Кружок по развитию речи и логики для детей с ТМНР в школе
методическая разработка по коррекционной педагогике
В начальных классах у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает основная база для развития интеллектуальных способностей. Этот процесс заключается не только в формировании речи, но также в формировании логических представлений. Это сложный процесс, обуславливаемый взаимодействием ребёнка с объектами окружающего мира, взрослыми и сверстниками. В интеллектуальном развитии у таких детей задействовано множество компонентов, благоприятное формирование которых и обуславливает гармоничное развитие.
Речь и мышление (логические представления) - важные функции коры головного мозга. В их осуществлении принимают участие различные отделы коры головного мозга.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно логического мышления на речь детей как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.
Работа над развитием логических представлений и понятия о логике должна занимать значительное место в процессе обучения детей с ОВЗ, так как логика - понятие в достаточной мере отвлеченное, его усвоение представляет большую трудность для них.
Использование коррекционных игр и упражнений, способствуют формированию логического мышления и речи детей, обеспечивает повышение коммуникативной активности детей в среде сверстников, устойчивости учебной мотивации, интереса к игровой деятельности, стабильности эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_dlya_detey_s_tmnr.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Уроки риторики»
по развитию речи и логики
для обучающихся с ТМНР в начальных классах
Составитель:
Учитель начальных классов
Курдаш М. М.
2018 год
Пояснительная записка
В начальных классах у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает основная база для развития интеллектуальных способностей. Этот процесс заключается не только в формировании речи, но также в формировании логических представлений. Это сложный процесс, обуславливаемый взаимодействием ребёнка с объектами окружающего мира, взрослыми и сверстниками. В интеллектуальном развитии у таких детей задействовано множество компонентов, благоприятное формирование которых и обуславливает гармоничное развитие.
Речь и мышление (логические представления) - важные функции коры головного мозга. В их осуществлении принимают участие различные отделы коры головного мозга.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно логического мышления на речь детей как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.
Работа над развитием логических представлений и понятия о логике должна занимать значительное место в процессе обучения детей с ОВЗ, так как логика - понятие в достаточной мере отвлеченное, его усвоение представляет большую трудность для них.
Использование коррекционных игр и упражнений, способствуют формированию логического мышления и речи детей, обеспечивает повышение коммуникативной активности детей в среде сверстников, устойчивости учебной мотивации, интереса к игровой деятельности, стабильности эмоциональной сферы.
Цель: повышение уровня развития логических представлений детей с ТМНР путем проведения занятий.
Задачи:
- Обучение способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения, сформированности наглядно-образных представлений, сформированности мыслительных процессов, логической обоснованности и целенаправленности деятельности, навыку устанавливать причинно-следственные связи;
- Формирование фонематического слуха (выделение звука на фоне слова, выделение начального ударного гласного звука из слова, дифференциация звуков по противопоставлениям, определение места звука в слове, определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, фонематический синтез, фонематические представления);
- Формирование грамматического строя речи (изменение по падежам, образование имен существительных, прилагательных, глаголов, согласование частей речи);
- Формирование связной речи (понимание сюжетного изображения, умение устанавливать последовательность событий, овладение навыком построения предложения, владение навыком объединять предложения в рассказе);
- Формирование словаря (номинативного, атрибутивного, предикативного);
- Развитие операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации).
Участниками кружковой деятельности являются: педагог, дети.
Кружковую работу осуществляет учитель начальных классов.
Содержание кружковой работы:
Кружковая деятельность по развитию речи, речевой коммуникации и развитию мышления основывается на использовании наглядности, логических игр и упражнений.
Ожидаемый коррекционно-развивающий эффект кружковой работы:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
3. Правильное употребление грамматических категорий;
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале;
5. Формирование связной речи;
6. Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.
7. Развитие фонематического восприятия.
Организация деятельности кружка по развитию речи «Уроки риторики»:
Деятельность кружка осуществляется в форме занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю по 20-25 минут в групповом помещении. Занятия планируются с учетом возрастных особенностей, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся умения и навыки.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью диагностических тестов оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
Данная программа адресована учителям школ, работающих с детьми с ОВЗ.
Результаты творчества кружка «Уроки риторики» могут быть представлены фотовыставкой, участием детей в конкурсах стихотворений, интеллектуальных конкурсах разного уровня.
