открытое занятие
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Айболит и все, все, все»
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные : уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей четко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала, конца и середины слова; упражнять в образовании формы винительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа; познакомить с буквами А,а; учить соотносить звук и букву.
2.Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух; формировать фонематическое восприятие; развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику.
3.Коррекционно-воспитательные: воспитание навыков инициативности и самостоятельности.
Оборудование: схема для анализа артикуляции звука; индивидуальные схемы слова; дидактическое пособие «Город звуков и букв»; картинки: мышка с колыбелью, Айболит, аист, апельсин, абрикос, арбуз, силуэты животных (морж, лев, слон, бобр); разрезные буквы; пуговицы; тетради; простые карандаши; звуковые дорожки для чтения; дидактическое пособие «Поезд», предметные картинки.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети называют слова, начинающиеся со звука [у], и садятся.
- Введение в тему. Мы с вами продолжаем путешествие по стране звуков и букв. Вы уже знаете, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Сегодня мы познакомимся со следующим звуком и буквой, которые нас уже ждут.
- Знакомство со звуком [а].
Фонетическая гимнастика. Колыбельку мышь качала,
Мышка тихо напевала: А-а-а!
Мышка губы округляла,
Широко рот открывала: А-а-а!
- Покажите, как пела мышка.
(дети хором)
- Мышка очень старалась усыпить мышонка.
Она спела ему длинную песенку: а-а-а-а-а.
- Наматываем ниточку на клубок и поем:
(дети хором: а-а-а-а)
- Ниточка длинная или короткая? (длинная)
Логопед демонстрирует схему анализа артикуляции звука.
- Звук [а] мы можем петь, тянуть. Широко открываем рот, нет преграды для воздуха. Звук [а] называется гласным от слова глас, голос. Гласные звуки живут в красном замке. Обозначать будем красным цветом.
Логопед вставляет символ звука [а] в кармашек красного замка, раздает детям символы звука [а], обращает внимание, что на символе большой кружочек.
- Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» - Я предлагаю вам потренировать ваши ушки. Как только услышите звук [а], поймайте этот звук в ладошки. А, У, О, А, И, А, Э, Ы, А ОХ, АМ, ВЫ, МА
- Физкультминутка Вот теперь мы дружно встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели - и за дело!
- Формирование фонематического восприятия Но мышонок спать не хочет - Был мышонок болен очень. Тут решила мышка – мать : «Надо доктора позвать» - Какого доктора позовет мышка? Логопед демонстрирует картинку с доктором Айболитом (дети: Айболита) - Да, ребята, к нам приехал Айболит. Давайте назовем это слово еще раз «нажимая» на звук [а] голосом. - Но Айболит приехал не один, а с помощником. Кто приехал еще? Логопед демонстрирует картинку с аистом (дети: аист) - Айболит что-то привез с собой. Назовите слова со звуком [а] «нажимая» на него голосом: Апельсины, Абрикосы, Арбуз Логопед демонстрирует картинки то, что привез доктор - Где стоит звук [а] в этих словах? - Покажите на схеме слова место звука [а].
- Упражнять в образовании формы единственного числа винительного падежа одушевленных существительных - К Айболиту приходили разные звери: морж, тигр, лев, жираф, слон, бобр… - Посмотрите на картинки. Узнайте, кого из них лечил Айболит? (дети: моржА, львА, слонА, бобрА) - Где стоит звук [а] в этих словах? - Обозначьте его на схеме слова. - Всех этих животных вылечил Айболит. - Помог Айболит и нашему мышонку. – А-а-а, - сказал мышонок громко, рот открыв свой широко. – Да у вас, дружок, ангина. Нужно вылечить ее. – Айболит вылечил мышонка и мышонок уснул. - Мышонок и его мама познакомили нас со звуком [а]. - Что вы запомнили про этот звук? (отвечают дети)
- Физкультминутка Раз – подняться, потянуться;
Два – согнуться, разогнуться;
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка;
На четыре руки шире; Пять – руками помахать; Шесть на стульчик тихо сесть.
- Знакомство с буквами А, а - А кто же познакомит нас с буквой А? Загадка. Это старый наш знакомый – Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками в болото. (Аист)
Что принес нам Аист? (буквы) Зачем они нам? (чтобы читать и писать)
- Анализ букв - Вот большая буква А, а вот маленькая буква а. Логопед демонстрирует буквы - Они похожи? Сколько элементов (частей) у большой буквы А? - Какие это элементы? - Сколько элементов у маленькой буквы а? Какие это элементы?
