясь с новыми рыбами?
Оценка детьми своей работы и работы товарища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."
Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. «Белоснежка и гномики» (тема «Посуда»)
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.«Белоснежка и гномики» (тема «Посуда»)Цель: - устранение предпосылок дисграфии у дошкольников с ОНР 3-4 уровня.Задачи: Коррекцион...
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...
Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе на тему «Дикие животные в зимнем лесу»
Тема: Дикие животные в зимнем лесу.Программное содержание.Закрепить знания о диких животных. Активизировать отработанный словарь. Развивать умения выделять основные свойства, признаки. Способствовать ...
Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г». Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе «Семья»
Систематизация словаря, развитие грамматического строя речи по данной теме...
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...