Звуки С- С'
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ЗВУКИ [С] – [С’]»
Цель:
Учить детей дифференцировать звуки [с], [с’].
Задачи:
- Закрепление качественных характеристик звуков [с], [с’].
- Закрепление правильного произношения и различения звуков [с] и [с’].
- Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
- Определение места звука в слове.
- Упражнение в подборе родственных слов.
- Развитие памяти, внимания.
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, способности адекватно оценивать свою работу.
Оборудование:
Зеркала, изображения двух девочек, синие и зеленые сигнальные карточки, елка со снежинками, предметные картинки на [с], [с’], домики с картинками для игры «Свет в окошке», конверты с образцом правильно выполненного задания, фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли две девочки, две подружки. Они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте постараемся, чтобы они остались довольны.
2. Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы четко и правильно говорить, нужно сначала потренировать свой язычок. Покажем девочкам, как мы делаем артикуляционную гимнастику. Сначала мы им весело улыбнемся (упражнение «Улыбка»), покажем зубки: у кого белее? (упражнение «Почистим нижние зубки»), покажем язычок (упражнение «Лопаточка»), пошлепаем его (упражнение «Наказать непослушный язычок»). А теперь наш язычок превратился в кошечку и сердито выгнул свою спинку (упражнение «Киска сердится»). Оставим кончик языка за нижними зубами, сомкнем зубки, улыбнемся и пустим ветерок (упражнение «Насос»).
3. Сообщение темы занятия.
Отгадайте загадку: Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на мою ладошку. (Снежинка)
Какой первый звук в слове «снежинка»? (Звук [с]).
Давайте расскажем, как мы его произносим. Дети описывают артикуляцию звука [с], дают характеристику: согласный, твердый.
Логопед обращает внимание детей на доску (на доске четыре картинки: собака, стакан, санки, синица), предлагает найти лишнюю. Дети находят, объясняют свой выбор (синица, потому что во всех словах звук [с] твердый, а в этом – мягкий).
Какой первый звук в слове «синица»? (звук [с’]).
Характеристика звука: согласный, мягкий.
Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и находить их в словах. А помогут нам девочки.
4. Давайте придумаем нашим девочкам такие имена, чтобы они начинались со звуков [с] и [с’]. (Соня и Сима). И покажем, как четко мы научились произносить звуки.
5. Воспроизведение слоговых рядов.
са-са-ся ся-ся-са ся-са-са
са-ся-ся са-ся-са ся-са-ся
6. Игра «Наоборот»
Логопед предлагает детям заменить твердый звук на мягкий.
Са-са-са – ся-ся-ся су-су-су – сю-сю-сю сэ-сэ-сэ –се-се-се
Со-со-со - сё-сё-сё сы-сы-сы – си-си-си ас-ас-ас – ась-ась-ась
7.Различение [с] – [с’] на слух. Игра «Будь внимателен!»
Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синим). А мягкие? (Зеленым).
А теперь посмотрим, как вы умеете слушать и слышать. Я буду произносить слоги и слова, а вы внимательно слушайте. Если услышите твердый звук [с], поднимите синюю сигнальную карточку, а если мягкий - зеленую.
Са, ся, си, со, су, се, ас, ась, ос, ось, усь;
Сад, сядь, Саня, Сема, Сеня, усы, усики, сухой, сутки.
8.Произнесение и различение звуков [с] - [с’] в словах. Игра «Сдуй снежинку с дерева».
Посмотрите, сколько снежинок вьюга принесла на наше дерево. Снежинки не обычные, а с картинками. Вы будете по одному подходить и дуть на снежинки, как ветерок: с-с-с-с… Назовите картинку и скажите: какой звук в слове твердый или мягкий. Снежинки со звуком [с] мы подарим Соне, а снежинки со звуком [с’] – Симе.
Игра «Подарим картинки Соне и Симе».
Вот как много снежинок теперь у девочек. А что они будут с ними делать? (Предположения детей: можно поиграть в снежки, слепить снеговика…)
9. Упражнение в подборе родственных слов. Игра «Доскажи словечко».
А вы знаете, от какого слова произошло слово «снеговик»? (От слова «снег»). От этого слова произошло и много других слов. Я буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова связанные со словом «снег».
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки-
Серебристые …(снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький … (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
На деревьях шубка нежная
Ведь зима такая … (снежная)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик).
Вот сколько слов, связанных со словом «снег», мы с вами придумали. Как называют такие слова? (Родственные).
10. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
Мы подуем далеко: с-с-с. (руки вперед)
Мы подуем высоко: с-с-с (руки вверх)
Мы подуем близко: с-с-с. (руки перед грудью)
Мы подуем низко: с-с-с. (присесть)
Упражнение: «Подуй на снежинку»
11. Наши подружки Соня и Сима тоже приготовили для вас игру. Игра называется «Свет в окошке».
На столах у детей домики с четырьмя окошками и конверт с восклицательным знаком. В окошках картинки, в названии которых имеется звук [с] в разных позициях. В конверте маленький домик с желтыми и синими окошками – образец правильно выполненного задания, схема слова, карточка с буквой с.
Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки, определить место звука в слове и закрыть картинки желтыми квадратиками в том случае, если звук [с] находится в начале (середине, конце) слова. Сказать в каких окошках (на каком этаже, справа или слева) «зажегся свет». В конвертике с восклицательным знаком – контрольный вариант. Проверь себя и оцени свою работу! Дополнительное задание (детям, которые быстро справятся с заданием): расположи букву с на схеме (для каждого слова).
12. С заданием справились. Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение. А вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [с] и [с’].
Все снег да снег.
Все снег да снег, весь лес стоит в сугробах,
Седые сосны искрами блестят,
Сверкает снег и на лесных дорогах,
Спокойно все кусты под снегом спят…
Весь лес стоит в спокойной светлой сказке,
Тут славно потрудился Дед Мороз:
Он быстро спрятал все лесные краски
И скатерть белую с собою в лес принес.
Логопед спрашивает, о чем стихотворение.
Дети вспоминают слова со звуками с, с. За правильный ответ получают фишку.
13. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
Что на занятии было для вас самым интересным?
Какое задание было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...