Конспект фронтальной ОДД в подготовительной логопедической группе по теме:"Классификация рыб".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Садовая Светлана Борисовна

В данном занятии через закрепление, активизацию и расширение представлений детей подготовительной группы о рыбах, проводится работа над развитием таких лексико-грамматических категорий, как изменение существительных по числам в родительном падеже, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,образование причастий. В занятии используется презентация "От икринки до рыбки" как иллюстративный материал при рассказе логопеда о рыбах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_konspekt_na_sayt.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтальной ОДД

в подготовительной группе (третий год обучения)

по теме: «Классификация рыб».

Тема: «Классификация рыб».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Продолжать расширять представления о рыбах, о морских обитателях.
  2. Учить классифицировать рыб.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать умение согласовывать существительные по данной теме со словами «один-много».
  2. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3.  Продолжать развивать умение подбирать глаголы к существительному.
  4. Учить образовывать причастия от глаголов.
  5. Развивать логического мышления.
  6. Развивать общую и тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Формировать  навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Оборудование:   :        - мяч;

                                           -панно с изображением рыб;

       - ПК рыб;

       -изображения моря, реки, аквариума;

       - презентация «Путь от икринки к рыбке»;

       - д/и «Что сначала, что потом»;

       - карточки с контурным изображением рыб (по количеству детей).

                            Ход занятия.

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

1.Приветствие.

 На панно представлены изображения разных рыб.

- Вы догадались, о ком мы сегодня продолжим говорить? ( Мы продолжим говорить о рыбах.)

 II. Актуализация знаний.

2. Игра с мячом: «Один - много».

Слова: акула, морской конёк, скат, селёдка, сом, ёрш, щука, окунь, карась, камбала, сом.

2. Д/и «Назови ласково».

- Сядет, кто назовёт ласково:

Голова –головка,           плавник - ...,          икра - …,              чешуя - …,           хвост - …,

Окунь - …,                        карась - …,              селёдка - …,       акула - …,            малёк - …

Морской конёк - …,      катран - …,              озеро - …,           река - …,              камбала - … .

III. Открытие детьми нового знания.

З. Д/и «Классификация рыб.»

Логопед предлагает, подходя к доске, выбрать любую перевёрнутую картинку.

- Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём. ( На доске изображения реки, аквариума, моря)

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

её в море.

Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это  аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

4.Д/и «Что сначала, что потом».

- Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (К живой.)

- Почему вы так решили? (Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат,

размножаются).

- Значит, к какой природе мы относим рыб? (К живой.)

- Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут. (Рассказ логопеда с показом презентации «Путь от икринки к рыбке»)

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк.  Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

- А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.

IV.Использование здоровьесберегающих технологий:

А) Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

 Б) Речь с движениями:«Рыбки плавали, ныряли».

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок. 

V. Самостоятельное применение нового знания на практике.

5.Словарная работа:

А) подбор глаголов: что делает рыба? – плавает, ныряет, метает (икру), охотиться, нападает, обороняется, ловит, живёт, прячется и т.д.

Б) образование причастий от этих глаголов.(плавает – плавающий меченосец, ныряет – ныряющий дельфин и т.д.)

6. Сравнение сома с сомиком.

C:\Users\Sadovoy.SadovoyPC\Pictures\IMG_4955.jpg

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

-Какую рыбу вы не обвели? (Сома)

- Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

           Рассказ – сравнение.

- Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

7. Д/и  «Морские обитатели».

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (Кит и дельфин)

- Чем отличаются морские животные от рыб? (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

- А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

- Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

- Как вы догадались, где какая рыба?

V. Рефлексия (итог).

- О ком мы сегодня говорили? На какие группы можно разделить рыб?

- Что нового вы узнали о рыбах?

- Чему вы удивились, знакомясь с новыми рыбами?

Оценка детьми своей работы и работы товарища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. «Белоснежка и гномики» (тема «Посуда»)

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.«Белоснежка и гномики» (тема «Посуда»)Цель: - устранение предпосылок дисграфии у дошкольников с ОНР 3-4 уровня.Задачи: Коррекцион...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе на тему «Дикие животные в зимнем лесу»

Тема: Дикие животные в зимнем лесу.Программное содержание.Закрепить знания о диких животных. Активизировать отработанный словарь. Развивать умения выделять основные свойства, признаки. Способствовать ...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе «Семья»

Систематизация словаря, развитие грамматического строя речи по данной теме...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...