Каждое занятие включает в себя два блока.
1-й блок. Речевое развитие.
Направлено на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей; воспитание нравственно-этических чувств.
Речевое занятие строится за счёт использования целого комплекса методов и приёмов логопедической работы:
- Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
- Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- Фонопедические упражнения для укрепления гортани и формирования навыков речевого дыхания;
- Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
В ходе этой части занятия решаются задачи:
- формирование культуры общения;
- формирование навыков связной речи (составление рассказов по картине, по демонстрируемым действиям, по серии сюжетных картин, сравнительно-описательных рассказов, обучение пересказу);
- развитие у детей творческих способностей в описательном высказывании на основе применения наглядности;
- развитие всех операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции).
Программно-методическое обеспечение
1. Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.- М., Просвещение, 2008, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина
2. Педагогические технологии (парциальные программы речевого развития):
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.
- Колесников Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
- Логопедия Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деф. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С. Волковой: в 5 книгах. — М.: ВЛАДОС, 2003. — кн. 5 (ФФН и ОНР.: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью).
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
- Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей5-7 лет.Волгоград,2011г.
- Косинова Е.М.Учимся правильно говорить. М., «РОСМЭН» 2008г.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Тихомирова Л. Ф., Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада: из опыта работы.
- Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОу. Составитель Сергиенко Г. Н.
- Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет.
- Галкина Г. Г., Дубина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – Москва: Издательство «Гном и Д», 2006.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1999.
- Микляева Н. В. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. - Москва: Айрис-пресс, 2006.
- «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование» и др.
Игровые технологии:
- Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника. Приложение к сборнику упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. Т. А. Ткаченко;
- Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к сборнику упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. Т. А. Ткаченко;
- Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 1. Тетрадь 2. Тетрадь 3.. Алтухова Т. А., Егорова Н. А.
- Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. Ткаченко Т. А.
- игры «Ребусы», «Сложи слово», «Развиваем речь», «Забавы в картинках», «Что перепутал художник?», «Что к чему», «Загадочные животные», «Ты откуда», «Автобус для зверят», «Разрезные картинки», «Кто там, что там», «Веселая логика», «Подбери по смыслу», «Обучающие пазлы», «Противоположности», «Сложи картинку», «Сравни и подбери», «Мои первые слова», «Короткие слова», «Рассказы про животных», «Звук, свет, вода», «Найди четвертый лишний 2», «Кто где спрятался», «Читаем по слогам», «Мои первые слова. В доме», «Мои первые слова. Овощи, фрукты, ягоды», «Угадай, что это», «Угадай, кто это» и др.
- Иллюстративный материал. Серия «Составляем рассказ»
- Тетрадь для детей 5-6 лет. Развиваем мышление. Н. В. Бабкина.
Картотеки:
- Картотека словесных игр, коммуникативных игр.
- Картотека «Обучение монологу детей».
- Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у детей дошкольников Выпуск №1, №2. Ткаченко Т. А.
- Карточки с наложенными, «зашумленными», перевернуты, зеркальными, зачеркнутыми изображениями предметов по лексическим темам.
Здоровьесберегающие технологии:
- Массаж
- статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков;
- движения-сопротивления
- движения пальцев, передающие динамические образы: раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
- Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме).
- Динамические паузы (показ сказок пальчиками).
- Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими мячиками, шнурами, пинцетом, прищепками, бусинками…
- Арт - терапевтические техники («Живопись с помощью пальцев»): рисование на бумаге пальчиками, на крупе.
- Игры с мозаикой.
- Пальчиковые игры с пластилином.
- Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание в шарик.
- Действия с нитками, крупой: пересыпание, разбор видов крупы, выкладывание из крупы изображений; водой; шишками, пробками, с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание.
График работы кружка
Мониторинг образовательной деятельности
Экспериментальная работа включает следующие этапы:
- Изучение литературы, практических исследований по диагностике логического мышления и речевых особенностей детей.
- Выбор методики изучения речи и логики, соответствующих особенностям данной категории детей.
- Формулирование выводов, оформление результатов диагностики.
Методы исследования:
1. Наблюдение
2. Изучение документов, отражающих индивидуальные особенности детей.
3.Анализ и обработка результатов.
