Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме
Через данную статью представляю обобщение опыта и результаты моей педагогической деятельности по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада №3 «Ивушка» г. Сельцо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
О. В. Ломовцева логопед МДОУ д/с №3 «Ивушка» г. Сельцо
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Вопросом формирования и развития связной речи занимались Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др.
В настоящее время в условиях реформирования общеобразовательной школы чрезвычайно актуальна проблема подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению. В рамках этой проблемы отдельно рассматривается аспект формирование и развитие связной речи у детей с ОНР, т.е. их подготовленность к обучению в школе.
Проблема связной речи в методическом аспекте важна еще и потому что связная речь - основной способ получения знаний. Особенно настораживает тот факт, что проблемы в развитии связной речи отмечаются и у младших школьников, речевое недоразвитие которых не позволяет им в дальнейшем в полном объеме усваивать программу общеобразовательной школы.
Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и другими доказано, что 25 - 30% учащихся недостатками речи испытывают трудности в овладении чтением и письмом.
Поэтому, я считаю, особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода именно к детям дошкольного возраста, когда своевременный прогноз отсроченных затруднений диктует необходимость раннего выявления детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны и разработки адекватного коррекционного их обучения - с другой.
Через данную статью представляю обобщение опыта и результаты моей педагогической деятельности по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада №3 «Ивушка» г. Сельцо.
Вопросу формирования и развития связной речи всегда уделялось большое внимание Великий деятель искусств, К. К Станиславский, считал, что «надо уметь правильно произносить слова, звуки, фразы. Научившись этому так, чтобы всё вошло в привычку,- можно творить».
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов в трактате о риторике, писал: «произношение имеет великую силу».
Сегодня актуальность вопроса усугубляется современными требованиями к школьным программам, учебным занятиям учащихся и их знаниям. Именно связная речь является одним из основных способов получения знаний.
В первые две недели пребывания детей в логопедической группе я провожу комплексное обследование состояния их речи. Выявляю наличие у детей фразовой речи, обращаю внимание на понимания речи, на правильность лексико-грамматического анализа и готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на фонетическое оформление, на сформированность слоговой структуры, строение и сохранность артикуляционного аппарата. Особое внимание уделяю изучению состояния связной речи дошкольника.
Обследование связной речи опирается на теоретические представление о природе связной речи, а именно на то, что рассказ строится с опорой на два объективных явления:
- собственно мысль;
- собственно речь.
Мысль отвечает за осуществление двух операций:
- поиск замысла;
- программирование.
Со своей стороны речь тоже обеспечивает выполнение двух операций:
1) отбор слов и построение из них предложений;
2) группировка предложений в рассказ.
При обследовании выделяю уровни сформированности связной речи.
В. К. Воробьева в своих работах выделяет 3 уровня сформированности связной речи.
Первый уровень она называет «Отсутствием связной монологической (контекстной) речи». На этом уровне дети не только не могут составить рассказ по серии сюжетных картин, но и не могут расположить картинки в последовательности.
Второй уровень это уровень «частичной сформированности связной речи». Дети умеют располагать картинки логической последовательности, но составить рассказ по ним не в состоянии.
Третий уровень – уровень «Относительной сформированности речи».
Дети умеют правильно располагать картинки, составлять рассказ, но рассказу не достает развернутости, которая является основным качеством монологической речи.
При обследовании подбираю задания и упражнения, направленные на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных выска зываний – от единичной формы до составления рассказов с элементами собствен ного творчества, определяю способность детей к передаче содержания знако мого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Комплексное обследование связной речи включает шесть последовательных экспериментальных заданий.
Первое задание - составление детьми предложений по простым сюжетным картинкам. (Мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сач ком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание направлено на выявление у детей умений постро ить фразу, адекватно передающую изображенное действие.
Второе задание – составление предложение по двум предметным картинкам (с изображением собаки и кости, девочка - ягоды). Задание направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предме тами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.
Третье задание - пересказ достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста.
Четвертое задание – составление рассказа по серии сюжетных кар тинок. Это задание даёт возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях моноло гической речи у детей с речевым недоразвитием.
Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему. Цель этого задание - выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечат лений.
Проведенное исследование с использованием различных видов заданий выявляет ряд особенно стей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР (недостатки различных сторон речевой деятельности: планирования, реализации замысла высказывания, несформированность контроля при выполнении задания и др.), которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. (см. Диаграмма1)
Диаграмма 1
На основании данных проведенного исследования был составлен план работы с детьми с ОНР (2-3уровень), предусматривающий тематическую последователь . В основу моей работы по формированию и развитию связной речи легло психологическое обоснование того, что связная речь является особой формой мыслительной деятельности. Сама деятельность состоит из совокупности операций. Для этого необходимо сформировать у детей те операции, которые дадут возможность овладеть им связной речью.