- Закрепление буквы А - Составим большую букву А из пуговиц (дети составляют индивидуально) - Чтобы запомнить букву еще лучше мы ее напишем А помогут нам в этом наши помощники
- Пальчиковая гимнастика «Помощники» Вот помощники мои, их как хочешь поверни (смотрят на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так – не обидятся никак (поворачивают ладони к себе, от себя) Один, два, три, четыре, пять - (хлопают в ладоши) Не сидится им опять (встряхивают кистями) Постучали, (стучат по столу) Повертели (круговые вращения кистями) И работать захотели (потирают руки)
- Печатание буквы А в тетради (дети печатают букву в индивидуальных тетрадях, обводят по точкам, а потом самостоятельно)
- «Заселение» буквы А в «домик букв» В каком домике будет жить буква А ? Почему?
- Чтение логопед раздает индивидуальные звуковые дорожки для чтения - Нужно «проехать» или «пробежать» по дорожке и пропеть звук (дети читают по очереди)
- Физкультминутка «Аист» Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. – Топай – правою ногой, Топай – левою ногой, Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой, Вот тогда придешь домой.
- Итог Игра «Поезд» Вот и Айболиту пора возвращаться. Вместе с ним отправляются в путь и другие пассажиры. Давайте поможем им занять свои места. в 1 – ый вагон должен сесть тот, в названии которого звук [а] стоит в начале слова;
во 2 – й вагон – звук [а] в середине слова;
в 3 – ий вагон – звук [а] в конце слова.
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «День рождения у Иры»
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: уточнить произношение звука [и], учить интонировать звук [и], учить выделять звук из состава слова, познакомить детей с графическим обозначением звука [и], учить соотносить звук и букву, упражнять в составлении и чтении предложений по схеме с союзом и.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать навык самоконтроля, умение работать в группе.
Оборудование: кукла, картинка с изображением лошади, индивидуальные зеркала, схема анализа артикуляции звука, дидактическое пособие «Город звуков и букв», предметы со звуком [и](кубИк, кнИга, пИрамИдка, кеглИ, Индюк, собака, чашка, очкИ, краскИ), индивидуальные схемы слова, фишки со звуком [и]; картинка с изображением иголки с ниткой, разрезные буквы И, и, счетные палочки, звуковые дорожки для чтения, индивидуальные тетради, простые карандаши, дидактическое пособие «Поезд», схема предложения, картинки: бабушка, дедушка.
Ход занятия:
- Организационный момент -Мы продолжаем путешествие по стране звуков и букв. Вы уже познакомились с некоторыми гласными звуками. -Назовите гласный звук в слове: мак, жук, сом, сад, луч, шар, лось -Какие звуки вы называли? (дети отвечают: гласные) -Сегодня нас ждет следующий звук.
- Знакомство со звуком [и] -Один раз в году у каждого из нас бывает день рождения. (логопед демонстрирует куклу) -Это Ира. В свой день рождения Ира пошла покататься на любимой лошадке Искорке. Увидев Иру, Искорка радостно заржала: «И-и-и!» -Давайте будем произносить этот звук и смотреть как мы это делаем (логопед раздает детям индивидуальные зеркала) а) хором; (а теперь послушаем друг друга) б) индивидуально. По схеме анализа артикуляции звука : губы в улыбке – не мешают, зубы – не мешают, язык – не мешает воздух – воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных голос участвует, голос поёт – звук называется ГЛАСНЫЙ. - [И] – гласный звук. – В какой замок он поселится? Каким цветом будем его обозначать?
- Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» - А сейчас я предлагаю потренировать ваши ушки. Если услышите звук [и], поймайте его в ладоши: у, и, о, а, и, о, и ах, им, по, си Аня, Игорь, Дима, Даша, Вика, Мэри
- Физкультминутка Вот теперь мы дружно встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели - и за дело!