Материалы: предметные картинки, игрушки, сюжетные картины, дидактические игры.
Цель диагностики - изучение особенностей логического мышления и речи: понимание логико-грамматических отношений, выявление уровня развития логического мышления, способность устанавливать логические связи, состояние словаря, грамматического строя речи, связной речи.
Объект исследования – особенности речи и логических представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи.
Результаты диагностики вносятся в таблицу. В таблице наглядно представлены результаты по каждому ребенку и группе в целом.
Первым этапом диагностики является выявление понимания логико-грамматических представлений по методике, разработанной творческим коллективом: учителями дефектологами, логопедами МДОУ №24 «Весняночка» Вершининой Е. А., Винничук М. Ю., Мосуновой Е. С. под руководством зам. директора МДОУ «Весняночка» Новоселовой Ф. В., г. Йошкар-Ола, 1999г. «Диагностика психического и речевого развития детей 4-8 лет» (Методические рекомендации к карте психического и речевого развития).
После проведения первого этапа диагностики делаются выводы.
Далее оценивается общее состояние и звучание речи (второй этап диагностики по речевой карте). Это выявляется в ходе диагностических занятий, бесед, комплексного обследования: сила голоса, темп, разборчивость, дыхание, состояние артикуляционного аппарата.
На третьем этапе оценивается состояние моторики детей. Состояние моторики можно выявить только при комплексном обследовании ребенка и изучения медицинской карты.
На четвертом этапе выявляется уровень развития логического мышления. Детям предлагается выполнить задания (задания берутся из речевой карты). Отмечается объем и качественные характеристики словаря ребенка, особенности грамматического строя речи.
На пятом этапе логопедического обследования речи оценивается состояние связной речи. Детям предлагается разложить картинки и составить рассказ.
Методики
Методика №1.
Цель: Выявить, понимает ли ребенок логико-грамматические отношения.
Оборудование: карточки с предложениями и вопросами:
«Петю встретил Миша» - кто из них приехал?
«Внука проводил дедушка» - кто из них уехал?
«Охотник шел за собакой» - кто шел впереди?
«Куст ниже дерева» - что выше?
Ход обследования: педагог читает предложение на карточке и просит ответить на вопросы.
Оценка результатов:
0 – низкий уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 1 вопрос или не дан ответ ни на один вопрос)
1 – средний уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 2-3 вопроса)
2 – высокий уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 4 вопроса)
Методика №2.
Цель: Выявить, понимает ли ребенок логико-грамматические отношения.
Оборудование: карточка с предложениями:
«Коза принесла корм девочке»
«Девочка дает лапу собаке»
«Рабочие ссыпали мешки в картофель»
«Мальчик разбил стеклом мяч»
Ход обследования: педагог произносит предложение на карточке и просит исправить ошибку.
Оценка результатов:
0 – низкий уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 1 вопрос или не дан ответ ни на один вопрос)
1 – средний уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 2-3 вопроса)
2 – высокий уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 4 вопроса)
Методика №3.
Цель: Выяснить, понимает ли ребенок смысл предложений.
Оборудование: карточки с предложениями:
«Зашло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце».
«Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи».
Ход обследования: педагог читает предложение на карточке и ребенка просят сказать, какое предложение правильное.
Оценка результатов:
0 – низкий уровень (за отведенное время не дан ответ ни на один вопрос)
1 – средний уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 1 вопроса)
2 – высокий уровень (за отведенное время правильно дан ответ на 2 вопроса)
Методика №4. «Четвертый лишний»
Цель: Выявить уровень развития образно-логического мышления, исследовать аналитико-синтетическую деятельность в зрительно-воспринимаемых объектах на основе мыслительного представления, логическую обоснованность и целенаправленность.
Оборудование: картинки.
Ход обследования: педагог показывает картинку ребенку и спрашивает: «Скажи, что здесь не подходит», «Что здесь лишнее?». При правильном ответе просит объяснить свой выбор.
Оценка результатов:
0 – низкий уровень (за отведенное время правильно названы 1-5 картинок или не названы картинки)
1 – средний уровень (за отведенное время правильно названы 5-8 картинок)
2 – высокий уровень (за отведенное время правильно названы все 8-10 картинок)
Методика №5. «Что к чему подходит»
Цель: Исследование уровня развития процессов обобщения, способности устанавливать логические связи.
