Логопедическое занятие "Путешествие в страну "Поэзия"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Волобуева Юлия Витальевна

Знакомство детей с творчеством Белгородского детского поэта Юрия Макарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nod.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Колокольчик» комбинированного вида

п. Чернянка Белгородской области»

Конспект фронтального логопедического занятия

«Путешествие по стране «Поэзии»

Выполнила:

Учитель-логопед

 группы «Колокольчики»

Волобуева Ю.В.

пгт. Чернянка 2016г.

Цель: Познакомить детей с творчеством Белгородского поэта Юрия Макарова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Посредством игрового взаимодействия  расширить и уточнить представление детей о поэтах Белгородской области;
  • Учить детей подбирать рифму к словам;
  • Упражнять в звуковом и слоговом анализе слов;
  • Вырабатывать правильное  произношение звука [ш]

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать активный словарь детей;
  • Развивать фонематический слух;
  • Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • Развивать  умения подбирать соответствующий материал для заготовок (картинки, стихи) ; аргументирование своего выбора.
  • Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику
  • Развивать сообразительность, быстроту реакции;
  • Стимулировать  умственную активность.

Коррекционно-воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к поэтическому слову, поэтам своего родного края; 
  • Воспитание находчивости, Проявление интереса к созданию собственных книг. 

Словарная работа: поэзия, рифма, издательство, иллюстрации, станок.

Оборудование: презентация с артикуляционной гимнастикой, портрет Юрия Макарова, книги Юрия Макарова, фишки для анализа слов, картинки к игре «Найди рифму», вырезанные стихи и к ним иллюстрации (картинки по темам стихотворения), кроссворд с загадками, предметные картинки (ответы к загадкам), магнитная доска, магниты.

Предварительная работа: рассматривание портретов Белгородский поэтов, чтение стихотворений детских поэтов Белгородской области, рассматривание книг Юрия Макарова, просмотр видеозаписи из блога Юрия Макарова (чтение стихов автором), беседа «Как печатают книги».

Ход занятия

Звучит запись на магнитофоне, чтение стихотворений под музыку.

Ребята что вы слышите? (стихи)

— А как вы думаете, где живут стихи?  (ответы детей).

Они живут в стране, которая называется «Поэзия». Как вы думаете, что такое поэзия (ответы детей). Правильно, поэзия – это когда люди пишут стихотворения, и описывают какое-нибудь явление или предмет в стихотворной форме.

— А вы хотите, туда попасть в эту страну? (Да).

—Тогда отправляемся  с вами в необычное путешествие в страну «Поэзия».

— Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие…..(ответы детей).

—Ребята, а мы сегодня с вами отправимся в путешествие на машине.

Артикуляционная гимнастика: (на экране представлены картинки к каждому артикуляционному упражнению).

Гараж двери открывает

И машина выезжает.

(Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот).

У машины есть труба —

 очень длинная она!

(Вытянуть губы вперед в виде трубы).

Это сытая машина.

Баки полные бензина.

(Надуть щечки, удерживать внутри полости рта воздух в течении 3-5 секунд).

Вот широкая дорога,

Здесь машин проедет много.

(Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе 3-5 секунд).

Это узкая дорожка,

Здесь машин совсем немножко.

(Открыть рот, высунуть узкий напряженный язычок. Удерживать напряжение 3-5 секунд).

Мотор как сердце у машинки:

Стучит – поедем без заминки.

(Рот открыть. Поднять язычок к верхним бугорочкам (альвеолам). Постучать язычком по нёбу6 «д-д-д-д-д».

Начал дождь в стекло стучать.

Время дворники включать.

(Двигать язычком вправо-влево, чтобы язычок не касался нижний губы)

Мостик выгнулся дугой –

Проезжаем над рекой.

(Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать данное положение 3-5 секунд).

Дети отправляются по залу представляя, что в руках у них рули, и произнося звук [ш].

— Ну, вот мы и приехали на первую улицу, которая называется «Стихотворная». Здесь нас встречает Белгородский поэт Юрий Макаров (показ портрета), который написал много разных стихотворений, значит он кто? (поэт), поэт это кто? Тот кто пишет стихотворения.