- Развитие фонематического слуха (продолжение) Аню, Игоря, Диму, Вику, Мэри – всех этих ребят Ира пригласила на день рождения. Они пришли с подарками. Посмотрите, что подарили Ире. (логопед демонстрирует предметы) - Назовите подарки: кубик, книга, пирамидка, кегли, очки, краски, индюк, собака, чашка. – Назовите только те, в названии которых есть звук [и]. (дети называют, каждый ребенок – один предмет)
- Звуковой анализ слов - Ире понравились все подарки, но особенно: ИНДЮК, КНИГА, КЕГЛИ назовите первое слово, «нажимая» на звук [и] голосом. – Скажите, где мы слышим звук [и] в начале, в середине или в конце слова? - Покажите место звука [и] на схеме слова (Точно также и со словами книга, кегли) (у детей на столах индивидуальные схемы слова и фишки)
- Физкультминутка Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре руки шире Пять – руками помахать Шесть на стульчик тихо сесть.
- Знакомство с буквами И, и. А мама подарила Ире очень красивое платье. Мама сшила его сама. Помог маме какой-то предмет. Отгадайте какой: Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Иголка) (логопед демонстрирует картинку нитку с иголкой и читает стишок) Иголка встала на носок И нитку попросила: - Ты, нитка, хвостик изогни, И мы построим букву И. (логопед демонстрирует две буквы И, и) - Посмотрите, эти буквы похожи? (дети отвечают: да) - Сколько элементов у буквы И? (дети отвечают: три) - Какие это элементы? (дети отвечают: палочки) - Чем отличаются буквы? (дети отвечают: размером) Чтобы букву И лучше запомнить составим ее из счетных палочек (логопед обращает внимание на наклонную линию и вместе с детьми сначала пишет букву И пальчиком на столе, проговаривая последовательность написания буквы)
- Пальчиковая гимнастика «Помощники» Теперь мы можем написать букву И в тетрадях, а помогут нам наши помощники: Вот помощники мои, их как хочешь поверни (смотрят на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так – не обидятся никак (повороты кистей рук) 1, 2, 3, 4, 5 (хлопают в ладоши) Не сидится им опять (встряхивают кистями) Постучали (стучат по столу) Повертели (круговые вращения кистями) И работать захотели (потирают руки)
- Печатание буквы И, и в тетрадях Дети печатают буквы в индивидуальных тетрадях, сначала обводят по точкам, потом самостоятельно.
- Чтение буквы И (логопед раздает индивидуальные звуковые дорожки для чтения) - Нужно проехать или пробежать по дорожке и пропеть звук. (дети выполняют индивидуально)
- Заселение буквы И в домик - Какой домик выбрала буква И? Почему?
- Звуко – буквенный анализ Игра «Поезд» Вечером после дня рождения Ира провожала своих гостей. Посмотрите буква И уже выбрала себе место в слове, она поможет нам определить кто в каком вагоне поедет. Логопед предлагает определить место для детей. – Куда сядет Вика, Дима, Игорь, Мэри? (дети выходят к доске по одному и размещаю картинки)
- Физкультминутка Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. – Топай – правою ногой, Топай – левою ногой, Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой, Вот тогда придешь домой.
- Работа над предложением - Рассмотрите схему предложения.
___________ ___________ ____И____ __________ . - Сколько слов в предложении? (дети отвечают) - Назовите третье слово. – И – маленькое, но очень нужное слово. Оно соединяет слова в предложении. - Посмотрите на картинки. Кто это? (Дети с помощью логопеда составляют предложение: Это дедушка и бабушка.) - Они встречают детей с поезда. – Сейчас я прочитаю предложение (логопед читает), а теперь вы (дети по очереди выходят к доске и читают предложение)
- Итог
- С каким звуком нас познакомила Искорка? (дети отвечают) - Что вы о нем узнали? (дети отвечают) - Какой буквой мы будем обозначать звук [и]? (дети отвечают)
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: « Путешествие по сказке. Приключения Кая и Герды»
Цель: обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: коррекционно-образовательная: учить дифференцировать звуки к, кь – г, гь по звонкости – глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К – Г при чтении и на письме; совершенствовать звуковой анализ; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова; коррекционно-развивающая: развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику; коррекционно-воспитательная: воспитывать навыки инициативности, умения слушать друг друга.
Оборудование: картинки: гусь и гусенок, тучка с капельками; фишки для обозначения звуков к, кь – г, гь; картинки: дом, рыба, улитка, гармошка, аист; картинки цветов: мак, гладиолус, василек, георгин и фишки для обозначения звуков к, кь – г, гь в этих словах; нарисованное дерево с птицами (ласточка, снегирь, голубь, сороки); схемы слов к названиям птиц; индивидуальные карточки для чтения слогов и слов; индивидуальные карточки для игры «Буква потерялась» на карточках слова с пропущенными буквами К и Г.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Подберите слово наоборот:
Прямой - … Мелкий - … Чистый - … Ласковый - … Длинный - …
Тихий - … Сытый - … Холодный - … Сладкий - …
- С каких звуков начинались ваши слова?