Оборудование: набор предметных картинок для обобщения.
Ход обследования: перед ребенком выкладывается по одной картинке из двух групп. Ему предлагается разложить остальные картинки так, чтобы они подходили к предложенным и объяснить свой выбор.
Оценка результатов:
0 – низкий уровень (за отведенное время правильно разложены 1-5 картинок или не названы картинки)
1 – средний уровень (за отведенное время правильно разложены 5-8 картинок)
2 – высокий уровень (за отведенное время правильно разложены все 8-10 картинок)
Методика №6. «Последовательные картинки»
Цель: Изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Оборудование: серия картинок объединенных одним сюжетом
Ход обследования: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут 4 картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек. Затем предлагают разложить их в правильной последовательности. После того, как ребенок выполнит задание, ему предлагается составить рассказ.
Оценка результатов:
0 – низкий уровень (за отведенное время правильно разложена 1 серия картинок или не разложены картинки, рассказ не составлен)
1 – средний уровень (за отведенное время правильно разложены 1-2 серии картинок, рассказ составлен с помощью педагога простыми нераспространенными предложениями)
2 – высокий уровень (за отведенное время правильно разложены 3 серии картинок, рассказ составлен без помощи педагога распространенными предложениями).
Оценка общих результатов:
0 - 4 – низкий уровень развития логического мышления и речи (понимание логико-грамматических отношений затруднено, не устанавливает логические связи, причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, бедный словарный запас, грамматический строй речи, составление рассказа по серии последовательных картинок затруднено).
5 - 8 – средний уровень развития логического мышления и речи (понимает логико-грамматические отношения, устанавливает логические связи, причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, бедный словарный запас, грамматический строй речи, составление рассказа по серии последовательных картинок затруднено).
9 - 12 – высокий уровень развития логического мышления и речи (понимает логико-грамматические отношения, устанавливает логические связи, причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, словарный запас, грамматический строй речи соответствует норме, составляет рассказ по серии последовательных картинок с помощью распространенных предложений).
Тематический план на 20__- 20__ учебный год
Месяц | Форма работы | Тема | Цель |
Сентябрь | 1. Общий комплекс 2.Игровые упражнения | Занятие 1 Учимся обобщать Занятие 2 Играем в противоположности | Развивать логические операции (обобщение) Расширять словарь (предметный, глагольный, признаков) Учить объединять предметы по их функциям Учить сравнивать предметы по определенным признакам Знакомить с противоположными по значению понятиями |
Октябрь | 1. Общий комплекс 2. Дидактические игры 3. Игровые упражнения | Занятие 1, 2 Определяем понятия Занятие 3,4 Скороговорки | Развивать понятийный аппарат Формировать умение выделять главные признаки предметов, классифицировать их Расширить словарный запас детей Учить правильно проговаривать скороговорки по картинке |
Ноябрь | 1. Логопедическая 2. Дидактические игры 3.Игровые упражнения | Занятие 1,2 Аналогии Занятие 3,4 Устанавливаем последовательность | Развивать умение анализировать и делать выводы Учить выявлять логическую связь между предметами и понятиями Учить делать логическое умозаключение Учить выделять признаки, по которым устанавливается последовательность Учить проводить анализ последовательности |
Декабрь | 1. Логопедическая 2. Дидактические игры 3.Игровые упражнения | Занятие 1,2 Опишем и сравним предмет Занятие 3,4 Часть-целое | Учить понимать номинативную сторону речи Учить подбирать признаки к предметам Учить навыку зрительного синтеза и анализа Учить пространственному восприятию целостного образа предмета Развивать творческое мышления |
Январь | 1. Логопедическая 2. Дидактические игры 3.Игровые упражнения | Занятие 1,2 Верно или не верно Занятие 3,4 Ассоциации | Развивать представления об окружающем мире Формировать умения устанавливать логические связи, ориентироваться в пространстве Учить развернутой фразовой речи Учить выделять отдельные компоненты образа Развивать словарный запас детей Учить детей находить свойства между разными по свойству объектами |
Февраль | 1. Логопедическая 2. Дидактические игры 3.Игровые упражнения | Занятие 1,2 Учимся делать умозаключения Занятие 3,4 Учимся загадывать | Учить анализу, синтезу, сравнению, способности выделить существенные признаки и мысленно обобщить их по принципу аналогии Учить развернутой фразовой речи Учить мыслить отвлеченно, сопоставлять различные предметы и явления Учить понимать смысл пословиц и применять их в соей речи Формировать знания и представления об окружающем мире Знакомить со свойствами предметов Развивать воображение |