Помимо этого в процессе работы над связной речью я использовала вспомогательные средства, которые облегчают и направляют у ребенка процесс становления развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт.
В качестве второго вспомогательного средства я использовала моделирование плана высказывания, в котором каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
При организации занятий по развитию связной речи использую разнообразные методы и приёмы обучения с учётом здоровьесберегающей технологии; компьютерные технологии.
Для улучшения и закрепления достигнутых результатов использую помощь родителей и специалистов детского сада.
Для закрепления достигнутых результатов активно привлекаю родителей и воспитателей к участию в коррекционном процессе через родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия.
В свободной деятельности дети совместно с воспитателем закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий и поставленных звуков, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной речи.
Работа по развитию связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи строится с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме. В старшей группе мы готовим детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи.
Обучение разделено поквартально и идет по трем основным направлениям:
- Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
- Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
- Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.
Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:
- рассказы детей по готовому образцу;
- рассказы по восприятию;
- рассказы по памяти;
- рассказы по воображению.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
- интонационная выразительность речи,
- достаточная громкость,
- отчётливость произношения (по возможности).
На занятиях по развитию навыков и умений связной повествовательной речи на материале текстов цепной структуры дети наглядно усваивают два важнейших правила составления рассказов: правило смысловой связи предложений в рассказе и языковое правило (лингвистическое): каждое последующее предложение присоединяется разными лексическими средствами (или местоимениями, или синонимами или повторами).
Знакомятся дети с этими правилами на готовом тексте. Для этого использую повествовательные рассказы цепной структуры. В текстах повествовательной структуры мысль последующего предложения вытекает из мысли предыдущего. В базовой методике В.К. Воробьёвой существует 4 типа логопедических занятий.
1 тип – знакомство детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
2 тип – знакомство детей с такими смысловыми поломками, в результате которых рассказ не получается. Проводится на знакомом лексическом материале.
3 тип – развитие глагольной синонимии. На этом этапе фишкой запрета помечаются те слова, которые в рассказе нельзя называть. К данному запретному слову подбирается несколько слов таким образом, чтобы большинство из них являлось синонимами, а одно слово таковым не являлось, а имело фонетическое сходство (в звуковом отношении).
Дети фишками помечают, какие слова подходят, находят неподходящее слово. Далее называют предложения с новыми глагольными словами.
4 тип – знакомство детей с правилами языковой связи в предложении, т.е. дети учатся соединять предложения различными лексическими средствами: местоимениями, местоимёнными наречиями (там), производными словами (не зайчик, а зайчишка), синонимами.
На занятиях по составлению рассказов по серии картин учу детей располагать картинки в логической последовательности, составлять рассказ по ним, поощряю рассказы с проявлением фантазии и творчества детей.
С целью формирования и развития связной монологической речи с опорой на картинно-графический план и активизации словаря по теме «Времена года» мною разработаны учебные мультимедийные пособия с использованием компьютерных технологий «Зима», «В гостях у осени», «Весняночка». Считаю, что применение современных технологий, в том числе, компьютерных способствует поддержанию и сохранению устойчивого интереса детей к занятиям, активизации их мыслительной деятельности, развитию внимания, памяти, мышления. Данные пособия являются многофункциональным, так как они способствует формированию не только связной речи, но и совершенствованию грамматического и лексического строя речи. Кроме того, их можно использовать при ознакомлении детей с другими лексическими темами, например, «Деревья», «Одежда», «Дикие животные» и др.
При сравнительном анализе среднего показателя развития связной речи на начало учебного года (21, 8%) и конец (89%) я отметила положительную динамику в овладении детьми старшей логопедической группы навыками связной речи. (см. Диаграмма 2)
Диаграмма 2
Что же способствовало положительной динамике проводимой работы?
На мой взгляд, это:
- это знания, полученные во время учёбы в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, при подготовке к аттестации и в процессе самообразования;
- использование эффективных методических приёмов, современных технологий;
- авторские разработки занятий, компьютерных презентаций, дидактического материала;
- педагогические действия по вовлечению в работу воспитателей, родителей.
Считаю, что всё это в комплексе позволило достичь положительного результа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...
Педагогический совет. Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь- это смысловое развёрнутое высказывание. Это ряд логически сочетающихся между собой предложений, содержащих законченную мысль, которые обеспечивают общение и взаимопонимание людей....
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.
В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи....
Формирование, приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общегоразвития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл , логически и последовательно рассказывая о ...
Семинар - практикум «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Методы и приемы формирования связной речи у дошкольников...
«Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
Развитие речи детей через игровую деятельность...