Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе»
методическая разработка по логопедии по теме

Гордеева Алла Владимировна

Дидактические - развивающие игры в коррекционно -  образовательном процессе учителя - логопеда ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Мастер – класс

 «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе»

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Тополек» Гордеева А.В.

2017г.

 Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе»

Логопед:  Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас!  

 Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нацеливает на принцип "учить не науке, а учить учиться".

Девиз моего мастер-класса:    

Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!

 Логопед: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о значимости  развивающих логопедических игр в речевом развитии детей.

 Проблема современности.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих     нарушениями  речи, при  котором      нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы:    лексики, грамматики, фонетики                    

Актуальность темы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Развивающие игры помогают усвоить грамматические нормы, способствуют обогащению словаря.

Вопросы коллегам:

Вопрос    Как вы, думаете, с какого возраста необходимо начать проводить работу по формированию правильного звукопроизношения?

(Ответы.)  ( С 3лет)

Да, вы правы,   начинать     работу по формированию правильного звукопроизношения нужно  с трехлетнего возраста.

Вопрос.    Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук, ног, речевого аппарата?

(  Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, артикуляционную гимнастику.)

 Логопед. Да, вы правы.  

  Логопед:  Уважаемые коллеги! Я предлагаю  поиграть со  мной  в логопедические игры.

 Игра  «Веселый Язычок»  со сказочным героем  Лого шариком.

Правая сторона  зала будет говорить: Цок, цок, а теперь вместе цок, цок.

Левая сторона зала:   Тпру. А теперь вместе. Тпру.

Всем залом  скажем Пя, пя, пя .                                                                                                        

Наш веселый язычок

Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался всегда
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
На лошадке по дороге

Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
Стой лошадка!

Тпру стоп, стоп.

 Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!

 Логопед:   Благодарю вас коллеги.

Вот размялся язычок, к звукам, буквам он готов. 

Викторина  «Озорные буквы»   от Незнайки

 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.

 Буква «С» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С

Буква «Л» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л

Буква «Т» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М

Буква «Б» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б

Буква «Щ» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ

С помощью такой  игры  у детей формируется звуковой анализ слова и профилактика изографии.  

 Логопед: Вот мы буквы повторили, слово целое сложили.    

  Игра  "Цепочка слов"

    Цель: обогащение словаря прилагательных.

Коллеги предлагаю вам   составить  своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «заяц». Вы задаёте вопрос:

Логопед: Заяц, бывает какой?

Педагог: Пушистый, белый, быстрый.

Л: Что еще бывает быстрым?

П: Автомобиль, речка, белка.

Л: Какой  еще может быть белка?

П: Рыжая, хитрая.

Л: Кто  еще может быть хитрым?

П: Лиса, мышка.

 Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь все не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Логопед: Уважаемые коллеги. Предлагаю  вашему вниманию инновационные методы и приемы, развивающие навыки креативного мышления у детей.

Метод тонких  и толстых вопросов

 

 Тонкие вопросы

?

Толстые вопросы

?

1 Кто     такой Дед Мороз?

2 Что      делает Дед Мороз?

3 .Когда   нужен Дед Мороз?  

1 .Дайте объяснение, почему нужен Дед Мороз

2 .Как вы думаете, чем отличается Дед Мороз от Санта-Клауса.

 3. предположите, что будет, если не будет Деда Мороза

 

Логопед:    Спасибо коллеги. 

Логопед:   У меня  в руке есть волшебный кубик, который поможет нам понять методику Кубика Блума. 

 Я буду вам  бросать кубик, а   вы  должны поймать, прочитать  и выполнить  одно задание  со словом Снег..    Прочитайте, что написано на грани.

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.  

Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?  

Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.  

Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.  

Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы"

 Логопед: Благодарю вас.

Прием «Хайку»                                                                                                                                                    А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран, где я с детьми в творческой  мастерской рисую картины.

  По своим рисункам дети сочиняют стихи в трехстишье, без рифмы, выражая свои мысли, эмоции в технике Хайку.

Например.

Логопед:   Предлагаю вам проявить  свое творчество в технике Хайку.

Логопед:   Спасибо, коллеги.

Логопед:   ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего».                                  Я  использую с детьми    развивающие игры портала  «Мерсибо»-

– это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным. Предлагаю вам коллеги поиграть в эти игры.                                                                 Логопед: Благодарю за внимание.                                                                                                        Один из любимых методов детей-сказкотерапия,которая воспитывыает интерес к театру.                                                                                                                      Уважаемые коллеги я предлагаю  вам поучаствовать  в инсценировке  спектакля «Кто сказал "мяу"?   и окунуться в мир детства и звуков.                                                                       Я с детьми  с помощью техники «Пластин графии»    из ложек и пластилина,  слепили  сказочных героев.                                                                                                                             Прошу подняться педагогов, у которых маски сказочных персонажей.                                                        Коллеги выберите  своего героя   и с  помощью звуков  изобразите   его.                                         Действующие лица: Логопед, Кот (педагог), Щенок, Петух, Мышонок, Лягушка.                                                                                                                                    Автор.                                                                                                                                                        Жил был  Щенок, забрался он в дом и уснул у дивана. Вдруг он услышал, что кто-то сказал:                                                                                                                                                      Кот «Мяу!».                                                                                                                                       Логопед  Щенок резво залаял.                                                                                                                 Щенок:.  Гав, гав                                                                                                                                 Логопед:  вскочил, смотрит в окно, видит петуха и спрашивает у него.                                Щенок: «Гав гав».   Это ты сказал мяу?                                                                                                                              Логопед: петушок захлопал крыльями, закукарекал.                                                                     Петух: ку - ка -  ре – ку                                                                                                                           Логопед : Кто – то опять возле крыльца, сказал…                                                                                                            Кот: Мяу!                                                                                                                                                                          Логопед: щенок побежал к крыльцу и стал рыть. Оттуда  выскочил мышонок.                                                Логопед: щенок спросил у него?                                                                                                                                                   Щенок: Это ты сказал Мяу?                                                                                    Логопед :мышонок испугался ,запищал Мышонок. Пи-пи-пи!                                                                                                                  

Логопед: и убежал в норку.

Логопед :На берегу показалась лягушка.

Логопед Щенок нахмурил брови и удивленно спросил

 Щенок: Это ты сказал мяу.

Логопед: она громко смеялась по лягушачьи.

Лягушка Ква-ква-ква!

Логопед  прыгнула в воду и была такова. Щенок приплелся домой,  грустный, улегся на коврик у дивана и вдруг кто то опять.

Кот  :Мяу!

Логопед: Щенок  вскочил  радостно залаял.

Щенок. Гав, Гав.

Логопед:  смотрит на крыльце сидел кот .Щенок спросил у него?

 Щенок : ты сказал Мяу?

 Логопед кот, зашипел, зафыркал, замяукал.

Кот-Ш-ш-ш!  Фыр-фыр-фыр! Мяу

Логопед: и убежал. Щенок лёг на коврик. Теперь он понял, кто сказал «мяу»!                                   Логопед: А сейчас мы обобщим все знания, полученные на мастер-классе, используя метод   Интеллект-карты.

 

Солнце – это логопед!  

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам,  

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение.  

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт.  

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность. 

Получилась необычная картина!                                                                                                                      Которая,   помогла обобщить и закончить мой   мастер класс.  

Спасибо всем за нашу встречу.

                                                                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

   РОЛЬ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ...

Интерактивные игры в коррекционно-образовательном процессе

Представляю обзор интерактивных игр как средств формирования звукопроизношения....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...