Конспект занятия Звук "ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля !ёжик"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
ТЕМА: Фонема «Ж»
ЦЕЛИ:
Образовательная:
Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов, функции словоизменения.
Коррекционные:
- Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля слова «Ёжик».
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «Ёжик» и развитие валентностей слов.
- Развитие функций словоизменения.
- Развитие связной речи.
- Формирования у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Воспитательная:
Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.
Оборудование:
- Таблица артикуляционно-акустического образа звука.
- Набор картинок по автоматизации изолированного звука (звукоподражания).
- Слоговые дорожки, лабиринты, таблицы.
- Сюжетная картинка «Еж, ежиха и ежата»
- Пособия для звуко-слогового анализа.
- Набор таблиц по формированию и расширению семантического поля, развития словоизменения.
- Разрезная азбука.
- Песочные наборы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Слушание образца нормированной речи
Выделить звук, который встречается в тексте чаще других.
«На лужайке живет дружная семья: ёжик, ежиха и ежата.
Ёжики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина.
После ужина ежи, съёжившись, засыпают под кустом ежевики».
- Объявление темы.
Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука «Ж», а поможет нам в этом картинки.
- Анализ артикуляционно-акустического образа звука.
- Губы округлены
- Зубы сближены
- Язык «чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
- Воздушная струя плавная, теплая, сильная
- Голосовые складки работают.
1). ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГОЗВУКА «Ж»
(с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).
2). ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА «Ж»
Звук «Ж» - согласный, звонкий, твёрдый.
- Почему звук «Ж» согласный?
- Почему звук «Ж» звонкий?
- Почему звук «Ж» твердый?
3). СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА «Ж» С БУКВОЙ
-Послушайте и посмотрите, какой буквой обозначается звук «Ж» на письме».
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт «жужжащий звук».
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ж» В СЛОГАХ
- Однажды ежонок заигрался на лужайке и заблудился.
Помоги ёжику добраться до своего жилища
- Тем временем папа ёж нёс ежатам на ужин грибы.
Прочти слоги, угадай какие грибы несёт ёжик в своё жилище.
- Автоматизация звука «Ж» через формирование семантического поля слова «Ёжик», развитие валентностей слов и функций словоизменения.
1). ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО СЛОВА.
- Помогите ежу закончить четверостишие:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель….. (Ёжик)
- Отгадай загадку.
Лежала между ёлками
Подушечками с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала (Ёжик)
- Сложи начальные буквы строк стихотворения, прочти ответ
Ёлка, помнишь, под травой
Жил в норе приятель твой
И гулял в иголочках,
Как живая ёлочка.
- Объясни лексическое значение слова «Ёжик» (Работа со словарём).
Ёжик – это маленькое животное с колючками на спине.
2). ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЁЖИК»
Самый маленький ежонок многого не знает. Давайте расскажем ежонку все о нем:
- Кто папа у ежонка? (ЁЖИК)
- Произнесите слово «ЁЖИК» чётко проговаривая все звуки.
- Назовите по порядку все звуки в слове «ЁЖИК».
- Сколько звуков в слове «ЁЖИК»?
- С какими звуками в слове «ЁЖИК» дружит звук «Ж»?
- Определите место звука «Ж» в слове «ЁЖИК».
- В каком слоге звук «Ж»?
- Сколько слогов в слове «ЁЖИК»?
- В каком слоге звук «Ж»?
3) ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
Узнал все ежонок – стал умнее.
(Вывешивается картинка «Ежовой семьи»)
- Если ежик очень большой, то его называют… Ежище
- А кто мама у ежонка? Ежиха
- А как можно назвать их детей? Ежата
- Как можно назвать одного? Ежонок?
- Как назвать одного ласково? Ёженька
- Ёжик, ежиха и ежата – что это? Ежовая семья
- Пропавший ёжик, что должен уметь делать от холода?
Ёжиться
- нашелся ежонок, пришел домой, а папа ёж говорит: «Буду держать тебя теперь в «ежовых рукавицах».
- Найдите корень в этих словах Ёж
- Сосчитайте
Один (одна) | Два (две) | Много |
Ёж Ёжик Ежиха Ежонок |
- Образуйте множественное число
Ёж
Ёжик
Ежиха
Ежонок
- Печатание слов ЕЖИ, УЖИ
Игра: «Песочный компьютер».
6. Логопедическая зарядка (в период утомляемости детей)
Ёж готовится к рекордам, (Выполнение движений)
Будет заниматься спортом:
Ёжик лапки напрягает,
Штангу кверху поднимает.
Держит 1, 2, 3, 4, 5,
Можно штангу опускать.
Ёжик низко приседает,
И по камушкам шагает,
Возвращается обратно.
Расслабление приятно.
7. Итог:
- Над каким звуком мы работали?
- Назовите однокоренные слова к слову «Ёжик».
Источник:
З.А. Репина «Поле речевых чудес»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...