Конспект занятия Звук "ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Атаманова Маргарита Степановна

Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля !ёжик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

ТЕМА: Фонема «Ж»

ЦЕЛИ:

Образовательная:

Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов, функции словоизменения.

        Коррекционные:

  1. Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля слова «Ёжик».
  2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  4. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «Ёжик» и развитие валентностей слов.
  5. Развитие функций словоизменения.
  6. Развитие связной речи.
  7. Формирования у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательная:

Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.

        Оборудование:

  1. Таблица артикуляционно-акустического образа звука.
  2. Набор картинок по автоматизации изолированного звука (звукоподражания).
  3. Слоговые дорожки, лабиринты, таблицы.
  4. Сюжетная картинка «Еж, ежиха и ежата»
  5. Пособия для звуко-слогового анализа.
  6. Набор таблиц по формированию и расширению семантического поля, развития словоизменения.
  7. Разрезная азбука.
  8. Песочные наборы.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

  1. Слушание образца нормированной речи

Выделить звук, который встречается в тексте чаще других.

«На лужайке живет дружная семья: ёжик, ежиха и ежата.

Ёжики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина.

После ужина ежи, съёжившись, засыпают под кустом ежевики».

  1. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука «Ж», а поможет нам в этом картинки.

  1. Анализ артикуляционно-акустического образа звука.
  • Губы округлены
  • Зубы сближены
  • Язык «чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
  • Воздушная струя плавная, теплая, сильная
  • Голосовые складки работают.

1). ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГОЗВУКА  «Ж»

(с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

2). ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА «Ж»

Звук «Ж» - согласный, звонкий, твёрдый.

-    Почему звук «Ж» согласный?

  • Почему звук «Ж» звонкий?
  • Почему звук «Ж» твердый?

3). СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА «Ж» С БУКВОЙ

    -Послушайте и посмотрите, какой буквой обозначается звук «Ж» на письме».

                Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт «жужжащий звук».

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ж» В СЛОГАХ

  • Однажды ежонок заигрался на лужайке и заблудился.

Помоги ёжику добраться до своего жилища

  • Тем временем папа ёж нёс ежатам на ужин грибы.

Прочти слоги, угадай какие грибы несёт ёжик в своё жилище.

  1. Автоматизация звука «Ж» через формирование семантического поля слова «Ёжик», развитие валентностей слов и функций словоизменения.

1). ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО СЛОВА.

     -   Помогите ежу закончить четверостишие:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель….. (Ёжик)

  • Отгадай загадку.

Лежала между ёлками

Подушечками с иголками

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала   (Ёжик)

  • Сложи начальные буквы строк стихотворения, прочти ответ

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.

  • Объясни лексическое значение слова «Ёжик» (Работа со словарём).

Ёжик – это маленькое животное с колючками на спине.

2). ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЁЖИК»

Самый маленький ежонок многого не знает. Давайте расскажем ежонку все о нем:

  • Кто папа у ежонка?  (ЁЖИК)
  • Произнесите слово «ЁЖИК» чётко проговаривая все звуки.
  • Назовите  по порядку все звуки в слове «ЁЖИК».
  • Сколько звуков в слове «ЁЖИК»?
  • С какими звуками в слове «ЁЖИК» дружит звук «Ж»?
  • Определите место звука «Ж» в слове «ЁЖИК».
  • В каком слоге звук «Ж»?
  • Сколько слогов в слове «ЁЖИК»?
  • В каком слоге звук «Ж»?

3) ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:

Узнал все ежонок – стал умнее.

(Вывешивается картинка «Ежовой семьи»)

- Если ежик очень большой, то его называют…             Ежище

- А кто мама у ежонка?                                   Ежиха

- А как можно назвать их детей?                   Ежата

- Как можно назвать одного?                         Ежонок?

- Как назвать одного ласково?                       Ёженька

- Ёжик, ежиха и ежата – что это?                  Ежовая семья

- Пропавший ёжик, что должен уметь делать от холода?

                                                                          Ёжиться

- нашелся ежонок, пришел домой, а папа ёж говорит: «Буду держать тебя теперь в «ежовых рукавицах».

- Найдите корень в этих словах                     Ёж

- Сосчитайте

Один

(одна)

Два

(две)

Много

Ёж

Ёжик

Ежиха

Ежонок

-   Образуйте множественное число

Ёж

Ёжик

Ежиха

Ежонок

  1. Печатание слов  ЕЖИ, УЖИ

Игра: «Песочный компьютер».

6. Логопедическая зарядка  (в период утомляемости детей)

        Ёж готовится к рекордам,                 (Выполнение движений)

        Будет заниматься спортом:

                Ёжик лапки напрягает,         

                Штангу кверху поднимает.

                Держит 1, 2, 3, 4, 5,

                Можно штангу опускать.

        Ёжик низко приседает,

        И по камушкам шагает,

        Возвращается обратно.

        Расслабление приятно.

7. Итог:

  • Над каким звуком мы  работали?
  • Назовите однокоренные слова к слову «Ёжик».

Источник:

З.А. Репина «Поле речевых чудес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...