Март | 1. Логопедическая 2. Дидактические игры 3.Игровые упражнения | Занятие 1,2,3,4 Играем в вопросы | Учить отвечать на вопросы: «Какой, какая, какое, какие?», «Чем?», «Почему? Зачем? Для чего?», «Кто где живет?», «Сравним?» Развивать представлений об окружающем мире Учить составлению рассказа по вопросам Учить осмысленно воспринимать объекты и явления Учить выделять главное в воспринимаемом Использовать в речи предлоги |
Апрель | 1. Логопедическая 2. Дидактические игры 3.Игровые упражнения | Занятие 1,2,3,4 Играем в вопросы | Учить отвечать на вопросы: «Кто?», «Сколько?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Что?», «Куда? Откуда?» Развивать представлений об окружающем мире Учить составлять предложения по опорным словам Учить наблюдательности Развивать память, внимание, воображение |
Май | 1. Логопедическая 2. Дидактические игры 3.Игровые упражнения | Занятие 1,2 Прогнозирование
Занятие 3,4 Как справиться с ситуацией | Учить детей определять варианты последствий событий в природе и жизни людей. Учить пересказу Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать. Расширить запас знаний и сведений |
Список детей на кружок
№ | Фамилия, имя ребенка | Группа | Логопедическое заключение |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. |
Занятие №1
Тема: «Учимся обобщать»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Развивать логические операции (обобщение)
-Расширять словарь (предметный, глагольный, признаков)
-Учить объединять предметы по их функциям
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
-Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, дидактические игры
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игровые упражнения
Дидактическая игра «Мои первые слова. В доме», «Мои первые слова. Овощи, фрукты, ягоды»,
Словесная игра «Четвертый лишний»
Словесная игра «Знаете ли вы»
Словесная игра «Обобщение».
Занятие №2
Тема: «Играем в противоположности»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить сравнивать предметы по определенным признакам
-Знакомить с противоположными по значению понятиями
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
-Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, дидактические игры, корзина с шишками.
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игровые упражнения
Игры с шишками
Дидактическая игра «Противоположности»
Дидактическая игра «Веселая логика»
Словесная игра «Противополложности»
Занятие №3
Тема: «Определяем понятия»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Развивать понятийный аппарат
-Формировать умение выделять главные признаки предметов, классифицировать их
-Расширить словарный запас детей
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, дидактические игры, корзина с пробками.
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
Фонопедические упражнения для гортани (пропевание гласных звуков)
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с пробками
Лото «Определи»
Дидактическая игра «Свойства предметов»
Словесная игра «Свойства предметов»
Занятие №4
Тема: «Определяем понятия»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Развивать понятийный аппарат
-Формировать умение выделять главные признаки предметов, классифицировать их
-Расширить словарный запас детей
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, дидактические игры, корзина с орехами
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
Фонопедические упражнения для гортани (пропевание гласных звуков)
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с орехами
Дидактическая игра «Цвет и форма»
Дидактическая игра «Предметы и вещи»
Словесная игра «Свойства предметов»
Занятие №5
Тема: «Скороговорки»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Расширить словарный запас детей
-Учить правильно проговаривать скороговорки по картинке
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, корзина с яйцами
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Подвижная игра
Игры с яйцами
Домино «Фрукты, овощи»
Дидактическая игра «Истории в картинках»
Словесная игра: «Скороговорки»
Занятие №6
Тема: «Скороговорки»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Расширить словарный запас детей
-Учить правильно проговаривать скороговорки по картинке
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-сказкотерапия
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, пластилин, картон
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Пальчиковая гимнастика
Игры с пластилином
Домино «Сказки»
Дидактическая игра «Узор из звуков»
Словесная игра: «Скороговорки»
Занятие №7
Тема: «Аналогии»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Развивать умение анализировать и делать выводы
-Учить выявлять логическую связь между предметами и понятиями
-Учить делать логическое умозаключение
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, корзинки с монетами, дидактические игры
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
Массаж (изображения пальцами образов окружающего мира)
