Формирование навыков овладения связной речью детьми 5-6 лет
статья по логопедии на тему
Связная речь детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_ovladeniya_svyaznoy_rechyu_detmi_5-6_let.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков овладения связной речью детьми 5-6 лет
Лариса Викторовна Шеремет, учитель-логопед
ГБДОУ д/с № 35 Красносельского района, Санкт-Петербург
Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Связная речь неотделима от мира мыслей: связная речь – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Связная речь включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет. На занятиях и в совместной деятельности мы учим описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных.
Повествование – это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинкам или серии сюжетных картин.
Рассуждение – это текст, включающий причинно – следственные конструкции, вопросы, оценку. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Овладение связной монологической речью- одна из главных задач речевого развития дошкольников. Успешность ее решения зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе систематического, целенаправленного речевого воспитания. В дошкольный период ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи является первичной формой языкового общения и состоит из обмена высказываниями, для которых характерны: вопрос, ответ, добавление, пояснение, возражение, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значения слова. Диалог характеризуется сменой высказывания двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений с минимально синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются мимикой, жестами, интонациями. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Но именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, то есть в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог: спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, подать реплику, с использованием разных языковых средств в соответствии с ситуацией. С этой целью проводятся беседы на различные темы. Например: выбираем с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали (как вы недавно гуляли по набережной и смотрели праздничный салют; как вы отмечали День Рождения; как вы встречали бабушку на вокзале и т.д.). По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей- до тех пор, пока уже не сможете добавить ничего к сказанному. В диалоге дошкольник учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на поставленные перед ним вопросы. Владение связной монологической речью - основной и завершающий этап ее развития - высшее достижение речевого воспитания дошкольника. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи- лексической, грамматической, фонетической.
При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представление о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал ежик, Он любит яблоки.), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.), синонимическая замена (Белочка прыгает. Рыжик веселится.). Такая связь делает речь более гибкой и разнообразной, т.к., овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.
Большое значение в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
Основные виды связного высказывания - рассказ и пересказ.
Обучение пересказу.
Развивать связную речь ребенка можно, разговаривая с малышом по поводу прочитанных ему книг. Главная опора при обучении пересказу – на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые ему не понятны. Составляем план пересказа, путем подбора вопросов к тексту. Очень конкретные вопросы задавать не надо, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное, чтобы с помощью вопросов ребенок мог связать отдельные части текста между собой, не нарушив при этом последовательность событий.
Пересказывание стихотворного текста.
Лучше всего подходят для этого стихи - небылицы с однотипным эпизодом, ясной логической последовательностью событий. На отдельных занятиях дети могут сделать рисунки на сюжет пересказываемого текста. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка – эффективный прием работы над развитием связной речи дошкольников.
Драматизация как способ пересказа.
Сказку или текст можно разыграть с детьми, предоставив им возможность выбрать себе роли. Заинтересовать дошкольников можно с помощью кукольного театра. Куклами могут стать и обычные игрушки, главное - проявить желание поиграть.
Существуют такие стихи - перепутаницы, текст которых можно восстановить, исправив ошибки. Дошкольники с удовольствием этим занимаются и получают опыт творческого пересказа, развивая при этом наблюдательность, речевую память и логическое мышление.
Нравится детям пересказывать юмористические стихи, в которых незадачливый герой все делает наоборот. Обычно дети не затрудняются в поиске неправильных действий и, пересказывая стихотворения, комментируют действия героя и исправляют его ошибки.
Важное место в работе по развитию связной речи занимает обучение рассказыванию по картинкам. Известно, что наглядный материал облегчает овладение навыка составления связных развернутых высказываний. Роль наглядных средств, особенно картин, признается многими педагогами. Можно проводить различные виды работ с картинками: рассказывание по отдельной картинке, рассказывание по серии сюжетных картинок, описание пейзажной картины, восстановление порядка серии картинок и составление рассказа по ним. При рассказывании по серии сюжетных картинок дошкольники сначала составляют текст коллективно, при этом они сами должны распределить функции: кто будет рассказывать по первой картинке, кто- по второй и третьей, кто будет завершать рассказ. При такой распределении в рассказывание включается вся группа детей, при этом развивается умение выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания, формируется элементарное осознание структурной организации текста. Большое место в формировании связной речи у дошкольников занимает обучение описанию предмета. Для этого можно использовать множество игровых приемов: загадывание загадок, описание предметов по наглядной схеме, по памяти и по рисунку, описание предмета без его называния, сравнение предметов. На первом этапе работы можно включать упражнения на узнавание предмета по его описанию, упражнения на сравнение предметов по существенным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное восприятие. Узнавание надо проводить в игровой форме с использованием лото, муляжей, картинок. Для составления рассказа должен быть образец педагога. По мере усвоения детьми навыков описания можно вводить новые приемы: описание по памяти, по своему рисунку. Не надо забывать и о загадках и отгадках, которые могут сочинять сами дети. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Здесь можно использовать следующие приемы: придумывание рассказа по аналогии, придумывание продолжения (завершения) к данному рассказу, составление рассказов по нескольким предметным картинкам или игрушкам, составление творческих рассказов «Кем работает мой папа?», «В гостях у бабушки».
Дети 5-6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев. И если взрослый включится в эту игру, можно составить книжечки детских рассказов, записанных со слов ребенка, а он нарисует картинки.
Одним из игровых приемов является моделирование сказочного сюжета.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
- самостоятельного анализа ситуации или объекта;
- развития децентрации (умения менять точку отсчета);
- развития замыслов-идей будущего продукта.
Рассказывая детям сказку, постарайтесь сопровождать повествование условными картинками – символами: можно использовать буквы – зверушки или цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж. В дальнейшем дошкольники могут самостоятельно рассказывать сказки по опорным моделям и составлять схемы – модели сюжетов. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.
Развитие речи в дошкольном детстве – процесс многоаспектный по своей природе. Прежде всего, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, развития, формирования речи.
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Через данную статью представляю обобщение опыта и результаты моей педагогической деятельности по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях логопедической групп...
Овладение связной речью дошкольниками в семье. Советы родителям
Овладение связной речью детьми дошкольного возраста является важной задачей педагогического коллектива ДОУ. Воспитатели и специалисты владеют обширным арсеналом методов и приемов ращвития связной речи...
Современные подходы в формированию и развитию связной речи у детей с нарушением речи.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой нед...
Современный подход к использованию диафильмов в практике коррекционной работы по подготовке к овладению связной речью у дошкольников с задержкой психического развития
Очень трогательная, добрая сказка, как в потерянной рукавичке зимовали звери, пока хозяин не вернулся за пропажей....
Рекомендации по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР (Общее недоразвитие речи) от 4 до 7 лет
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни...
статья "Современные причины снижения уровня овладения связной речью"
Статья для сборника "Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации". часть 2 (материалы IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием)...
Опытно - экспериментальная работа на тему " Формирование структуры фразы связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Опытно - эксперементальная работа ....