Юрий Макаров родился 63 года назад  (31 августа 1953 года) в маленьком селе Галушки  Вейделевского района Белгородской области. Он окончил школу, служил в армии, Юрий Макаров 25 лет работал ветеринаром, лечил животных. Он очень любит животных и поэтому пишет про них много стихотворений. Например, такое:

«Кошки-мышки»

Котята-шалунишки
Играли в кошки-мышки.
Ну, а мышата-крошки
Играли в мышки-кошки.
Ругала кошка малышей:
— Ловили лучше бы мышей!
А мышь ворчала на мышат:
— Ой, дети, разве так шуршат!
— Забудетесь немножко—

И попадётесь кошке!

Что я вам прочитала? (Стихотворение). — Ребята, а как вы поняли, что это стихотворение, а например, ни сказка? (Ответы детей).

— Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ. (В стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках).

— Из чего состоит стихотворение? (Оно состоит из коротких строчек)

— Правильно, и каждая строчка, содержит рифму. Рифма – это когда окончания слов звучат в строчках одинаково. Коль окончания у слов созвучны, совпадают, значит - это рифма, любой её узнает.

— Например, в этом стихотворении есть рифма  - мышки-шалунишки.

— А какую рифму услышали вы? (ответы детей)

Крошки-кошки

Малышей-мышей

Мышат-шуршат

Немножко-кошке.

— А у вас есть любимые стихотворения, прочитайте свои любимые стихотворения (чтение стихотворений детьми).

— Молодцы, ну нам пора дальше ехать, заводим моторчики (артикуляционное упражнение «Мотор»), произношения звука [ш]. И мы отправляемся дальше, вот и вторая улица «Рифмавальная». 

Игра «Подбери рифму с помощью картинок».

— Ребята, посмотрите, сколько тут картинок, но они все перемешались, давайте с вами наведем порядок на этой улице. К каждой картинке подберем, другую картинку с нужным словом.

На столе лежат картинки, дети вспоминают названия предметов, которые там нарисованы и находят к ним рифму, другую картинку.

— И с этим заданием вы справились, молодцы, поэтому оправляемся дальше. Ну что поехали, заводим моторчики (Артикуляционное упр. «Мотор»), произношения звука [ш].  И вот приехали на улицу «Физкультурная».

— Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал Юрий Макаров, а вы попробуете рассказать его с помощью рук. Дети проговаривают стихотворение и показывают руками движения, соотносимые со словами.

Физкультмунутка (2 раза)

«Котик»

Вот какой красивый котик

Это глазки, это ротик

Это ушки на макушки, лапочки-мякушки

Это спинка, это хвостик

Собирайся котик в гости.

(показываем на себя)

(поглаживаем глазки и ротик)

(поглаживаем ушки и ручки)

(показываем спинку, как будто виляем хвостом)

— Какие вы молодцы и с этим заданием справились, поэтому оправляемся дальше. Ну что поехали, заводим моторчики (Артикуляционное упр. «Мотор»), произношения звука [ш].

И вот мы попали на другую улицу «Загадочная». Посмотрите, на этой улице нас ждет кроссворд (отгадываем его), перед нами 2 кроссворда, нам нужно найти спрятанное слово,  разгадываем кроссворд и мы сможем прочитать слова.

—Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, тот кто отгадает загадку, ищет соответствующую картинку и наклеивает ее на против загаданного слова, а я в пишу его буквами, так как вы еще пока не умеете писать все буквы.

1-й кроссворд

  1. Не царь, а в короне,

не всадник, а со шпорами,

не будильник, а всех будит.

(Петух)

  1. Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.

(Стол)

  1. На одной ножке

В шоколадной одёжке.

(Эскимо)

  1. В нашем доме кто живет?

Молоко из миски пьет.

По ночам мышей гоняет.

Днем на лавке отдыхает.

Больше никаких забот.

Ну, конечно, это...(кот)!!!

2-й кроссворд

  1. Если ты устал играть,

То ложишься на…

(Кровать)

  1. Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ...

(Индюк)

  1. На парад когда идём,

То его с собой берём.