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с монетами
Дидактическая игра «Парочки»
Дидактическая игра «Звонкий-глухой»
Словесная игра «Аналогии»
Занятие №8
Тема: «Аналогии»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Развивать умение анализировать и делать выводы
-Учить выявлять логическую связь между предметами и понятиями
-Учить делать логическое умозаключение
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, картон с прищепками, дидактические игры
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Пальчикова игра
Игры с прищепками
Дидактическая игра «Парочки»
Дидактическая игра «Глаголы в картинках»
Словесная игра: «Аналогии»
Занятие №9
Тема: «Устанавлваем последовательность»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить выделять признаки, по которым устанавливается последовательность
-Учить проводить анализ последовательности
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, мячики, картины
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с массажными мячами
Картины с проблемным содержанием
Словесная игра «Чем отличаются слова»
Занятие №10
Тема: «Устанавливаем последовательность»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить выделять признаки, по которым устанавливается последовательность
-Учить проводить анализ последовательности
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, картины, игры-шнуровки
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры-шнуровки
Картины с проблемным содержанием
Дидактическая игра «В мире звуков»
Занятие №11
Тема: «Опишем и сравним предметы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить понимать номинативную сторону речи
-Учить подбирать признаки к предметам
-Учить навыку зрительного синтеза и анализа
-Учить пространственному восприятию целостного образа предмета
-Развивать творческое мышление
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этические чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с карандашами
Дидактическая игра «Мои первые слова»
Дидактическая игра «Чехагор»
Рисование «Продолжи ряд»
Словесная игра «Опишем и сравним предметы»
Занятие №12
Тема: «Опишем и сравним предметы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
Учить понимать номинативную сторону речи
-Учить подбирать признаки к предметам
-Учить навыку зрительного синтеза и анализа
-Учить пространственному восприятию целостного образа предмета
-Развивать творческое мышление
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этические чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, корзины с камушками, дидактические игры.
Ход занятия:
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с камушками
Дидактическая игра «Сравни и подбери»
Дидактическая игра «Половинка к половинке: Мой первый счет»
Словесная игра «Опишем и сравним предметы»
Занятие №13
Тема: «Часть – целое»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить понимать номинативную сторону речи
-Учить подбирать признаки к предметам
-Учить навыку зрительного синтеза и анализа
-Учить пространственному восприятию целостного образа предмета
-Развивать творческое мышления
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, баночка с бусинами, дидактические игры.
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
Массаж (движения - сопротивления)
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с бусинками
Дидактическая игра: «Ребусы»
Дидактическая игра: «Половинка к половинке: Найди пару».
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
Словесная игра: «Часть-целое»
Занятие №14
Тема: «Часть-целое»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить понимать номинативную сторону речи
-Учить подбирать признаки к предметам
-Учить навыку зрительного синтеза и анализа
-Учить пространственному восприятию целостного образа предмета
-Развивать творческое мышление
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этические чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, мозаика дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с мозаикой
Дидактическая игра: «Чего не хватает»
Дидактическая игра: «Половинка к половинке: Что я ем и где живу».
Рисование «Отгадай слово»
Словесная игра: «Часть-целое»
Занятие №15
Тема: «Верно или неверно»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Развивать представления об окружающем мире
-Учить развернутой фразовой речи
-Развивать словарный запас детей
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, пинцеты, карточки, дидактические игры.
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с пинцетами
Карточки с зашумленными предметами
Дидактическая игра: «Я считаю»
Дидактическая игра: «Мои первые открытия»
Словесная игра: «Верно-неверно»
Занятие №16
Тема: «Верно или неверно»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Развивать представления об окружающем мире
-Учить развернутой фразовой речи
-Развивать словарный запас детей
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, бумага, карточки, ддактические игры.
