Конспект логопедического занятия ребенка с дизартрией «Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Наталья Николаевна Скорнякова

Конспект логопедического занятия ребенка с дизартрией
«Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Вид: фонетическое.
Тип: индивидуальное.
Продолжительность: 20 минут.
Возраст: 6 лет
Цель: автоматизация звука «Ш» изолировано, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш]
Закрепить умение произносить звук [ш] изолированно, в слогах, словах.
Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Коррекционно- развивающие:
Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.
Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.
Коррекционно - воспитательные:
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ns_port.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия ребенка с дизартрией
«Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Вид: фонетическое.
Тип: индивидуальное.
Продолжительность: 20 минут.
Возраст: 6 лет
Цель: автоматизация звука «Ш» изолировано, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш]
Закрепить умение произносить звук [ш] изолированно, в слогах, словах.
Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Коррекционно- развивающие:
Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.
Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.
Коррекционно - воспитательные:
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.

Оборудование: игрушки мышонок и большая мышь, воздушный шарик,
зеркало, предметные картинки со звуком «Ш».

Ход занятия
Организация деятельности.

Логопед: Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок «Миша». Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед: Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Ребенок: Со звуком [Ш]
Логопед:Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ш], а поможет нам в этом мышонок Миша. Только сначала немного разомнем наш язычок и губы.


Основная часть.
Логопед: А мышонок вместе с тобой разомнется.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку и повторяй за мной.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Лягушка-хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
(упр. «Фокус»)

Логопед: А теперь давай покажем мышонку фокусы с шариком. Какой мы слышим звук в слове?
Ребенок: В слове «шарик» слышим звук [ш].
Логопед: Держи шарик перед губами.
Логопед: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Положи шарик на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [ш]
Логопед: Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно  работают губы и язычок, когда произносишь этот звук.  Поднеси ладонь ко рту и произнеси ш ш ш ш.
Ребенок произносит.
Логопед: Что губы делают?
Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Логопед: Что язычок делает?
Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Логопед: Есть ли голосок?
Ребенок: Голос (горлышко) “молчит”.
Логопед: Молодец! Все верно!
Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ш]
Логопед: Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку.
Игра «Змейка».
Логопед: Посмотри, вот где он шел.
Логопед показывает ребенку дорожку, по которой шел мышонок.
Логопед: Посмотри по той дорожке шел мышонок. Помоги мышонку убежать от змейки.  Вова, вставай на тропинку, пройдем по ней и пошипим на змею. Давай вспомним, как шипит змея?
Ребенок проходит по тропинке туда-обратно и шипит.
Игра «Надуй колеса»
Логопед: Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо. Как выходит воздух из колеса?

Ребенок:: ШШ. шш.
Логопед: Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Почему мышонок к нам хотел приехать не на автобусе, а именно на ма – ш – ш –шине?
Ребенок: Потому что мы сегодня работаем со звуком [Ш]
Логопед: Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Эхо», Мышонок будет говорить слоги, а ты их повторяешь.
Мышонок проговаривает слоги, а ребенок повторяет.
Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.
Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость.
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна.
В норке прячется она. (мама Мышь)
Логопед: про кого была загадка?
Ребенок: Про маму Мышь.
Логопед: Молодец, правильно угадал. Следующая загадка.
Твой хвостик я в руке держал.
    Ты полетел, я побежал.
Логопед: Что это такое?
Ребенок отвечает. (шарик)
Логопед: Чем мышонок похож на шарик?
Ребенок: У мышки также как и у шарика есть хвостик.
Логопед: Да, ты прав. Посмотри, как похожи хвостики у шарика и мышки.
Сравниваем хвостик мышки и шарика.
Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветерок.
Ребенок и логопед подходят к окошку.
Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.
Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.
Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются. Длительно произносим звук «Ш».
Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ш».
Логопед: И последнюю загадку мышонку подсказал ветерок, послушай.
Если мы растём на ели,
  Мы на месте, мы при деле.
  А на лбу у ребятишек
  Никому не нужно.
Ребенок отгадывает (шишек)
Логопед: Если мышонок нашел шишку, что он с ней будет делать?
Ребенок: Мышка будет грызть шишку.
Логопед: Мышонок взял шишку и отнес к себе в норку. А в норке его ждала мама Мышь. Давай, посмотрим, что было в норке у мышонка.
Логопед показывает картинки с изображением больших и маленьких предметов и проговаривает их с ребенком.
Логопед: У мамы Мыши есть шляпа, а у мышонка?
Ребенок: Шляпка.
Логопед: Маме Мышке и шуба пригодится, а мышонку Мише?
Ребенок: Шубка.

Логопед: У мамы Мыши есть шкаф, а у мышонка?
Ребенок: шкафчик.
Логопед: маме Мышке пригодится шарф, а мышонку?
Ребенок: Шарфик.
Логопед: Посмотри с чем к нам пришел мышонок «Миша»?
Ребенок: С рюкзачком.
Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим, и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)
Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.
Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш» и сложить к нему в рюкзачок.
Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа
Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ш].
Игра «Закончи предложение»
Логопед: Мышонок на прощание оставил нам интересное письмо, в котором не хватает слова МЫШОНОК. Давай закончим предложение словом мышонок.
Логопед проговаривает предложения, а ребенок называет последнее слово.
Под шкафом шуршит (кто?) ……………………..…МЫШОНОК.
Чуткие ушки у (кого?) …………………………………МЫШОНКА.
Пушистая кошка подкралась к (кому?) …………..МЫШОНКУ.
Не поймать кошке (кого?) …………………………..МЫШОНКА
Мы наблюдаем за (кем?) …………………………МЫШОНКОМ.


Заключительная часть занятия/ итог.
Логопед: С каким звуком мы сегодня работали?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед:Как ты думаешь, у нас в гостях мышонку понравилось?
Ребенок отвечает.
Логопед: А тебе понравилось с мышонком играть?
Ребенок отвечает.
Логопед: Почему?
Логопед: Мышонку очень понравилось, как ты занимался, и он дарит тебе воздушный шарик!


Используемая литература:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. СПб., Детство-Пресс, 2004.
  2. Голубева Г. Г. Индивидуальная работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова.
  3. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  5. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы. Задачи:формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, артикуляционную и м...

Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».

Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это зан...

Подгрупповое открытое занятие: Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в слова. «Приключения Самолетика»

Конспект открытого логопедического занятия:Постановка звука С. Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в слова.«Приключения Самолетика» (старшая и подготовительная группа)...

Конспект открытого занятия "Автоматизация звука [Р] " (Изолированно, в слогах, в словах (разной позиции)). «Пиратские приключения». (Подготовительная группа)

Конспект открытого логопедического занятия: Автоматизация звука [Р]  Изолированно, в слогах, в словах (разной позиции).«Пиратские приключения».(Подготовительная группа)...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи.

Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах,  фразовой речи....

Автоматизация звука Л изолированно, в слогах и словах

В презентации собраны игры и задания на автоматизацию звука Л изолированно, в слогах и словах....

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, сло...