Без него нельзя никак,

Это наш, Российский

(Флаг)

  1. Он стоит, простой и строгий,

В однотонном пиджаке,

У него карманов много,

Провода в его руке,

И глаза его, как блюдца,

То потухнут, то мигают.

И до неба дотянуться

Он пытается руками…(Дом)

  1. В золотой он кожуре,

Зреет, созревает,

Словно Солнышко на ветке,

Радость навевает!

(Апельсин)

— Ребята, в красных квадратиках получились новые слова, это слова: поэт и рифма. А что они обозначают? (ответы детей)

У нас тут еще лежат фишки разного цвета (синие, зеленые, красные). Как вы думаете для чего они нужны? Делать звуковой анализ слова.

Какой первый звук в слове поэт? ([п]), какой он? (согласный, глухой, твердый), а какой последний  звук? и т.д.   

— Ребята, молодцы и с этим задание вы справились, оправляемся дальше. Заводим моторчики (Артикуляционное упр. «Мотор»), произношения звука [ш], отправляемся на последнюю улицу «Издательская».

— Посмотрите, сколько книг, на этой улице, а ведь все эти книги написал поэт Ю. Макаров. Очень много книг, в которых напечатаны его стихотворения. (Выставка книг Юрия Макарова).

— А вы знаете, как создаются книги? (ответы детей).

— Правильно их печатают в издательстве, это такой дом, где создают книги, сначала стихи печатают на компьютере, затем рисуют рисунки к стихам (иллюстрации) и составляют все на страницах  книги, а затем печатают на специальной машине (станке), делают обложку и сшивают все страницы книг.

— А вы хотите попробовать создать свою книгу, в которой мы с вами напечатаем стихи Ю.Макарова и к ним различные рисунки (иллюстрации).

— Но сначала, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Слова»

Раз и два, раз и два!           

Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.

Кошка - слово пушистое.

Корова - слово рогатое.

А слово «арбуз» - полосатое.

(сжимают и разжимают пальцы)

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)

(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

— Вот теперь наши пальчики готовы к работе, приступим?

На столах лежат уже готовые вырезки из стихотворений Юрия Макарова и соответствующие к ним картинки. Дети наклеивают уже вырезанные картинки, логопед читает стихи, а дети подбирают соответствующие картинки и правильно размещают иллюстрации, таким образом, создают книжку-малышку.

— Какие мы с вами молодцы, сделали, такую книжку, которую можно читать малышам. Но нам пора возвращаться домой, и из страны «Поэзия» мы привезем книжку-малышку, которую отнесем в младшую группу для чтения стихотворений поэта-белгородца Юрия Макарова.

Заводим  моторчик и поехали:

Радостно мотор шумит —

К дому путь теперь лежит!

(Подуть на сомкнутые расслабленные губы: «бр-бр-бр»).

— Вам понравилось наше путешествие?

— А что именно вам понравилось? (ответы детей).

— Какие улицы мы посетили в стране «Поэзия»?

— Кто нас там встретил?

— А чем мы занимались в этой стране?

Рефлексия. На карточках написаны стихотворения Ю.Макарова «Щечки-цветочки» в форме цветочка и «Плакалка-хныкалка» в форме капельки. Стихотворения написаны большими заглавными буквами, для развития навыка чтения у детей.

— Ребята, я сейчас прочитаю два стихотворения Юрия Макарова «Щечки-цветочки», «Плакалка-хныкалка», в которых чувствуется настроение переданное поэтом, а вам необходимо выбрать стихотворения «Щечки-цветочки» если наше путешествием вам понравилось или стихотворение «Плакалка-хныкалка», если путешествие вам не понравилось.

«Щечки-цветочки»

Как на розовый кусток

Дунул ветер-ветерок.

Полетели лепесточки

Прямо Светочке на щечки.

Стали щечки розовыми,

Розово-морозовыми.

Расцвели цветочки – 

Светочкины щечки.

«Плакалка-хныкалка»

Плакалка-хныкалка,

Что ты за зверь?

Плакалка-хныкалка,

Выйди за дверь.

Маленькой Дашеньке

Спатки охота,

Плакалка-хныкалка,

Кыш за ворота!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...