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с бумагой
Карточки с наложенными предметами
Дидактическая игра: «Мои первые формы»
Словесная игра: «Верно-неверно»
Занятие №17
Тема: «Ассоциации»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Формировать умения устанавливать логические связи, ориентироваться в пространстве
-Учить выделять отдельные компоненты образа
-Учить детей находить свойства между разными по свойству объектами
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, дидактические игры, корзина с камушками
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с камушками
Дидактическая игра: «Развиваем речь»
Словесная игра: «Ассоциации»
Занятие №18
Тема: «Ассоциации»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Формировать умения устанавливать логические связи, ориентироваться в пространстве
-Учить выделять отдельные компоненты образа
-Учить детей находить свойства между разными по свойству объектами
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, массажные дорожки, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с массажными дорожками
Дидактическая игра: « Сложи слово»
Дидактическая игра: «Что с чем»
Словесная игра: «Ассоциации»
Занятие №19
Тема: «Учимся делать умозаключения»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить анализу, синтезу, сравнению, способности выделить существенные признаки и мысленно обобщить их по принципу аналогии
-Учить развернутой фразовой речи
-Учить мыслить отвлеченно, сопоставлять различные предметы и явления
-Развивать воображение
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, крупа, дидактическая игра
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
Массаж (движения пальцев, передающих динамические образы: раздвигание, сдвигание пальцев, лежащих на столе)
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с крупой
Словесная игра: «Делаем умозаключения»
Дидактическая игра: «Что перепутал художник»
Занятие №20
Тема: «Учимся делать умозаключения»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить анализу, синтезу, сравнению, способности выделить существенные признаки и мысленно обобщить их по принципу аналогии
-Учить развернутой фразовой речи
-Учить мыслить отвлеченно, сопоставлять различные предметы и явления
-Развивать воображение
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, чай, картон, клей, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с чаем
Словесная игра: «Делаем умозаключения»
Дидактическая игра: «Забавы в картинках»
Занятие №21
Тема: «Учимся загадывать»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить мыслить отвлеченно, сопоставлять различные предметы и явления
-Учить понимать смысл пословиц и применять их в соей речи
-Формировать знания и представления об окружающем мире
-Знакомить со свойствами предметов
-Развивать воображение
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, дидактические игры, счетные палочки
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры со счетными палочками
Дидактическая игра: Загадочные животные
Дидактическая игра: «О чем говорят»
Словесная игра: «Загадки»
Занятие №22
Тема: «Учимся загадывать»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить мыслить отвлеченно, сопоставлять различные предметы и явления
-Учить понимать смысл пословиц и применять их в соей речи
-Формировать знания и представления об окружающем мире
-Знакомить со свойствами предметов
-Развивать воображение
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, дидактические игры, пуговицы
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с пуговицами
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
Дидактическая игра: «Отгадай и проверяй»
Словесная игра: «Загадки»
Занятие №23
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «Кто», «Сколько»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлению рассказа по вопросам
-Учить осмысленно воспринимать объекты и явления
-Учить выделять главное в воспринимаемом
-Использовать в речи предлоги
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, камушки, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Подвижная игра «Сколько»
Игры с камушками
Словесная игра «Кто» профессии-занятия
Дидактическая игра: «Что к чему»
Занятие №24
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «Где», «Когда»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлению рассказа по вопросам
-Учить осмысленно воспринимать объекты и явления
-Учить выделять главное в воспринимаемом
-Использовать в речи предлоги
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради,нитки, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с нитками
Рисование на тему: «Где»
Словесная игра: «когда»
Дидактическая игра: «Обучающие пазлы»
Занятие №25
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «как», «что»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлению рассказа по вопросам
-Учить осмысленно воспринимать объекты и явления
-Учить выделять главное в воспринимаемом
-Использовать в речи предлоги
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, травы, картон, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Подвижная игра: «Сколько»
игры с травами
Словесная игра» «как», «что»
Дидактическая игра: «кто там, что там»
Дидактическая игра: «кто где спрятался»
Занятие №26
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «куда», «откуда»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлению рассказа по вопросам
-Учить осмысленно воспринимать объекты и явления
-Учить выделять главное в воспринимаемом
-Использовать в речи предлоги
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, сухой бассейн, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Словесная игра: «куда», «откуда»
игры с сухим бассейном
Дидактическая игра: «Ты откуда?»