2. Сообщение темы занятия.
- Однажды мы уже с вами слышали, как перекликались гусь и гусенок:
г-г-г и гь-гь-гь.
- И уже слышали как капельки дождя стучали по листьям: большие –
к-к-к, а маленькие – кь-кь-кь.
- Вы, наверное, уже догадались, какие звуки мы будем сегодня
различать?
3.Сравнение звуков к, кь – г, гь.
- Произнесите звук г.
- А теперь произнесите его шепотом.
- В какой звук превратился звук г?
- Как это получилось?
(аналогично со звуком гь)
- Чем отличаются звуки к, кь от звуков г, гь?
- Какими фишками обозначим эти звуки?
4. Физкультминутка.
Только в лес вошли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем и
Вразвалочку идем
Вдруг мы видим у куста,
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И в гнездо его кладем.
5.Дифференциация звуков к,кь – г,гь.
- Ребята! Лес, по которому мы шли, был волшебный. Попали мы теперь с вами в сказку.
- Жили-были мальчик и девочка, их звали Кай и Герда. Они часто ходили друг к другу в гости. А зимой вместе катались на санках и коньках.
- Вы уже догадались, в какую сказку мы попали?
- Но однажды случилось несчастье. Кай, в лютую метель, ушел на улицу и его похитила Снежная Королева. Герда отправилась на поиски своего лучшего ….
Кого?
- Отгадайте по первым звукам названий картинок. (ДРУГА)
- Повстречала Герда волшебницу-старушку, которая расчесала ей волосы волшебным золотым гребнем, и Герда забыла, куда и зачем она спешит. И только когда Герда вышла в сад и увидела цветы, она вспомнила о Кае.
- На дороге, около каждого цветка лежали плиты. Чтобы пройти по ним и уйти от волшебницы, надо их закрыть нужными фишками.
- Назовите цветок (мак, гладиолус, василек, георгин).
- Определите, какой из звуков к,кь,г или гь есть в слове.
- Закройте плиты в соответствии с символами звуков.
6. Физкультминутка.
Вот теперь мы дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – и за дело!
7. Продолжение.
- Раскрасив плиты на дороге, Герда убежала от волшебницы и вновь отправилась в путь.
Видит дерево стоит,
Очень странное на вид.
Много птиц над ним летает,
Куда сесть они не знают.
- Если Герда поможет птицам сесть на дерево, мудрый ворон покажет ей дорогу дальше.
- Рассмотрите схемы. В схемах обозначено место звуков к,кь, г,гь.
- По схеме определите, на какую ветку сядут птицы.
(педагог называет птицу, а ребенок называет какой изучаемый звук он услышал в слове, и размещает птицу на ветку)
- Отправилась Герда дальше в далекую Лапландию, где жила Снежная Королева.
8. Дифференциация букв К – Г при чтении и на письме.
- По дороге через темный лес на Герду напали разбойники. Они отвели ее в пещеру к злобной атаманше.
( У ДЕТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ)
- На стенах пещеры она увидела написанные слоги и слова:
ко-го ; кот-год; ку-гу; куст-густ; ко-го; кости-гости.
9. Физкультминутка.
«Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,
Потянули, потянули,
Покрутили, покрутили
И…. открыли.
10. Продолжение. Игра «Буква потерялась»
- Дочь атаманши, маленькая Разбойница, выслушав печальную историю Герды, решила ей помочь. Она подарила Герде своего любимого северного оленя.
- Герда верхом на олене помчалась в Лапландию.
- Она уже добралась до замка Снежной Королевы, но большие ворота были закрыты, а на них написаны слова. В словах потерялась буква К – Г . Если вы правильно вставите пропущенные буквы и прочитаете слово, ворота откроются.
( у детей индивидуальные карточки: сапо…, сто…)
11. Итог занятия.
- Ворота открылись. Увидев Кая, Герда обняла его и расплакалась. Горячие слезы Герды, растопили ледяное сердце Кая. Теперь Снежная Королева не имела над ним власти. Кай и Герда вернулись домой.
- С каких звуков начинаются имена Герда? Кай?
- Чем отличаются эти звуки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...