Сказкотерапия и песочнотерапия в логопедических занятиях
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Как применяются песочнотерапия и сказкотерапия на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия и песочная терапия в коррекционно-логопедических занятиях

   За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

   Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми-логопатами можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В нашей работе таким методом стала – сказка.

   Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

       Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.  Целью  сказкотерапии  является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы  и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Цикл занятий «Погружение в сказку» помогает восполнить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание активизации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но при этом недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

  А игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

 В каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно.

  «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

    Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

 Занятия по сказкам я провожу 1раз в неделю, длительностью 25 минут. Учитываю возраст детей и их психические и индивидуальные возможности.

Каждое занятие включает в себя комплекс, включающий в себя разнообразные приемы, игры, упражнения и танцы, направленные на решение нескольких задач (развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию). Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Еще одной интересной формой работы является песочная терапия. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка, поэтому я использую песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Для этого подбираю разнообразную коллекцию миниатюрных игрушек и предметов, растительность, камешки и т.д.

  Упражнения с песком обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

    Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети, для того, чтобы достичь высокой степени реабилитации детей-логопатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и СНР средней степени с применением инновационных технологий (элементы сказкотерапии и куклотерапии) "Кто сказал "Мяу?""

Представляю конспект занятия, главными задачами которого являются: развитие доступной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью,навыков диалогической речи,формирование навыков распознаван...

Использование сказкотерапии на логопедическом занятии для детей с моторной алалией

Конспект подгруппового логопедического занятияс элементами сказкотерапии для детей с моторной алалиейна тему: «Курочка Ряба в гостях»...

Конспект логопедического занятия с использованием метода сказкотерапии для детей младшей группы с СНР при ДЦП "Колобок"

Логопедическое занятие для детей младшей группы с системным недоразвитием речи при ДЦП. В рамках тематической недели "В гостях у сказки"...

Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно- логопедических занятиях

Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно-логопедических занятияхЗа последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зач...