Дидактическая игра: «Кто где находится»
Занятие №27
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «какой, какая, какой, какие»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлять предложения по опорным словам
-Учить наблюдательности
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, деревянные пазлы, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры деревянными пазлами
Словесная игра: «какой, какая, какой, какие»
Дидактическая игра: автобус для зверят
Дидактическая игра: «Какой он»
Занятие №28
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «чем»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлять предложения по опорным словам
-Учить наблюдательности
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, магниты, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с магнитами
Рисование на тему «чем»
Дидактическая игра: «Игра короткие слова»
Дидактическая игра: «Занимательные квадраты»
Занятие №29
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «почему, зачем, для чего», «сравним»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлять предложения по опорным словам
-Учить наблюдательности
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, киндеры, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с киндерами
Словесная игра: «почему, зачем, для чего», «сравним»
Дидактическая игра: «угадай что это, угадай что это»
Дидактическая игра: «Говорящие картинки»
Занятие №30
Тема: «Играем в вопросы»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить отвечать на вопросы: «кто где живет»
-Развивать представлений об окружающем мире
-Учить составлять предложения по опорным словам
-Учить наблюдательности
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, ракушки, дидактическая игра
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с ракушками
Словесная игра: «Кто где живет»
Дидактическая игра: «Кто где спрятался»
Занятие №31
Тема: «Прогнозирование»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить детей определять варианты последствий событий в природе и жизни людей.
-Учить пересказу
-Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.
-Расширить запас знаний и сведений
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, желуди, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с желудями
Словесная игра: «Что случиться, если…»
Дидактическая игра: «Что из чего сделано»
Дидактическая игра: «Подбери по смыслу»
Занятие №32
Тема: «Прогнозирование»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить детей определять варианты последствий событий в природе и жизни людей.
-Учить пересказу
-Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.
-Расширить запас знаний и сведений
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, бумага, дидактические игры
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Игры с бумагой
Дидактическая игра: «Звук, свет, вода»
Словесная игра: «Оригинальные ответы»
Дидактическая игра: «Кто они»
Занятие №33
Тема: «Как справиться с ситуацией»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить детей определять варианты последствий событий в природе и жизни людей.
-Учить пересказу
-Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.
-Расширить запас знаний и сведений
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-сказкотерапия
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, набор пальчикого театра семья
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
Фонопедические упражнения для гортани (пропевание гласных звуков)
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Словесная игра: «Как справиться с ситуацией»
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковый театр «Выбери сказку». Семья.
Занятие №34
Тема: «Как справиться с ситуацией»
Цель - повышение уровня развития логических представлений детей с речевыми нарушениями
Задачи:
-Развивать речевую функциональную систему, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику,
-Учить детей определять варианты последствий событий в природе и жизни людей.
-Учить пересказу
-Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.
-Расширить запас знаний и сведений
-Развивать память, внимание, познавательные психические процессы, творческие способности;
- Воспитывать нравственно-этических чувства.
Формы работы:
-Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
-Игровые упражнения
Методы: словесный, наглядный
Технологии:
-игровые
-сказкотерапия
-здоровьесберегающие
-личностно-ориентированного обучения
-проблемного обучения
Оборудование: индивидуальные зеркала, набор пальчикого театра животных.
Ход занятия
1-й блок. Речевое развитие.
Логопедическая гимнастика-комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
Фонопедические упражнения для гортани (пропевание гласных звуков)
2-й блок. Формирование логического мышления и речевой коммуникации у детей.
Словесная игра «Как справиться с ситуацией»
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковый театр «Выбери сказку». В мире животных.
Конспекты занятий кружка
«Уроки риторики»
по развитию речи и логики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по развитию речи и творчества дошкольника
Кружок проводится с целью, повышения качества речевого развития, в средней группе два раза в неделю. На занятиях дети узнают много нового, интересного, самостоятельно учатся составлять рассказы,...
Кружок по развитию речи в соответствии с ФГОС
Разработка программы кружка...
Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе для детей логопедической ( подготовительной к школе) группы «Поход в лес»
Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи:1. Образовательные задачи:v Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях....
"Умный язычок" Кружок по развитию речи для детей 4-5 лет.
Программа кружка, перспективное планирование, методическое обеспечение, фотоотчет....
Кружок по развитию речи «Речецветик» развитию мелкой моторики рук. во второй младшей группе
Развивать речь 2 младшей группы посредством формирования и развития мелкой моторики рук...
Интегрированное занятие по развитию речи и логике в подготовительной группе «Путешествие в космос».
Я вам предлагаю отправиться в путешествие, а куда? Узнаете, отгадав загадку.Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут Вселенные, звезды и кометы,...
Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"
План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...